Новости – В мире












В мире
Нефтяные качели

Фото: Глеб Гаранич / Reuters
Что будет означать решение ОПЕК для России
26 ноября, 2014 17:06
4 мин
27 ноября в Вене состоится заседание ОПЕК — «самое важное за последние 10–15 лет», как называют его эксперты. Картель стран-экспортеров нефти будет решать, сокращать ли добычу сырья. Результаты этой встречи очень важны для России, ведь половина доходов нашей страны обеспечена продажей нефти и газа. Бюджет России на этот год был сверстан из расчета стоимости нефти 93 $/баррель, а сегодня она составляет 77,49 $/баррель. Если ОПЕК не сократит добычу, котировки могут упасть до 60 $/баррель, предупреждают эксперты.
ОПЕК — это межправительственная организация из 12 стран (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола), на долю которых приходится 40% всей мировой добычи нефти и около половины мирового экспорта. Россия в этот картель не входит: у нашей страны статус наблюдателя.
Договариваясь об объемах добычи для каждой из стран, члены ОПЕК могут влиять на цены на мировом рынке. Последний раз снижение добычи они согласовывали в 2008 году. Тогда в результате глобального кризиса цены на нефть упали со 147,27 $/барр в июле до 32,40 $/барр в декабре. В результате долгих переговоров ОПЕК сократила квоты в целом на 4,2 млн баррелей в день. С июня этого года цены на нефть снизились на треть, и эта ситуация крайне болезненна для экcпортеров нефти. Но не для всех — и в этом главная трудность переговоров 27 ноября.
ОПЕК разделена на две противоборствующие группировки, рассказал РП партнер консалтингового агентства RusEnergy и главный редактор сетевого еженедельника The Russian Energy Михаил Крутихин. «Иран и Венесуэла паникуют в связи с падением цен на нефть и стараются удержать их любыми способами. Их социальные программы не выдержат низких цен на топливо», — рассказывает эксперт. По мнению эксперта, предельная цена на нефть, которую может себе позволить экономика Ирана — $140, для Венесуэлы этот порог чуть выше и составляет около $150, то есть эти страны имели бюджетный дефицит еще до падения цен на нефть. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин добавляет в коалицию к Венесуэле и Ирану еще и Нигерию. Но подчеркивает, что лагерь бедных стран будет за снижение квот, но вряд ли решение будет принято в его пользу — слишком сильны их оппоненты.
Противоположную группу в ОПЕК возглавляет Саудовская Аравия. Арабские страны понимают, что спрос на нефть сокращается в связи со множеством факторов, на которые невозможно повлиять, говорит Крутихин. Одна из главных причин — экономика основных импортеров топлива, например, Китая, становится все менее зависимой от нефти. По прогнозу Международного энергетического агентства, в 1 квартале 2015 года мировой спрос на нефть снизится на 1% по сравнению с текущим кварталом. «Игроки этого сектора отказываются понижать добычу, наоборот, они сделают все, чтобы не потерять свое положение на рынке», — уверен Михаил Крутихин. — При любых договоренностях, которые может принять ОПЕК, арабы все равно будут демпинговать и снижать цены. Они могут себе это позволить в отличие от тех стран, которые эксплуатируют дорогостоящую сланцевую нефть».
Если квоты на добычу не будут понижены, котировки нефти могут рухнуть до 60 $/барр, приводит Reuters опрос аналитиков. Если же участники картеля договорятся о сокращении добычи на 1 млн баррелей в сутки, то это начнет толкать цены вверх, и к февралю 2015 года они могут достигнуть 87 $/барр, приводит Financial Times расчеты аналитиков Deutsche Bank. И вполне вероятно, что на этом уровне они остановятся надолго.
«Новая цена на нефть 80-90 $/барр, скорее всего, сохранится на средне-, а может быть, даже на долгосрочный период», — цитирует ТАСС слова министра финансов России Антона Силуанова. Тем не менее, проект российского бюджета на следующие три года сверстан из расчета стоимости нефти в 100 $/барр, и даже в этом виде он предполагает дефицит в 430 млрд рублей.
Отказ от снижения добычи и, как следствие, удержание низких цен поможет Саудовской Аравии выдавить с рынка поставщиков сланцевой нефти, полагает Сергей Пикин. В первую очередь, это касается США: благодаря технологии добычи сланцевой нефти, Штаты стали в прошлом году крупнейшим в мире производителем нефти и газа, потеснив Саудовскую Аравию. По некоторым расчетам, добыча сланцевой нефти рентабельна в США при стоимости от 77 $/барр.
Колумнист газеты New York Times Томас Фридман предлагает любителям теории заговора другую версию. Происходящее на нефтяном рынке он описывает, как «глобальную нефтяную войну США и Саудовской Аравии против России с Ираном».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости