Новости – В мире












В мире
Над Поднебесной: китайские ВВС от истребителей до дронов

Офицеры ВВС Народно-освободительной армии Китая во время ежегодной ротации военнослужащих в Гонконге. Фото: Alex Hofford / AP
Китайцы производят больше всех в мире самолетов и вертолетов, качественное отставание от мировых лидеров практически преодолено
24 февраля, 2014 05:41
18 мин
Александр Храмчихин продолжает цикл статей о китайской армии
Китайские ВВС, как и другие виды Национально-освободительное армии Китая (НОАК), в последнее время проходят радикальное качественное обновление, ведущееся очень высокими темпами. По производству боевых самолетов и вертолетов Китай уверенно занимает первое место в мире, превосходя по этому показателю все страны НАТО, включая США, вместе взятые.
Как и сухопутные войска, ВВС НОАК в организационном отношении делятся на семь военных округов, имеется также ряд частей центрального подчинения. Они сохраняют традиционную структуру, заимствованную от ВВС СССР, и состоят из авиационных дивизий, каждая из которых имеет в своем составе три (иногда — два) авиаполка. Полк вооружен самолетами или вертолетами одного типа, в дивизии могут быть полки с разными самолетами и вертолетами. Номера полков в дивизии идут по порядку (в 1-й дивизии — 1-й, 2-й, 3-й, во 2-й — 4-й, 5-й, 6-й и т.д. вплоть до 130-го, 131-го и 132-го полков в 44-й дивизии). В последнее время несколько дивизий расформировано, а входившие в их состав полки переименованы в бригады, по составу они идентичны прежнему полку, с прямым подчинением ВВС округа.
Количество самолетов в полку (бригаде) зависит от типа самолета. Для бомбардировщиков и тяжелых истребителей (Н-6, JH-7, Су-27/30/J-11, J-8) — 19—24 самолета, для легких истребителей (J-10, J-7) — 28—30 самолетов, для штурмовиков Q-5 — 24—30 самолетов, полки (бригады) транспортной и специальной авиации могут включать практически любое количество самолетов.
Шэньянский военный округ имеет в своем составе по четыре авиационные дивизии (1-ю, 11-ю, 16-ю, 21-ю) и бригады (88-ю, 89-ю, 90-ю, 91-ю), три авиационные академии, зенитно-ракетную и зенитно-артиллерийскую бригады, радиотехнический полк.
Пекинский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные (7-ю, 15-ю, 24-ю, 34-ю), три зенитно-ракетные (4-ю, 5-ю, 6-ю) и одну смешанную ПВО (7-ю) дивизии, две авиационные академии, одну радиотехническую бригаду, а также пилотажную группу «1 августа».
Цзиннаньский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные дивизии (5-ю, 12-ю, 19-ю, 32-ю) и одну зенитно-ракетную бригаду.
Ланьчжоуский военный округ имеет в своем составе две авиационные дивизии (6-ю и 36-ю) и четыре бригады (109-ю, 110-ю, 111-ю, 112-ю), разведывательный авиаполк, две авиационные академии, 6-ю дивизию ПВО.
Чэндуский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные дивизии (4-ю, 20-ю, 33-ю, 44-ю), одну бригаду ПВО, три зенитно-ракетных полка.
Гуаньчжоуский военный округ имеет в своем составе пять авиационных дивизий (2-ю, 8-ю, 9-ю, 13-ю, 18-ю), три авиационные (124-ю, 125-ю, 126-ю), одну — боевых БПЛА, две зенитно-ракетные (9-ю и 10-ю), одну радиотехническую бригады, один вертолетный, один зенитно-ракетный и два зенитно-артиллерийских полка.
Нанкинский военный округ имеет в своем составе пять авиационных дивизий (3-ю, 10-ю, 14-ю, 26-ю, 28-ю), авиационную академию, четыре авиационные (78-ю, 85-ю, 86-ю, 93-ю), одну — боевых БПЛА, три зенитно-ракетные, одну зенитно-артиллерийскую, две радиотехнические бригады.
Всего в составе ВВС НОАК имеется 28 авиационных, три зенитно-ракетные и две смешанные ПВО дивизии, 15 авиационных, две — боевых БПЛА, семь зенитно-ракетных, две зенитно-артиллерийские, одна смешанная ПВО, четыре радиотехнические бригады, восемь авиационных академий, один авиационный разведывательный, один вертолетный, четыре зенитно-ракетных и один зенитно-артиллерийский полки.
Как и другие виды НОАК, ее ВВС оснащены копиями старой и новой советской, российской и, в меньшей степени, западной (в основном — французской) техники, а также современными собственными разработками. Современные образцы достаточно быстро заменяют старые, хотя последние пока доминируют.
Бомбардировщик Н-6 изначально является копией Ту-16, который был создан еще в 50-е гг. и к настоящему времени очень сильно устарел. Однако в последние годы в Китае были созданы модернизированные варианты Н-6Н/М/К с новыми двигателями и увеличенной дальностью полета. Эти самолеты способны нести крылатые ракеты CJ-10, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками и применяться против наземных и надводных целей. В настоящий момент на вооружении остается 36 старых бомбардировщиков Н-6А, несущих ядерные авиабомбы В-5 (таких бомб имеется не менее 120). Кроме того, имеется 68 новых Н-6Н/М/К, причем их производство продолжается. Количество ракет CJ-10 и ядерных боеголовок к ним неизвестно.
Фронтовым бомбардировщиком ВВС НОАК является JH-7. Этот самолет ни с чего не скопирован, находится в одном классе с Су-24 и «Торнадо». Сейчас имеется не менее 112 таких машин, их производство продолжается. Кроме обычного авиационного вооружения способны нести ядерные авиабомбы В-4 (их имеется не менее 320).
Штурмовик Q-5 был создан в Китае на базе истребителя J-6 (копия старого советского МиГ-19) во многих модификациях. В настоящее время остается на вооружении до 138 Q-5 последних модификаций (J/K/L). Они также могут нести ядерные авиабомбы В-4.
Основу истребительной авиации ВВС НОАК составляют тяжелые истребители семейства Су-27/J-11/Су-30/J-16. В России было приобретено 36 Су-27СК, 40 учебно-боевых Су-27УБК и 76 Су-30МКК. В самом Китае было произведено по лицензии 95 J-11А (копия Су-27СК), а затем начато безлицензионное производство J-11В и его учебно-боевого варианта J-11BS. Также разворачивается безлицензионное производство J-16 (копия Су-30), который пока поступает в морскую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС НОАК имеется 69 Су-30 и не менее 259 Су-27/J-11, из них свыше 80 J-11B/BS, производство которых продолжается.

Легкий истребитель J-10. Фото: Getty Images / Fotobank.ru
Легкий истребитель J-10. Фото: Getty Images / Fotobank.ru
Современный легкий истребитель ВВС НОАК J-10 создан на базе израильского «Лави» (который, в свою очередь, создавался на основе американского F-16), но с использованием российского и собственного китайского оборудования. В настоящее время на вооружении имеется до 250 J-10, их производство продолжается. В России почему-то распространено мнение, что J-10 скопирован с МиГ-29. Это глубочайшее заблуждение. Ни J-10, ни чисто экспортный JF-17 не имеют никакого отношения к МиГ-29.
Перспективы тяжелого (J-20) и легкого (J-31) истребителей пятого поколения пока неясны. Возможно, что J-31 создается только на экспорт, не исключено создание его палубного варианта. Сейчас летают по несколько прототипов обоих этих самолетов. До какой степени они на самом деле отвечают требованиям, предъявляемым к пятому поколению, когда пойдут в серию (и пойдут ли вообще) — можно только гадать.
Истребитель J-8 был создан в 60—70-е гг. как своеобразный синтез советских МиГ-21 и МиГ-23, выпускался во многих модификациях. Сейчас на вооружении остается примерно 230 J-8 (24 В, 42 D/DH/DF, 48 F, 96 H, 20 разведчиков R/FR).
Наиболее массовым самолетом ВВС НОАК продолжает оставаться J-7, который изначально был создан как копия МиГ-21 и выпускался в Китае во множестве модификаций. Сейчас на вооружении остается не менее 750 J-7 (не менее 240 II/M/H/D, 192 Е, свыше 120 G, не менее 62 учебно-боевых JJ-7). Именно на его основе создан чисто экспортный JF-17, который сейчас производится по лицензии в Пакистане.
По уровню развития беспилотной авиации Китай входит в тройку сильнейших стран мира вместе с США и Израилем. Кроме многочисленных разведывательных дронов созданы ударные беспилотники «Илонг», WJ-600, «Лицзянь», серия беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) СН. Пока неясно, началось ли их поступление на вооружение. Кроме того, в боевые БПЛА переделываются списываемые истребители J-7 и J-6. Эти машины будут использоваться для прорыва ПВО противника (в том числе и путем израсходования боезапаса, то есть БПЛА будут использоваться в роли «камикадзе», на которые противник вынужден тратить ракеты), что является чрезвычайно эффективным вариантом использования списанных самолетов.
Первые китайские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) созданы на базе транспортного Y-8, а он, в свою очередь, он на основе советского Ан-12. Это 4 Y-8T и 5 KJ-200 (он же Y-8W). Кроме того, приобретены в России 4 KJ-2000, созданных на базе российского самолета ДРЛО А-50, но с китайской РЛС.
Все самолеты РЭБ созданы на базе того же Y-8, всего их сейчас имеется 22 (8 СВ, 11 G, 3 XZ). Для обеспечения испытаний баллистических ракет используются два Боинга-737, три «Лирджет-35» и часть оставшихся Ту-154. В качестве заправщиков используются восемь самолетов Н-6U (модификация бомбардировщика Н-6).
Транспортные и пассажирские (VIP) самолеты ВВС НОАК — десять Боинг-737, восемь Ту-154, 13 Ил-76, по пять канадских CRJ-200ER и CRJ-700, 57 Y-8C, 50 Y-11, 94 Y-12, 80 Y-7 (копия Ан-24), 293 Y-5 (копия Ан-2). Постепенно списываются Ту-154, Y-5, Y-7, Y-8, приобретаются в России Ил-76, производятся Y-11 и Y-12, в ближайшее время будет начато производство первого китайского тяжелого транспортного самолета Y-20.
На вооружении имеется 190 современных учебных самолетов JL-8, 26 новейших JL-9, остается до 400 устаревших CJ-6 (копия Як-18).
Большая часть вертолетов ВС НОАК состоит на вооружении армейской и морской авиации. В ВВС имеется небольшое количество транспортных, пассажирских и спасательных машин — девять французских AS332L, три европейских EC225LP, 50 российских Ми-8 и не менее шести Ми-17, 20 Z-9 (копия французских SA365), 24 Z-8 (копия французских SA321).
Основу наземной ПВО ВВС НОАК составляет российская зенитно-ракетная система (ЗРС) большой дальности С-300, которая приобретена Китаем в количестве 25 дивизионов (по восемь ПУ в каждом, по четыре ЗУР на ПУ) в трех модификациях. Это один полк (два дивизиона) С-300ПМУ (аналог наиболее старой модификации этой ЗРС — С-300ПТ), два полка (по четыре дивизиона) С-300ПМУ-1 (С-300ПС), четыре полка (15 дивизионов: три полка по четыре дивизиона, один полк — три дивизиона) С-300ПМУ-2 (С-300ПМ). К ним было куплено 150 ЗУР 5В55Р и 897 ЗУР 48Н6.

Зенитно-ракетная система DH-10. Фото: nnm.me
Зенитно-ракетная система DH-10. Фото: nnm.me
На основе С-300 создана китайская ЗРС HQ-9 (хотя точной копией С-300 она не является). Сейчас на вооружении имеется не менее четырех дивизионов (также по восемь ПУ по четыре ЗУР) этой ЗРС, производство продолжается.
К зенитно-ракетным комплексам (ЗРК) средней дальности относится HQ-12 (KS-1A) собственной разработки, имеется не менее шести батарей (по 4—6 ПУ, по два ЗУР на каждой). Началось поступление на вооружение ЗРК HQ-16 (LY-80Е), созданного с использованием технологий российского ЗРК «Бук». Сейчас имеется не менее двух дивизионов по три батареи в каждом (в батарее — четыре ПУ по шесть ЗУР на ПУ).
На вооружении имеется более 60 ЗРК малой дальности HQ-7 (копия французского ЗРК «Кроталь»), не менее 24 ЗРК HQ-6D (LY-60), созданных с использованием итальянских технологий и с итальянской ЗУР «Аспид».
На вооружении остается до 100 дивизионов (по шесть ПУ в каждом) устаревшей ЗРК HQ-2 (копия советского С-75). Часть этих ЗРК прошла модернизацию, получив РЛС от ЗРК HQ-12.
Зенитная артиллерия насчитывает до 16 тысяч орудий, большинство из которых сильно устарело, и в реальности никакую ПВО не обеспечивает.
В целом ВВС НОАК обладают огромной боевой мощью, которая постоянно увеличивается за счет производства новых боевых самолетов одновременно пяти типов (Н-6Н/М/К, JH-7, J-11B/BS, J-16, J-10). Старые машины заменяются на новые по принципу «один к одному», при этом и они, по крайней мере частично, переделываются в боевые БПЛА. Китай очень быстро сокращает качественное отставание от стран Запада и России, в значительной степени оно уже преодолено. В сочетании с высоким темпом производства и физической «молодостью» авиапарка (эти два фактора полностью компенсируют некоторые недостатки качества) это уже в обозримом будущем сделает китайские ВВС сильнейшими в мире. Кроме того, следует иметь в виду, что в состав ВМС НОАК входит морская авиация, имеющая на вооружении самолеты тех же типов, что и ВВС, причем в сопоставимом количестве (а бомбардировщиков JH-7 в морской авиации даже больше, чем в ВВС). Это еще более увеличивает боевой потенциал авиации НОАК.
Недостатками ВВС НОАК являются низкое качество авиационных двигателей, нехватка высокоточного оружия, различных систем для ведения сетецентрической войны (в частности — самолетов ДРЛО и РЭБ). Однако эти недостатки ни в коем случае нельзя считать фатальными. Так, китайские двигатели отличаются от иностранных лишь меньшим ресурсом, однако это может быть компенсировано количеством их выпуска. Кроме того, сейчас в Китае развернуты масштабные работы в области двигателестроения. Аналогично, нехватка высокоточных боеприпасов вполне компенсируется количеством обычных. Вообще, сейчас становится все более ясно, что слишком большое увлечение дорогостоящими высокоточными боеприпасами, характерное для западных ВС, оказывается крайне нерентабельным экономически и часто не усиливает, а ослабляет их боевые возможности (боеприпасы очень быстро исчерпываются, после чего воевать становится невозможно, а производить новые долго и очень дорого). С этой точки зрения отставание НОАК по этим боеприпасам может оказаться не недостатком, а преимуществом, особенно применительно к крупномасштабной классической войне «армия против армии». Нехватка самолетов ДРЛО и РЭБ также будет устранена в обозримом будущем, поскольку командование НОАК уделяет этому очень большое внимание.
Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости