Новости – В мире












В мире
Новый сектор газа

Представители комиссии ООН в Дамаске. Кадр: AP
От химической атаки в Сирии погибло от 200 до 500 человек, эксперты высказывают разные версии произошедшего
22 августа, 2013 14:47
7 мин
Сирийские медики и оппозиционеры сообщают, что количество жертв химической атаки в пригородах Дамаска достигло 1400 человек, сотни людей тяжело ранены. По другим данным, количество погибших варьируется от 200 до 500 человек. Проверить эту информацию невозможно, пишет Guardian.
В четверг утром повстанцы сообщили о новой бомбардировке ракетами и минометами районов, ранее пораженных газом. Применение химического оружия уже признается самым значительным с тех пор, как 25 лет назад тысячи курдов были убиты в ходе газовой атаки войсками иракского диктатора Саддама Хусейна города Халабджа на территории непризнанного Курдистана в ходе ирано-иракской войны.
Сирийское правительство сообщило, что началось крупное наступление на удерживаемые повстанцами районы на востоке столицы, однако использование химического оружия власти категорически отрицают.
«Это ложь, которая служит для пропаганды терроризма, — сказал один из сирийских чиновников и добавил: — Мы не будем использовать такое оружие».
Сирийские государственные СМИ называют наступление крупнейшим с начала гражданской войны.
Джордж Сабра, глава основной сирийской оппозиционной группы, возлагает вину за химическую атаку на режим Асада, называя произошедшее поворотным пунктом в боевых действиях. «На этот раз все было сделано для уничтожения, а не для террора», — сказал он.
Совет Безопасности ООН созвал экстренное совещание в среду вечером. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал к «тщательному, беспристрастному и незамедлительному расследованию» заявлений об использовании химического оружия. После двухчасовой встречи за закрытыми дверями председатель Совета Мария Кристина Персеваль сказала, что «должна быть ясность в том, что случилось». Призыв немедленно направить уже работающую в Сирии комиссию ООН на место атаки поддержали 35 стран, в том числе США, Великобритания и Франция. По сообщению «Би-би-си», Россия и Китай, которые неоднократно поддерживали сирийское правительство с момента начала кризиса, это заявление заблокировали.
Al Jazeera называет заявление ООН «очень расплывчатым, мягким и прохладным». «Совет Безопасности спотыкается на проблеме Сирии, они не могут ни о чем договориться», — сообщил корреспондент Al Jazeera из Нью-Йорка. Дамаск неоднократно обвинял этот катарский телеканал в ангажированности и информационной поддержке вооруженной сирийской оппозиции.

Мария Кристина Персеваль, 21 августа 2013 года. Фото: Mary Altaffer
Мария Кристина Персеваль, 21 августа 2013 года. Фото: Mary Altaffer
Комиссия ООН по расследованию применения химоружия прибыла в Сирию на этой неделе, однако у нее есть разрешение на исследование только трех участков. Чтобы комиссия смогла исследовать место атаки в восточной Гуте — всего в 10 милях от отеля, где живет группа экспертов, — генеральный секретарь ООН должен обратиться с соответствующей просьбой к властям Сирии, и они должны ее одобрить.
«Для того чтобы усилия ООН заслуживали доверия, членам комиссии необходим немедленный доступ к свидетелям и пострадавшим, должна быть возможность исследовать и собирать вещественные доказательства без каких-либо препятствий или манипуляций со стороны сирийского правительства. Если правительству Сирии нечего скрывать и оно действительно нацелено на непредвзятое и честное расследование использования химического оружия, то оно будет содействовать немедленному и свободному доступу комиссии ООН к этой территории», — говорится в официальном заявлении Белого дома.
Международная реакция на произошедшее неоднозначна. Так, по сообщению Reuters, Россия поддерживает Асада и считает, что все выглядит как «провокация» оппозиции для того, чтобы его дискредитировать, и что само присутствие в Сирии комиссии ООН указывает на невиновность правительственных войск. Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич ранее сказал, что самодельная ракета «с неустановленным пока химическим отравляющим веществом» была выпущена со стороны повстанцев.
Великобритания, наоборот, озвучивает оппозиционную точку зрения.
«Я надеюсь, что это разбудит тех, кто поддерживал режим Асада, и они осознают его кровавую и варварскую природу», —
сказал британский министр иностранных дел Уильям Хейг.
Сенатор США Джон Маккейн уверен, что Асад воодушевлен тем, что его никто не наказал за предыдущие газовые атаки. «Мы не удивимся, если он снова это сделает», — сказал сенатор.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф сказал в четверг, что сирийское правительство не может стоять за химической атакой, потому что силы Асада и без этого выигрывают борьбу. «Если использование химического оружия — правда, то это, несомненно, сделали террористические... группы, поскольку они доказали своими действиями, что воздерживаются от совершения преступлений», — уверен Зариф. С начала конфликта Иран поддерживает дружественный режим Асада, повстанцы неоднократно говорили о том, что на стороне сирийской армии воюют иранцы.
Консультант по химическому и биологическому оружию Ральф Трапп называет получение доступа к зоне предполагаемой атаки первостепенной задачей. «Сейчас самый подходящий момент для того, чтобы собирать анализы, поскольку с момента атаки прошло немного времени», — говорит он.
В первые дни еще возможно обнаружить нетронутый зарин, а через несколько дней придется иметь дело с продуктами распада. «Если связать это с клиническими исследованиями и свидетельствами, то можно восстановить точную картину произошедшего», — уверен эксперт.
По словам спасателей и жертв, артобстрел восточной Гуты начался вскоре после 2 часов ночи и был направлен на три района — Айн-Тарма, Зермалка и Джобар. «Было примерно 02:30 ночи, когда мы получили сигналы из Зермалки и Джобара, — сказал капитан Свободной сирийской армии (FSA) Алаа аль-Баша. — Когда мы с моими людьми прибыли на место, то увидели разбросанные по улицам тела. Я видел дома, все жители которых были мертвы. И там я почувствовал запах, похожий на запах горящей серы или тухлых яиц, а дым не был чисто белым».
«Врачи считают, что было выпущено более 20 снарядов со смертельным газом», —
говорит капитан. «Большинство жертв не кажутся раненными, они погибли от удушья. Я держал мальчика, чье тело напоминало кусок дерева, а сам он сильно посинел. У него не было ни единой раны», — добавляет офицер повстанцев.
В сообщении оппозиционного исследовательского центра «Аль-Шам» говорится, что использование химического оружия в таких масштабах — это «послание» Асада Турции и арабским суннитским покровителям восстания, пишет Reuters. Они увеличили поддержку вооруженных повстанцев, и атака продемонстрировала, что Асад не боится эскалации конфликта, появления новой волны беженцев и дестабилизации региона, считают в исследовательском центре.
Сирийская правозащитная сеть сообщает о 587 смертях от химического оружия и о 78 — от обычных обстрелов, предупреждая, что это не окончательные цифры. Оппозиционная Сирийская национальная коалиция сообщает о 650 погибших. «Мы зашли в дом, и там все было на своих местах. Каждый человек был на своем месте. Они выглядели так, будто просто спали», — рассказывает Reuters один из тех, кто спасал пострадавших.

Жертвы атаки в пригороде Дамаска, 21 августа 2013 года. Кадр: AP
Жертвы атаки в пригороде Дамаска, 21 августа 2013 года. Кадр: AP
В ночь на четверг в интернете появилось множество видеороликов, на которых мужчины, женщины и дети страдают от проблем с дыханием, а доктора описывают симптомы жертв. На других видео видно множество тел, завернутых в белые саваны, изо рта и ноздрей многих жертв течет белая пена. Некоторые корчатся от боли, по-видимому, пытаясь дышать. Врачи временных клиник сообщают, что работают без кислорода, что клиники переполнены людьми. Пострадавшим требуется лечение, которое врачи не могут обеспечить. Многие мирные жители не знали, что в случае газовой атаки нужно было надеть маски и закрыть нос и рот мокрой одеждой, пишет Guardian.
«У меня очень мало лекарств, а все кислородные трубки уже кончились. Люди нуждаются в интенсивной терапии», — говорит сержант Абу Али, управляющий полевым госпиталем в районе Нашабия.
Бывший главный инспектор США по оружию Чарльз Делфер назвал видеоролики «реальными данными» и добавил, что масштабы атаки должны стать ясны довольно быстро, поскольку разведка разных стран должна была заметить, была ли это артиллерия, ракеты или снаряды.
Научный сотрудник Института судебной медицины в британском Кренфилде Стивен Джонсон в применении химического оружия сомневается.
«Так, у некоторых жертв на губах пена. Она кажется мне слишком белой, слишком чистой. Это не соответствует симптомам повреждения внутренних органов, которого следовало ожидать. В таком случае пена должна быть с примесью крови или желчи», —
говорит он и добавляет, что делать какие-либо выводы на основании видео преждевременно.
Ральф Трапп говорит, что симптомы у людей на видео совпадают с теми, которые бывают в случае отравления химическим веществом. Паула Ваннинен, директор финского института по контролю в рамках Конвенции о запрещении химического оружия (Verifin) отмечает, что если одни люди на видео выглядят так, будто действительно находятся под воздействием нервно-паралитического газа, то насчет других сложно сказать, исходя из видео, что же стало причиной их смерти.
«Но вы видите, они не могут дышать. Что-то послужило этому причиной — они погибли из-за того, что были не в состоянии больше дышать», — добавила она.
Профессор Александр Кекуле из немецкого Института медицинской микробиологии при Университете Галле сказал, что, несмотря на плохое качество, на одном из видео очевидны последствия химической атаки, однако добавил, что ни один из пациентов не демонстрирует типичных признаков отравления зарином или другими фосфорорганическими нервно-паралитическими веществами.
Лечащий раненых врач Газван Бвидани (Ghazwan Bwidany) рассказал «Би-би-си», что главными симптомами, особенно у детей, являются удушье, слюнотечение и затуманенное зрение.
Эксперты говорят, что практически невозможно подделать такое количество мертвых и раненых, в том числе детей.
Считается, что в Сирии находится один из крупнейших мировых запасов химического оружия, в том числе горчичного газа и нервно-паралитического газа зарин. Сирийское правительство подтвердило это в июле 2012 года. Также власти сообщали, что оружие не будет применяться «внутри Сирии», а только в случае внешней угрозы.
В то же время сирийские власти обвиняют в использовании химического оружия повстанцев. Те, в свою очередь, использование боевых отравляющих веществ также отрицают.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости