Новости – В мире












В мире
«Он обрел себе роль коммуниста-реформатора в группе Горбачева»

Эдуард Шеварднадзе. Фото: Эдуард Песов / ИТАР-ТАСС
Умер бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе
7 июля, 2014 11:38
7 мин
7 июля на 87-м году жизни скончался один из самых ярких деятелей перестройки, второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Он стал одним из символов перестройки на мировой арене. Дипломатические заслуги Шеварднадзе оценивают неоднозначно, но в Грузии он сохранял авторитет мудрого политика в течение всей своей карьеры.
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе родился 25 января 1928 года в грузинском селе Мамати. Окончил медицинский техникум в Тбилиси, но работе врача предпочел партийную карьеру. Начал с поста завотделом райкома комсомола, возглавлял райкомы в Мцхете и Тбилиси. 9 марта 1956 года в грузинской столице войска расстреляли мирную демонстрацию студентов, протестовавших против критики Сталина Хрущевым. Шеварднадзе, который тогда возглавлял Кутаисский горком комсомола, встал на сторону Москвы. «Сталин для грузин ничего хорошего не сделал. В историческом плане он даже оказался хуже Тамерлана. Он выкосил почти весь цвет грузинской интеллигенции, в том числе и отца моей жены. Сталин был грузином только по происхождению, во всем остальном это был русский император, и недаром же он поднял на послевоенном банкете тост только за русский народ, как будто другие народы СССР не воевали» — объяснял он уже после событий в Тбилиси.
В 1965 году он стал министром внутренних дел Грузинской ССР, а в 1972 — первым секретарем ЦК Коммунистической партии Грузии. За способность успешно лавировать и продвигаться в политике рано поседевшего Шеварднадзе прозвали «белый лис».
По словам грузинского журналиста Валерия Каджая, среди номенклатуры Шеварднадзе славился тем, что, в отличие от большинства коллег, не брал взятки. Когда же он стал первым секретарем компартии Грузии, то первым делом начал масштабную борьбу с коррупцией: уволил десятки партийных функционеров вплоть до министров, а на их места назначил молодежь. Впрочем, обуздать коррупцию, по свидетельствам современников, это не помогло.
В 1985 году Михаил Горбачев назначил Шеварднадзе министром иностранных дел. Он стал одним из основных соратников генсека в делах перестройки. Как и Горбачев, Шеварднадзе считался знаковой фигурой эпохи «разрядки международной напряженности», и к нему тоже прикрепилось западное прозвище — Шеви.
%FOTO%
«Мы были друзьями, и я очень сожалею о его уходе, — говорится в официальном заявлении Горбачева. — Шеварднадзе был крупным политиком. Он внес серьезный вклад во внешнюю политику перестройки, был искренним сторонником нового мышления в мировых делах. Назначение его министром иностранных дел стало для многих неожиданностью, но он умело вел дела на этом посту и его не случайно ценили дипломаты, товарищи по работе, и иностранные партнеры. Велика была его роль в объединении Германии, в целом в европейских делах, в нормализации наших отношений с Китаем, в диалоге с США. Особо хотел бы отметить то, что он много сделал для прекращения гонки ядерных вооружений».
Шеварднадзе-дипломат добился начала переговоров между СССР и США по ограничению, а затем и прекращению ядерных испытаний. Он вел переговоры о выводе советских войск из Германии и об урегулировании ситуации в Афганистане. О своей дипломатической карьере и политике СССР в 80-е и 90-е годы он написал книгу «Мысли о прошлом и будущем».
Подпись Шеварднадзе стояла на спорном соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств, по которому Америке отошли большие участки экономической зоны и шельфа СССР. Джордж Буш-старший вспоминал: «Мы сами не понимали такой политики советского руководства. Мы были готовы дать гарантии, что страны Восточной Европы никогда не вступят в НАТО, и простить многие миллиарды долгов, однако Шеварднадзе даже не торговался и со всем согласился без предварительных условий. То же самое — о границе с Аляской, где мы совсем ни на что не рассчитывали. Это был дар божий». Соглашение до сих пор не ратифицировано Госдумой.
Глава отдела международных связей и контактов с прессой Горбачев-Фонда, переводчик Шеварднадзе Павел Палажченко считает, что без усилий его бывшего начальника мировой политический ландшафт выглядел бы иначе. «В перестройку мы вступили, имея плохие отношения с США и Китаем, неурегулированные конфликты, в которых участвовал Советский Союз — от Никарагуа до Камбоджи. Мы в итоге закончили этот период, нормализовав отношения с США, Китаем, договорившись о сокращении ядерных вооружений и начав процесс вхождения нашей страны в мировое сообщество» — сказал РП Палажченко.
В декабре 1990 года Шеварднадзе ушел в отставку, заявив, что в окружении Горбачева назревает заговор, а в стране — диктатура. В ноябре 1991 года вернулся в должность, но через месяц Советский Союз прекратил существование. Тем не менее, он был одним из первых государственных деятелей, кто признал Беловежские соглашения.
В 1992 году Шеварднадзе стал председателем Государственного совета Грузии, председателем парламента, а затем главой государства. Он создал партию «Союз граждан Грузии», дважды побеждал на выборах президента, каждый раз — с огромным преимуществом: в 1995 году — 72,9%, в 2000 году — 82% голосов.
Президент пережил два покушения: в 1995 году рядом с ним взорвался автомобиль, а в 1998 году его бронированный «Мерседес» расстреляли из гранатомета. В 2003 году оппозиция не согласилась с победой пропрезидентского «Союза граждан Грузии» на выборах в парламент, и в результате «революции роз» Шеварднадзе лишился поста президента, а его место занял Михаил Саакашвили.
«У Шеварднадзе было несколько ролей в жизни, которые он последовательно сыграл, и каждая эта роль была значительной, — считает эксперт Фонда Анатолия Собчака, советник президента РФ по политическим вопросам в 1991–1993 годах Сергей Станкевич. — Начинал он с роли советского вельможи, боярина, допущенного в партийную номенклатуру. Но времена менялись, и он обрел себе роль коммуниста-реформатора в группе Горбачева. Пожалуй, он был одним из самых демократически мыслящих членов горбачевской группы. Ну и третья его роль, которую он сыграл не до конца успешно, — это национальный лидер Грузии. Он отправился на свою историческую родину, когда она уже почти лежала в руинах. Шеварднадзе тогда сумел сформировать работоспособный режим, приподнял страну, но допустил ряд ошибок. Он начал с попыток силового подавления двух конфликтов, которые достались ему в наследство: в Абхазии и Южной Осетии. Но важно, что он убедился, что это невозможно, и пошел на переговоры. Мне довелось принимать участие в переговорах в Москве в 1992-м и 1994-м годах, когда были подписаны окончательные соглашения, которые закрепили ситуацию с Южной Осетией и Абхазией, установили разделение сторон, демилитаризованные зоны, патрулирование международных наблюдателей. То, что он пошел на это и встал выше национальных амбиций, установил долгий и прочный мир — это его несомненная заслуга», — считает Станкевич.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости