В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Опиум для народа

Рекламные плакаты в нью-йоркском метро с надписью: «Я — мормон». Фото: mormonexpression.com

Американские социологи проследили, как люди, потерявшие веру в Бога, находят новые моральные ориентиры
Александр Телишев
27 августа, 2014 17:17
9 мин
Потеря веры вынуждает человека пережить глубочайший кризис идентичности и пересмотреть все моральные установки и даже отношение ко всем предметам потребления — к кофе, вину и фильмам со сценами секса и насилия. Данным процессом, как утверждают изучившие его маркетологи, управляют те же экономические законы, которые описывают переход от традиционного уклада экономики к рынку, когда человек вынужден учиться выбирать нужные ему товары из разных источников. О результатах исследования рассказывает пресс-служба университета Чикаго.
«В нашем исследовании мы проследили за состоянием теряющих веру или уже разочаровавшихся в религии прихожан мормонской церкви. Мы пытались вникнуть в психологическое состояние и переживания людей, только что лишившихся веры в духовные законы, которые определяли не только их моральные установки, но и повседневную жизнь», — поясняет профессор маркетологии Джеймс Макалександер из университета штата Орегон в Корваллисе (США).
Макалександер и три других экономиста из университетов Аризоны, Сент-Галлена (Швейцария) и Аалто (Финляндия) заинтересовались этой не совсем профильной для них темой после того, как в 2011 году во многих городах Соединенных Штатов начали появляться рекламные щиты с фотографиями позитивно выглядящих молодых людей и надписью «Я — мормон». Внутренняя подоплека такой рекламной кампании не была тайной. Руководство Церкви Иисуса Христа святых последних дней таким образом пыталось ответить на язвительную критику, изложенную в мюзикле «Книга мормона» Мэтта Стоуна и Трэя Паркера, авторов анимационного сериала South park, который повествует об истории двух проповедников-мормонов, пытавшихся безуспешно обратить в свою веру жителей Уганды. Кроме того, верхушка мормонов пыталась снизить градус негативного отношения к этой ветви христианства в американском обществе в преддверии президентских выборов, в которых участвовал мормон-республиканец Митт Ромни.
Маркетологов в этой инициативе мормонов привлекло то, что оформление, структура, место и время размещения рекламных плакатов и роликов были практически идентичными тому, как проводились акции «Я — Mac» и «Я — Jeep», которые проводились несколькими годами ранее компаниями Apple и Chrysler. Тот факт, что церковь использовала те же самые маркетологические приемы, что и корпорации, натолкнуло ученых на мысль, что потребительские отношения могут присутствовать даже в самых святых вещах в жизни верующего человека — в его отношениях с церковью и в работе его «морального компаса».
Четверка экономистов проверила, имеют ли их подозрения под собой реальную почву, на тех же самых прихожанах Церкви Иисуса Христа святых последних дней. В первую очередь их интересовали две категории из числа этих людей — мормоны, окончательно потерявшие веру в Бога, и верующие, начавшие сомневаться в догматах церкви и в абсолютности диктуемых ей моральных принципов. Собрав два десятка добровольцев из числа подобных отступников и сомневающихся верующих, маркетологи наблюдали за их повседневной жизнью на протяжении нескольких месяцев. Периодически ученые беседовали с ними и просили их заполнить социологические анкеты, которые помогали исследователям отслеживать изменения в моральных принципах бывших верующих и в их отношении ко всем другим аспектам бытия.
Сравнив собранные данные, Макалександер и его коллеги раскрыли крайне любопытный феномен: процесс отказа от религии оказался практически идентичным по своим последствиям и течению тому, что происходит в традиционных обществах во время перехода к рыночному строю. Десятки и сотни примеров этого можно встретить как в истории человечества, так и сегодня, когда многие общества с традиционным укладом в странах Африки и Азии вынуждены приспосабливаться к проникновению рынка на их территорию. Сами ученые сравнивают этот процесс с тем, что пережили граждане стран бывшего СССР при переходе от плановой экономики к капитализму.
Прихожане Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Фото: Jim Urquhart / Reuters
Прихожане Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Фото: Jim Urquhart / Reuters
Как объясняют авторы статьи, в таких социумах источником тех или иных благ и товаров является один субъект экономических отношений, внешних конкурентов у которого просто нет. Стоимость товаров, методы их производства и положение людей в обществе и в жизни в целом определяется не рыночными отношениями, а традициями, непреложность которых не подлежит сомнению. В тот момент, когда этот строй ломается, человеку приходится иметь дело с внешним миром и самостоятельно определять, как он будет производить и сбывать товар, общаться с властью и подчиненными и вести себя в разных ситуациях.
Нечто похожее происходило и с мормонами, которые потеряли веру или начали сомневаться в истинности ее догматов. Продуктом потребления в этом случае выступают моральные ценности и нормы, которые до отказа от религии производились высшим моральным авторитетом — Библией, другими священными книгами, а также держателями так называемого символического капитала, в роли которых выступают священники. Когда человек начинает сомневаться или отрицать этот авторитет, то все произведенные им нормы и принципы их применения к окружающему миру перестают работать и теряют всякий смысл.
Как показали опросы среди бывших мормонов, это вынуждает человека полностью перестроить дерево моральных и психологических ориентиров, которые он использует для взаимодействия с повседневным миром. Как и при переходе от традиционного к рыночному укладу, «монополист» в виде Церкви замещается десятками конкурирующих друг с другом идеологий, что заметно расширяло поле интересов бывших мормонов и заставляло их критически относиться к ценности предлагаемых им идей.
Так, многие разочарованные верующие не только начинали относиться к церкви как к корпорации, извлекающей доход из своих членов и не заботящейся о религиозном просвещении окружающих, но и пересматривали многие моральные принципы, которые не были связаны с религией. Опрошенные учеными экс-мормоны отмечали, что после отказа от веры они изменили свое отношение практически ко всем аспектам повседневной жизни, в том числе и к таким, как употребление кофе или просмотр кинолент со сценами насилия или секса, которые верующие мормоны воспринимают крайне негативно. Многие вероотступники, даже если они лично и не любят кофе или жестокие фильмы, стали менее категорично относиться к ним из-за появления открытого «рынка» идей.
«Моим первым алкогольным напитком было вино, и я очень четко помню, что оно было ужасным на вкус. Я думал, что меня вырвет. Этим же вечером я попробовал пиво, и оно тоже мне крайне не понравилось. Я пересилил себя, попробовал еще и тогда почувствовал, что придется держать рот руками, чтобы не поперхнуться. Нет, мне совсем не нравилось пиво, но я не хотел быть мормоном. Я просто хотел быть обычным человеком, частью нормального мира», — рассказывает свою историю тридцатилетний экс-мормон Патрик.
Столь кардинальный кризис идентичности и формирование новых моральных и жизненных норм часто оказывается непосильным для некоторых экс-мормонов, так как такой шаг заставляет их покидать метафизическую вселенную, как выражаются маркетологи, в которой они привыкли жить и обрывать все связи с ней. Многие из добровольцев говорили об этом процессе, используя словосочетание coming out, которое в американском социуме часто используется во время признаний в нетрадиционной ориентации. Подобная аналогия не случайна — большая часть экс-мормонов начала свое освобождение от мира религии в одиночестве или в компании одного-двух близких друзей, пробуя кофе и вино, надевая неприличные по меркам мормонов платья или проверяя на практике истинность других табу.
Для борьбы с этими проблемами экс-мормоны часто объединяются в различные клубы и общества, в которых они пытаются вместе освоиться в новом для них мире, выработать моральные принципы и передать полученный опыт свежеиспеченным беженцам из «мормонской вселенной». Существование таких обществ, по мнению исследователей, должно демонстрировать всю серьезность проблемы адаптации подобных людей для правительства Соединенных Штатов, которое пока не помогает бывшим мормонам справляться с депрессией, социальным давлением на них и приспосабливаться к «рынку идей» после отказа от религии.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ