Новости – В мире












В мире
Коррупция-88

Ми-17 на военной базе в Кабуле. Фото: Rafiq Maqbool / AP
В США вспыхнул скандал вокруг контрактов по закупке для армии Афганистана российских вертолетов Ми-17
30 августа, 2013 15:22
3 мин
Пентагон начал расследование фактов коррупции в одном из управлений ВВС США. По мнению военных следователей, многомиллионные контракты на техобслуживание российских боевых вертолетов Ми-17 (известных также как Ми-8 или «изделие-88». — РП) были заключены по заведомо завышенным ценам, передает Reuters со ссылкой на анонимный источник.
Эти контракты — часть программы минобороны США по снабжению вооруженных сил Афганистана машинами, которые закупаются через частные российские компании у ФГУП «Рособоронэкспорт». Бюджет этой программы превышает миллиард долларов. Следователи также изучат контракты на приобретение новых вертолетов. По данным агентства, стоимость одного Ми-17 выросла с $ 10,5 млн в 2009 году до сегодняшних $ 19 млн.
Официальных обвинений пока не предъявлено, но сотрудники Службы криминальных расследований при министерстве обороны изучают связи между офицерами ВВС США и частными подрядчиками. Юристы Пентагона уже обратились в компанию Patriarch Partners, принадлежащую бизнесвумен Линн Тилтон, с просьбой разъяснить обстоятельства найма вице-президента компании экс-полковника армии США Норберта Вергеса. В 2011 году компания MD Helicopters, также возглавляемая Тилтон, выиграла армейский контракт, связанный с вертолетами, на $ 186 млн. Об этом в четверг пишет The New York Times.
До своей отставки в конце 2012 года Вергес возглавлял в Пентагоне отдел нестандартных винтокрылых летательных аппаратов (NSRWA). Это подразделение было создано в январе 2010-го для курирования всех контрактов Пентагона по закупке и ремонту вертолетов для союзников США. Его приоритетной задачей стало приобретение боевых машин для армий Афганистана, Ирака и Пакистана. По географическим условиям, техническим характеристикам и опыту обслуживания для этих стран закупалась российская военная техника.
В числе подрядчиков NSRWA были компании Avia Baltika и St. Petersburg Aircraft Repair Co (SPARC). Обе компании принадлежат бизнесмену Юрию Борисову и его сыну Павлу. Это единственные частные российские компании (Avia Baltika зарегистрирована в Литве. — РП), которые занимаются обслуживанием и тренировкой пилотов вертолетов Ми-17.
Именно их деятельность привлекла внимание военных следователей. В 2012 году был проведен аудит NSRWA. В результате стало известно, что российские компании не допускали инспекторов Пентагона по контролю над качеством на свои ремонтные предприятия. Они также в несколько раз завышали цены на запчасти для Ми-17. Один из контрактов на техобслуживание вертолетов был выполнен с задержкой до полутора лет и лишними расходами на сумму более $ 16 млн. Всего компании Борисова в качестве субподрядчиков могли иметь отношение к контрактам на сумму не менее $ 97 млн.

Линн Тилтон. Фото: Robert F. Bukaty / AP
Линн Тилтон. Фото: Robert F. Bukaty / AP
Предприниматель Борисов, бывший офицер ВВС СССР, принимал участия в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза занялся бизнесом, связанным с военной авиацией. Начал свою деловую деятельность в Литве, где был награжден за особые заслуги перед авиацией страны.
Возможно, у него были дружеские отношения с полковником Вергесом. С апреля 2011 по январь 2013 года телефон роскошного четырехспального дома в престижном районе города Хантсвилла, был зарегистрирован на имя Берта Вергеса. Дом располагается в одном городе с офисом NSRWA и когда-то принадлежал Борисову. Журналисты Reuters, обнаружившие эти данные, подчеркивают, что это не является прямым доказательством связи между Вергесом и российским бизнесменом.
Члены обоих палат конгресса США неоднократно требовали от Пентагона прекращения деловых контактов с «Рособоронэкспортом». В открытом письме, которое в начале августа 13 американских сенаторов отправили на имя главы Генштаба США генерала Мартина Демпси, говорилось: «То, что вы поддерживаете закупку Пентагоном новой партии российских вертолетов, вызывает нашу глубокую обеспокоенность. Эта сделка является крайне рискованной по причине высокого уровня коррупции в России и чрезмерной зависимости от потенциально враждебной силы».
Западные правозащитники также выступают за разрыв контрактов с «Рособоронэкспортом». По их мнению, это российское госпредприятие является ключевым поставщиком вооружений сирийскому режиму Башара Асада.
«Если мы хотим остановить массовые зверства в Сирии, следует начать с тех, кто позволяет этим преступлениям продолжаться. Американские налогоплательщики не должны вести дела с главным продавцом оружия Асаду, в то время как его армия обвиняется в использования химоружия против мирных жителей», —
говорится в заявлении Human Rights First, правозащитной группе занимающейся гражданским расследованием коррупции в рядах армии США.
Попытки сорвать сделку по продаже «Рособоронэкспортом» вертолетов Ми-17 Пентагону — это лоббистская игра в интересах американских вертолетных фирм, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
«Сенаторы защищают экономические интересы своих избирателей. Не думаю, что им кто-то напрямую платит, просто на территории их штатов могут располагаться компании, которые занимаются ремонтом или строительством вертолетов, — сказал Макиенко "Русской планете". — Что до якобы завышенных цен, это потому что американцы наплодили посредников, которые на каждом этапе снимают маржу».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости