Новости – В мире












В мире
Отец космонавта

Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд. Фото: Pablo Martinez Monsivais / AP
У Саудовской Аравии новый король; у Салмана ибн Абдул-Азиза репутация аскета и покровителя искусств
23 января, 2015 19:57
8 мин
В пятницу на закате состоялись похороны 90-летнего короля Саудовской Аравии Абдуллы Абдул-Азиза. На трон взошел его брат, наследный принц 79-летний Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд. Наследником престола объявлен 71-летней принц Мукрин.
Слухи о кончине монарха разнеслись по арабским соцсетям еще в начале января. Правда, они утихли после того, как двор обнародовал кадры монарха, попавшего 31 декабря в клинику с подозрением на пневмонию. Пневмония и была названа теперь народу в качестве причины смерти.
Новый, седьмой по счету король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд уже издал первые указы. Вторым наследником стал племянник нового монарха и министр внутренних дел, эмир Мухаммед ибн Наиф. Первым наследником остался принц Мукрин. Своего сына Мухаммеда Салман назначил министром обороны, тот сменил отца во главе этого ведомства.
Три жены и сын-космонавт
Взошедший на трон принц Салман пообещал продолжать следовать «прямым путем», проложенным его отцом — королем Абдул-Азизом, основавшим государство в 1932 году.
«Арабская и исламская нация, как никогда, нуждается сегодня в единстве и солидарности, и мы будем следовать этим путем, сплачивая ряды, объединяя слова и защищая национальное дело. Мы будем опираться на устои ислама — религии мира, прощения, компромисса и умеренности», — заявил новый король.
Родившийся 31 декабря 1935 года, принц Салман в возрасте двадцати лет стал губернатором столицы и занимал этот пост в течение полувека, превратив Эр-Рияд из бедуинского оазиса в современный мегаполис. Только в 2011 году он получил назначение на пост министра обороны, а два года назад стал наследником престола.
Новый монарх считается наиболее образованным из сыновей основателя королевства. Хорошо знакомые с ним люди характеризуют его как блестящего дипломата, обладающего в то же время решительным характером. В бытность губернатором, а позже и министром обороны, Салман гораздо больше, чем его высокопоставленные братья, уделял внимание прессе и покровительствовал культуре.
Он довольно рано начал участвовать в политической жизни королевства. Салман был свидетелем самых важных событий в истории страны, среди которых и глубоко потрясшее его убийство брата — короля Фейсала, произошедшее у него на глазах в 1975 году.
Директор базирующегося в Джидде Центра ближневосточных стратегических исследований Анвар Ашки отмечает, что Салман имеет безупречную репутацию в финансовых делах. «Ведя аскетический образ жизни, и будучи очень дисциплинированным человеком, он все эти годы являлся наставником молодых принцев, — цитирует эксперта ТАСС. — Поэтому внутри королевской семьи он всегда выступал в качестве верховного арбитра».
Салман до последнего времени был невероятно активен и открыт для подданных. Он появлялся в своем кабинете в 7 часов утра и собирал двор не менее трех раз в неделю. «Это человек диалога, который предпочитает решение проблем дружеским путем. Во всем он придерживается умеренных взглядов, и многие считают, что Сальман следует по стопам покойного короля Абдуллы», — указывает Анвар Ашки.
У Салмана три жены, восемь сыновей и дочь. Наиболее прославился его сын принц Султан, который первым из подданных совершил полет в космос в 1985 году на борту шаттла «Дискавери». Предполетную подготовку принц проходил и в Советском Союзе.
Либо реформы, либо бунт
За двадцать лет правления король Абдулла заслужил репутацию осторожного реформатора. Например, он запретил членам королевской семьи, которых насчитывается примерно семь тысяч, пользоваться государственной казной. Также он отменил ритуал целования руки монарха, заменив его рукопожатием. Он разрешил умеренную критику в печати и несколько ослабил надзор над населением со стороны религиозной полиции.
От нового монарха эксперты ожидают продолжения реформ. Как сказал РИА «Новости» глава турецкой ассоциации исследователей Ближнего Востока и Африки (ORDAF), историк и политолог профессор Зекерия Куршун, поскольку все сыновья Абдуллы, претендующие на корону, рождены от разных матерей, в будущем возможны конфликты между ними. Они вряд ли произойдут при новом короле Салмане, который, как считает Куршун, сможет сохранить баланс интересов своих родичей в высшем руководстве страны. Пока же, по мнению турецкого политолога, об угрозе стабильности в Саудовской Аравии речи не идет.
Российские эксперты, напротив, считают, что спокойствие в королевстве обманчиво. «Реформы в Саудовской Аравии неизбежны, — считает востоковед Саид Гафуров, — более того, перед новым королем стоит выбор: реформа или революция. Государство в нынешнем виде нежизнеспособно. К власти пришел 79-летний человек, а его преемнику 71 год, новое поколение отодвинуто на второй план. Новый король заявил о преемственности власти, это означает, что сделана ставка на полицейское решение проблем». Гафуров не исключает, что Аравийский полуостров тоже затронет экономический кризис, и в таком случае «там все посыпется».
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко тоже опасается, что пожилой новый король не удержит власть в своих руках. «Возможен государственный переворот. В Саудовской Аравии проживает несколько тысяч принцев крови. Покойный Абдулла создал так называемый Комитет присяги, в который назначил наиболее авторитетных и крайне пожилых представителей правящей династии. Таким образом, он создал систему безболезненной передачи власти. Он сделал это для того, чтобы убрать с политического поля внединастических конкурентов», — рассказал эксперт «Русской планете».
Революции пока обходили стороной
В Саудовской Аравии существуют группировки, не входящие в этот круг избранных, напомнил Игнатенко. По словам политолога, король регулярно проводил зачистки, и под одну из них попал и известный принц Бендар бен Султан, бывший шеф спецслужб и посол в Вашингтоне. «В Саудовской Аравии есть движение против династии Саудитов. Члены этого движения считают, что Саудиты засиделись у власти. Не исключено, что они смогут предпринять реальные шаги в направлении их свержения. Не стоит забывать и о том, что королевская власть — вообще-то, не мусульманское явление», — напомнил Игнатенко.
Покойный король был активен на внешнеполитическом фронте. Он нормализовывал отношения с Израилем, поддержал новые власти Ирака, враждовал с Ираном, вмешивался в гражданскую войну в соседнем Йемене. В последние годы королевство увеличило финансовую подпитку сирийских повстанцев, пытающихся свергнуть Башара Асада, а также новому правительству Египта.
По мнению Саида Гафурова, теперь внешняя политика Эр-Рияда станет спокойнее. «В 1979—80 годы Саудовская Аравия находилась в обороне — вокруг происходили революции, свергались монархии. Только после развала Советского Союза саудиты перешли в наступление. Но сейчас стал очевидным тот факт, что они надорвались, — пояснил эксперт "Русской планете". — В стране заканчивается программа перевооружения, но египетские и иранские войска выглядят значительно боеспособнее».
Два Буша и один Обама
Модернизация вооруженных сил Саудовской Аравии проходила при поддержке США, у которых королевство закупало бронетехнику и вооружение. Но отношения покойного короля с президентом Бараком Обамой в последние годы испортились. По мнению президента Института религии и политики Александра Игнатенко, тому есть вполне рациональное объяснение: «Обама, в отличие от Бушей, не лоббировал нефтяников. Его администрацию называют антисаудовской. И нынешнее снижение цены на нефть больно ударило по американским производителям сланцевой нефти».
А вот отношение Москвы с Эр-Риядом сложно охарактеризовать однозначно. «У России и Саудовской Аравии разная логистика доставки энергоносителей, — напомнил Саид Гафуров. — Российская нефть и газ транспортируется по трубопроводам, а саудовская — танкерным способом. Мы не сходимся в цене на нефть, но Россия и не член ОПЕК, поэтому каждый имеет право на свою точку зрения».
Цены на нефть теперь будут расти, считает Саид Гафуров. Стоимость барреля определяется не только биржевыми спекулянтами, но и военно-политической ситуацией в регионе, а на востоке Саудовской Аравии, как раз там, где добывают нефть, зреет шиитское восстание. «Рядом йеменские шииты, которые заняли нефтяные промыслы, и так называемое "Исламское государство" по-прежнему в состоянии устроить заваруху», — перечислил эксперт.
По мнению Александра Игнатенко, цены на нефть в перспективе будут расти из-за соображения государственной безопасности: «Саудовские власти тратят нефтедоллары для формирования серьезной армии на полуострове, формируют сильный военно-морской флот. В армии служат, в основном, пакистанцы-наемники. Саудиты дают огромные деньги египетским властям. У них значительные золотовалютные резервы, однако они тают с каждым днем».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости