В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Почему России выгодно защищать Монголию

Не поддержав стратегического союзника, РФ может получить от Пекина геополитический «мат»

Елена Коваленко
3 мин
Парад на площади Чингисхана в Улан-Баторе. Фото: Andy Wong / AP
Монголия в ее нынешнем виде получила независимость от Китая исключительно благодаря России. Точнее, Монголия в 1911 году отделилась сама, воспользовавшись хаосом Синьхайской революции, но удержать ее сумела только за счет поддержки сначала Российской империи, а затем СССР, который добился от Пекина официального признания независимости Монголии. Отношение КНР к этому факту сейчас является традиционным для этой, в частности, страны: она признает ранее заключенные договоры до тех пор, пока не появится возможность их разорвать. Во всех китайских исторических изданиях написано, что Монголия получила независимость незаконно, а СССР «выбил» признание этой независимости, воспользовавшись слабостью Китая.
Это официальная безальтернативная позиция, которая означает, что как только у Пекина появится шанс, Монголия с независимостью немедленно попрощается. Имея огромную территорию (около 1,56 млн кв. км, 18-е место в мире) при очень маленьком населении (около 2,9 млн человек, 140-е место в мире), эта страна не имеет возможности защитить себя от китайской агрессии. Предотвращает эту агрессию лишь Россия самим фактом своего существования.
В постсоветский период Монголия активно развивала отношения с Западом, а большая часть ее вооруженных сил (ВС) прошла через различные миротворческие операции ООН, где монгольские солдаты и офицеры хорошо себя зарекомендовали. Тем не менее это не обеспечивает им возможности противостоять китайской армии (НОАК), а Запад не может быть гарантом независимости Монголии. Во-первых, по чисто географическим причинам: Монголия не имеет выхода к морю и граничит только с Россией и Китаем. Соответственно, чтобы иностранные войска оказались на территории Монголии нужно как минимум согласие России. Несмотря на «дыры» в ПВО России на Дальнем Востоке, «явочным порядком» через ее воздушное пространство даже американцы лететь не рискнут. Во-вторых, что гораздо важнее, даже американцы, не говоря уже о европейцах и японцах, ни при каких обстоятельствах не пойдут на войну с Китаем ради спасения Монголии.
В последние годы в Улан-Баторе, вероятно, это стали понимать. Тем временем и Москва наконец-то вспомнила о существовании Монголии, где еще недавно все население знало русский язык. И решила уделить стране хоть какое-то внимание, в том числе и в военной сфере, хотя бы немного обновив безнадежно устаревшую технику монгольской армии.
Сегодня сухопутные войска Монголии имеют в своем составе мотострелковую бригаду, строительный полк, миротворческий батальон (будет сформирован еще один), батальон спецназа, а также до шести полков неполного состава пониженной готовности.
 
Танковый парк включает 200 машин Т-54, 170 — Т-55, 280 — Т-62, 50 — Т-72А. Также на вооружении состоят 120 единиц БРДМ-2, 150 — БРДМ-1, 420 — БМП-1, 20 — БТР-80, 40 — БТР-70, 350 — БТР-60, 200 — БТР-40, 50 — БТР-152. Артиллерия включает до 600 буксируемых орудий, не менее 140 минометов, около 250 РСЗО (в том числе 130 БМ-21), до 700 противотанковых орудий.
Почти вся техника сухопутных войск очень сильно устарела, значительная ее часть уже небоеспособна, поэтому приведенные выше цифры являются во многом условными. Некоторое исключение составляют танки Т-72А, а также БТР-70 и БТР-80, поставленные в последние годы из состава ВС РФ. Эту технику новой тоже никак не назовешь, но она все же качественно лучше ранее имевшейся, к тому же гораздо меньше физически изношена.
ВВС Монголии сейчас не имеют в своем составе боевых самолетов. Ранее состоявшие на вооружении 12 МиГ-21ПФМ и 2 МиГ-21УМ переданы на хранение и, видимо, будут проданы на запчасти (скорее всего, в КНДР). Имеются лишь транспортные самолеты — два Ан-24 (еще два на хранении), три Ан-26. Соответственно, всю ударную мощь монгольских ВВС составляют одиннадцать боевых вертолетов Ми-24. Кроме того, на вооружении состоят транспортные вертолеты — одиннадцать Ми-8, три Ми-17.
Наземная ПВО включает два дивизиона ЗРК С-75, один дивизион ЗРК С-125М, 250 — ПЗРК «Стрела-2», по 75 зенитных орудий ЗУ-23 и С-60.
О технике ВВС можно сказать то же самое, что и о технике сухопутных войск. Исключение составляет дивизион модернизированных ЗРК С-125М, полученных из России два года назад. Сама по себе С-125 — система совсем не новая, но модернизация ее существенно улучшила. Обсуждается возможность закупки Монголией из состава ВВС РФ нескольких истребителей МиГ-29.
Весьма показательно, что, несмотря на участие в афганской и иракской кампаниях, Монголия так и не приобрела никакого американского оружия, только некоторое количество снаряжения и оборудования. Оружие у монголов по-прежнему на 100% российское. И условно новая техника приобретается в последнее время в России же. С 2008 года возобновились ежегодные совместные российско-монгольские военные учения, которые проходят поочередно в Монголии и в этнически родственной ей российской Бурятии.
То, что единственным реальным гарантом независимости Монголии является Россия, не значит, что Монголия нуждается в РФ больше, чем Россия — в Монголии. Огромное по площади государство занимает важнейшее стратегическое положение между Россией и Китаем. В случае войны между двумя последними странами выиграет та, которая будет контролировать территорию Монголии. Именно поэтому отношения с ней критически важны для обеих сторон, особенно для той, которая слабее (то есть для России). Сохранение же Монголией нейтралитета в случае такой войны представляется совершенно нереальным.
Вообще, есть две страны, которые России выгодно в случае чего защищать от Китая так же, как саму себя, — это Казахстан и Монголия. «Сдав» их, РФ получит от Пекина геополитический «мат» и автоматически потеряет территорию к востоку от Урала.
 
Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин