Новости – В мире












В мире
Остров непризнания в океане есть

Ван Юйци (слева) и Чжан Чжицзюнь Фото: Alexander F. Yuan / AP
Тайвань и Китай проводят первые официальные переговоры за 65 лет
11 февраля, 2014 16:54
9 мин
В китайском Нанкине вечером во вторник состоялись первые за 65 лет прямые переговоры между Китаем и Тайванем на министерском уровне. Как передает «Синьхуа», тайваньскую делегацию на переговорах возглавляет председатель Совета по делам материкового Китая Ван Юйци, а китайскую — директор Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжан Чжицзюнь.
По словам Ван Юйци, цель нынешнего визита — «укрепление взаимопонимания через обмен мнениями». Делегации уже договорились о налаживании регулярных прямых контактов между Канцелярией по делам Тайваня и Советом по делам материкового Китая. Как отмечает «Би-би-си», тайваньцы намерены также предложить обмен представительствами, а представители материкового Китая — договор о свободной торговле.
Кроме встречи с Чжан Чжицзюнем, Ван Юйци также посетит мавзолей Сунь Ятсена, выступит с речью в Институте торговли при Нанкинском университете и встретится с учеными Шанхайской академии общественных наук. В Шанхае он посетит Корпорацию культуры, радиовещания, кинематографа и телевидения, а также школу для детей тайваньских предпринимателей.
Официальная встреча представителей Китая и Тайваня, которые на государственном уровне не признают друг друга, — очень символичное событие, считает руководитель Центра тайваньских исследований при Институте востоковедения РАН Валентин Головачев.
«Существуют разные механизмы диалога между Китаем и Тайванем, от неофициальных и до полуофициальных, но, пожалуй, это первый раз, когда обе стороны устроили высокую встречу лидеров государственных органов», — сказал Головачев.
Эксперт не ожидает каких-то реальных плодов от нынешней встречи, но уверен, что за этим «в принципе позитивным шагом последуют более конкретные решения».
«Эта формальная встреча, мне кажется, может снять в будущем многие ранее казавшиеся непреодолимыми препятствия. Поэтому я считаю, что это хороший шаг. Он не приведет к революционным мерам, но символически играет большую роль», — заключил эксперт.
С тем, что встреча сторон — настоящий прорыв в отношениях Пекина и Тайбэя, согласен и профессор политологии Городского университета Гонконга Джозеф Ченг. «Пекин, конечно, заинтересован в таких встречах, потому что он надеется на политический диалог, ведущий к официальному мирному соглашению», — добавил Джозеф Ченг в комментарии агентству Bloomberg.
Встреча скорее выгодна президенту Тайваня Ма Инцзю, нежели официальному Пекину, отмечают в своем материале на портале The Diplomat сотрудники Института политики Китая Ноттингемского университета Майкл Тхим и Джонатан Салливан. «Пекин налагает полный запрет на участие тайваньских лидеров в международных организациях в рамках своей стратегии по маргинализации Тайваня в международном сообществе», — отметили эксперты.
Они не ожидают, что встреча даст большие результаты, так как это лишь начало переговоров, которые могут создать основу для дальнейшего сотрудничества. «Результаты этой встречи, — пишут Тхим и Салливан, — могут разочаровать тех, кто многого от нее ждет. Подготовка почвы для политических переговоров требует многократных подобных встреч на правительственном уровне».
Отношения между Пекином и Тайбэем не поддерживались с момента окончания гражданской войны в Китае в 1949 году, после того как на острове укрылся потерпевший поражение от войск Мао Цзэдуна глава правительства Республики Китай генералиссимус Чан Кайши. Туда же переехала его партия Гоминьдан, администрация и парламент — Народное собрание, составленное из представителей всех китайских провинций. Перевыборы Народного собрания предполагалось провести после освобождения материкового Китая от коммунистов, но возвращение на материк не состоялось. Работа депутатов свелась к продлению полномочий Чан Кайши, а после его смерти — сына и преемника генералиссимуса Цзян Цзинго.

Чан Кайши. Фото: AP
Чан Кайши. Фото: AP
С самого основания государства на Тайване действовало военное положение, также известное как «Белый террор». Его жертвами стали многие тысячи тайваньцев: их арестовывали, пытали, бросали в тюрьмы и казнили из-за подозрений в сотрудничестве с компартией материкового Китая и иными оппозиционными силами. Во время «Белого террора» на Тайване были запрещены демонстрации и забастовки. Власти ограничивали свободу печати, а командование гарнизонными силами могло цензурировать прессу, контролировать связь, таможенную и миграционную службы. Действие военного положения сохранялось вплоть до 1987 года.
В 50-х между КНР и Тайваньской Китайской Республикой происходили вооруженные столкновения, артиллерийские обстрелы противника и тайные спецоперации. Из-за опасений китайского вторжения с материка на островах построили мощную оборонительную систему.
Тайвань был членом ООН вплоть до 1971 года, когда его места передали КНР. Официальный Пекин полагает, что членство в ООН фактически будет равносильно признанию Тайваня независимым государством.
Китай настаивает на том, что Тайвань является частью его территории и официально добивается воссоединения. Причем КНР рассматривает возможность военного вторжения на остров. Как писал в статье на «Русской планете» замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, на захват Тайваня ориентирован Нанкинский военный округ, который находится на юго-востоке страны.
«Лет десять назад вторжение в Тайвань было бы для Китая нереальным, а сейчас это вполне реально. Продолжительность военной операции зависит от степени внезапности и от сопротивления, которое будет оказывать Тайвань. В идеальном для Китая варианте можно уложиться в несколько дней», — рассказал эксперт.
На помощь Тайваню в случае необходимости готовы прийти США, хотя формально Вашингтон не признает его независимым государством.
В 1990-е годы, после роспуска Народного собрания, в ходе формирования на Тайване новых органов верховной власти, Гоминьдану пришлось поступиться политической монополией на острове. В 2000 году президентом Тайваня стал кандидат от оппозиционной Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбянь. Он всячески подчеркивал независимость Тайваня от материкового Китая, в противоположность Гоминьдану и его политике воссоединения. Впрочем, в 2008 году, когда президентом вновь стал представитель Гоминьдана, Ма Инцзю, Чэнь Шуйбянь получил пожизненный тюремный срок по обвинению в коррупции.
В том же 2008 году было открылось прямое авиасообщение между Тайванем и Китаем. Тайбэй и Пекин заключили ряд торговых соглашений. Островные фирмы вложили миллиарды долларов в материковый Китай.
Китайскую Республику (Тайвань) признали в качестве независимого государства 23 страны, в том числе Белиз, Буркина-Фасо, Сальвадор, Гамбия, Гватемала, Ватикан и другие. Дипломатические отношения Тайбэй осуществляет через свои экономические и культурные представительства (фактически посольства). На зимней Олимпиаде в Сочи Тайвань выставил свою сборную, которая выступает в санном спорте, коньках и шорт-треке.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости