Новости – В мире












В мире
Нежелательное естество

Женщина после стерилизации в Индии, 13 ноября 2014 года. Фото: Anindito Mukherje / Reuters
Контроль над рождаемостью, профилактика ВИЧ, безграмотность медиков — почему в мире продолжают стерилизовать женщин
20 ноября, 2014 11:00
10 мин
Стерилизация считается оптимальным способом контрацепции в бедных странах, пытающихся контролировать прирост населения. В Индии и Узбекистане эта практика поставлена на поток. «Русская планета» проследила, как и зачем в разных странах мира использовали принудительную стерилизацию и к чему это приводило.
Как пишет Guardian, в середине ноября в Индии разразился крупный скандал: 12 женщин умерли и еще 60 заболели в результате массовой стерилизации в индийском штате Чхаттисгарх. Хирург, оперировавший их в специальном «стерилизационном лагере», должен был провести 80 операций за один день. В результате у некоторых пациенток возникли осложнения, другие умерли от антибиотиков, в которых был обнаружен крысиный яд.
В Индии, где государство пытается таким образом контролировать рост населения, массовые операции по стерилизации женщин оборачиваются массовыми смертями: с 2003 по 2012 год были зафиксированы смерти 1434 женщин, сообщает Guardian. По данным Wall Street Journal, в 2012 году в стране были стерилизованы около 4,5 миллионов женщин. В качестве мотивации им предлагают компенсацию в $23, и для бедных жителей деревни это часто оказывается немалой суммой. Мужчинам за прохождение вазэктомии предлагают больше — $33, но они идут на операцию гораздо реже, сообщила американская редакция канала Аль-Джазира.
В Индии 35% женщин, которые вышли замуж или состоят в отношениях с мужчиной, прошли через стерилизацию. Только в трех странах мира этот показатель выше: в Пуэрто-Рико, Доминиканской республике и Сальвадоре.
По данным Департамента социальных и экономических проблем ООН, женская стерилизация — самый распространенный способ контрацепции на планете: среди женщин от 15 до 29 лет, которые ведут сексуальную жизнь, 19% стерилизованы. На втором месте внутриматочные спирали, ими пользуются 14% женщин. На третьем месте противозачаточные таблетки, на четвертом — презерватив. «Необратимые» и долго действующие средства контрацепции чаще используются в бедных регионах и странах.
Принудительная стерилизация в мире имеет давнюю историю, которая еще не дописана до конца. В начале XX века она рассматривалась как мера популярной тогда евгеники. В США первый закон о принудительной стерилизации людей с психическими расстройствами был принят в 1907 году в штате Индиана, за ним последовали Калифорния, Вашингтон и некоторые другие. По данным автора книги «Стерилизация и репродуктивные права в Америке в 1950–1980 годы» Ребекки Клачин, к 1961 году в США были стерилизованы более 62 тысяч человек, в основном женщины. В начале 80-х принудительные операции прекратились.

Сара Джейн Уайли в помещении бывшей колонии для эпилептиков и людей с психическими расстройствами в Линчбурге, США, 10 марта 2000 года. Уайли была одной из тысяч людей, стерилизованных в рамках евгеники. Фото: Steve Helber / AP
Сара Джейн Уайли в помещении бывшей колонии для эпилептиков и людей с психическими расстройствами в Линчбурге, США, 10 марта 2000 года. Уайли была одной из тысяч людей, стерилизованных в рамках евгеники. Фото: Steve Helber / AP
В нацистской Германии по закону 1933 года стерилизации подлежали люди с психическими расстройствами, эпилептики, слепые, глухие и инвалиды. Похожая практика существовала в это время в Швеции. В Канаде закон о принудительной стерилизации психически больных, умственно отсталых, эпилептиков, алкоголиков и людей, ведущих асоциальный образ жизни, действовал до 1972 года.
В СССР тоже существовала принудительная стерилизация пациентов психиатрических больниц и интернатов. Поздние рецидивы этой практики случались уже в 2000 годах. Например, в 2005 году пациентка психоневрологического интерната № 5 в Подмосковье Оксана Колозатова обратилась в Гражданскую комиссию по правам человека с жалобой на руководство интерната. По словам Колозатовой, ее и еще 15 женщин, содержавшихся в ПНИ, заставили пройти стерилизацию, писала «Новая газета».
Главный врач интерната Сергей Шарунов объяснил действия врачей так: «У нее повышенная сексуальная возбудимость, она легко идет на контакт с мужчинами. Как она может рожать детей, кто из них вырастет? Ведь она их не воспитывает, не заботится о них. Стерилизация — это метод контрацепции. Таким образом мы уменьшаем число нежелательных беременностей и абортов».
В феврале 2009 года уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина выступила с докладом о нарушениях прав пациентов психоневрологических интернатов в регионе. По сведениям Марголиной, в Озерском ПНИ были принудительно стерилизованы 14 женщин, «чтобы психов не рожали». Медицинский персонал, по ее словам, был даже не в курсе законодательства о стерилизации в России. Согласно приказу Минздрава, который действовал с 1993 года, человек, страдающий психическими заболеваниями, может быть стерилизован только по решению суда. Чтобы лишить потомства любого другого гражданина, нужно либо его собственное письменное заявление, либо медицинские показания для стерилизации, которые утверждает комиссия, состоящая из лечащего врача, главного врача и гинеколога или уролога (у мужчин). Но через месяц после публикации доклада этот приказ утратил силу.
Сейчас в странах, где существует принудительная стерилизация, она рассматривается уже не как мера евгеники, а скорее как способ контроля за численностью населения. В 2012 году журналист Би-би-си Наталья Антелава опубликовала расследование о том, как женщин в Узбекистане стерилизуют без их ведома и согласия. Эта политика не является официальной, но, по словам анонимного источника Би-би-си в Министерстве здравоохранения, власти пытаются ограничить рост населения Узбекистана, которое сейчас достигает 30 миллионов человек.
По словам врачей, с которыми журналистка общалась на условиях анонимности, у них есть указание стерилизовать по несколько человек в месяц. Из-за этого в последнее время значительно больше рожениц стали направлять на кесарево сечение. «Раньше правила по проведению кесарева сечения были очень строгими, а сейчас, я думаю, 80% женщин рожают при помощи этой операции, во время которой очень просто стерилизовать женщину, перетянув фаллопиевы трубы», — сказал Би-би-си ведущий хирург одной из больниц, расположенных в пригороде Ташкента.
В таком случае женщины узнавали о том, что больше не смогут иметь детей, уже после операции или спустя какое-то время, когда появлялись осложнения. По разным подсчетам, каждый месяц в Узбекистане стерилизуют тысячи женщин. По непроверенным данным местной гражданской организации Expert Working Group, за семь месяцев 2010 года было прооперировано 80 тысяч женщин. Власти отрицают практику принудительной стерилизации.

Женщины с детьми в Узбекистане, 23 июня 2009 года. Фото: Александр Земляниченко / AP
Женщины с детьми в Узбекистане, 23 июня 2009 года. Фото: Александр Земляниченко / AP
На ситуацию обратил внимание Комитет ООН против пыток: уже в 2007 году в одном из своих докладов организация указывала, что в Узбекистане женщина стерилизуют против их воли. В докладе 2013 года эта проблема упоминается снова: эксперты ООН пишут, что операции обычно подвергаются женщины, которые уже родили двух детей и живут в сельских районах. На практике стерилизовать могут даже молодую женщину, родившую первого ребенка, пишет Би-би-си. Одна из таких девушек, 24-летняя Нигора, узнала о стерилизации на следующий день после родов, а еще через день ее первый и единственный ребенок умер.
В Южно-Африканской республике стерилизации подвергаются женщины, зараженные ВИЧ, поскольку считается, что это оптимальный способ не допустить рождения инфицированных детей. В 2012 году журнал Agenda: Empowering women for gender equity опубликовал статью об этой практике. Исследование, проведенное двумя африканскими женщинами, университетскими профессорами, показало, что, если врачи в роддоме обнаруживают, что родившая женщина инфицирована, они самостоятельно принимают решение о стерилизации. Некоторые пациентки узнают о том, что их прооперировали, спустя годы, после многих безуспешных попыток зачать еще одного ребенка.
По закону ЮАР стерилизацию можно провести только в том случае, если пациента предупредили о деталях и рисках операции, он понял и принял эту информацию и подписал форму согласия. На деле многих вынуждают поставить подпись с помощью запугивания и унижения, пишут авторы доклада. Пациентки часто не понимают, что их ждет, или боятся ослушаться врачей, и в результате они становятся изгоями в своих сообществах. На них ложится двойное клеймо: зараженные ВИЧ и неспособные воспроизводить потомство. Доклад называется словами одной из опрошенных: «Я всегда чувствую себя женщиной наполовину».
ООН считает стерилизацию без добровольного согласия пациента нарушением фундаментальных прав человека, включая право на здоровье, неприкосновенность личной жизни, семью и свободу от дискриминации.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости