Новости – В мире
В мире
Межконфессиональный конфликт по-белорусски
Фото: Вадим Рымаков/ТАСС
Католики и прозападная оппозиция выступили против строительства православного храма и детского православного лагеря в Витебской области
13 ноября, 2015 15:00
12 мин
Недавно в белорусской интернет-рассылке появилось обращение от имени неправительственной организации «Экодом» и некой Ганны Болдукской. В петиции, под которой призывали ставить подписи, сообщалось: на озере Болдук в Поставском районе Витебской области планируется строительство православной церкви с подворьем и детского оздоровительного лагеря при ней. Говорилось, что спонсором строительства выступает минский бизнесмен. Авторы обращения утверждали, что эти объекты нанесут непоправимый ущерб экологии озера, нарушат уникальный ландшафт и так далее. Особое же внимание обращалось на то, что строительство православного храма предполагается «в местности, где исторически исповедуется католицизм». Последнее утверждение не только не совсем соответствовало исторической реальности, но и выдавало истинную подоплеку этого конфликта.
Хрупкий мир
Белоруссия — страна многоконфессиональная. Но если уж говорить об «историческом вероисповедании», то впервые на смену язычеству в X–XI веках здесь приходит христианство восточного обряда, оформившееся вскоре как православие (греч. «ортодоксия»). Не были исключением и территории современной Витебщины и Минщины. Более того, в период Древней Руси эти земли относились к Полоцкому княжеству, которое по воле княгини Ефросиньи Полоцкой стало известным центром распространения православной веры.
Католицизм в Белоруссию проникает значительно позднее — примерно с XV века. Первоначально римско-католическая вера являлась уделом преимущественно местных феодалов, получавших через принятие «латинского обряда» дополнительные привилегии, по образцу польской шляхты. Лишь после присоединения Великого княжества Литовского к Польше по Люблинской унии 1569 года и последующего принятия церковной Брестской унии 1596 года на белорусских землях начинается массовое принудительное насаждение католицизма и униатства. Православных заставляют отказаться от своей веры путем всевозможных притеснений и насилия, их храмы закрывают, передают униатам и запрещают строить новые.
Гонения на православие в течение XVI–XVII веков были одной из причин крестьянских и городских восстаний, казачьего движения и в конечном итоге привели надменную Речь Посполитую к гибели. Поэтому затрагивать тему «исторической первичности» той или иной религии, не рискуя нарушить хрупкий межконфессиональный мир, просто невозможно.
Сегодня 80% жителей Белоруссии исповедует православие, приверженцев Римско-католической церкви 14%. Однако Ватикан явно стремится расширить здесь свое влияние: в марте 2015 года Минск посетил с официальным визитом государственный секретарь римского престола кардинал Пьетро Паролин, практически достигнута договоренность о визите папы римского в республику.
Активно ведется строительство новых римско-католических храмов и учреждений. Например, в Минске сооружается новое здание нунциатуры Ватикана в Белоруссии. Во втором по величине городе страны — Гомеле — еще в 90-е годы под костел было передано здание бывшей православной церкви Рождества Богородицы. Осенью 2015 года Гомельским горисполкомом была выделена земля под строительство второго костела на весьма символичном месте — при въезде в город с западной стороны. До 1917 года в Гомеле был только один католический храм.
В апреле 2009 года Александр Лукашенко совершил визит к папе римскому Бенедикту XVI. До последнего времени Государство Ватикан рассматривалось некоторыми кругами как один из основных каналов налаживания диалога белорусских властей с Западом. В 2013 году папскому нунцию в Белоруссии Клаудио Гуджеротти официально была выражена благодарность за содействие римского престола в налаживании отношений между республикой и ЕС.
Чистая природа или «чистота» прихода?
Но вернемся на Болдук. Постепенно выяснилось, что основной причиной отмеченной в районе озера активности стали вовсе не экологические («Озеро в опасности!») и не социальные («Олигархи приватизируют нашу природу»), а все же религиозные мотивы: «Вашей церкви тут не место…». Как оказалось, за фразой «в местности, где исторически исповедуется католицизм» стоит лишь то, что среди немногочисленных жителей деревни Станчики и соседних хуторов есть ревностные сторонники Римско-католической церкви. Именно они при поддержке определенных внешних сил и выступили против строительства православного храма и лагеря для детей. Эту кампанию поддержала неправительственная организация «Экодом». Подобные структуры в Белоруссии, как правило, работают на гранты западных фондов, согласовывая направления своей деятельности со спонсорами. По некоторым данным, поддержку «Экодому» оказывает представительство немецкого фонда Генриха Бёлля, находящееся на Украине, в Киеве. Лидер «Экодома» Ирина Сухий входила в этом году в оргкомитет оппозиционного «Чернобыльского шляха», который прошел скорее под националистическим лозунгом «Нет российскому атому».
Озеро Болдук
Озеро Болдук. Фото: wikipedia.org
На самом деле «экологической» составляющей конфликта предшествовал откровенно межконфессиональный спор. И в начале конфронтации ни о какой «защите природы» и речи не было. Еще в 2011 году деревня Станчики была включена в состав православной общины «Приход храма Николая Святителя Чудотворца». Жители-католики не согласились с появлением православного прихода в местности, которую стали величать своим «извечно католическим краем». Они начали жаловаться в Витебскую прокуратуру, а впоследствии дошли и до президента Лукашенко. Между тем согласно закону Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» право на свой приход имеет любое количество верующих, постоянно проживающих в данной местности. С просьбой о расширении прихода в Полоцкую епархию обратились православные жители Станчиков, Войшкунов и прилегающей территории. На сегодня Станчики являются, правда, преимущественно дачным поселком, постоянно проживающих жителей в нем единицы. Но в то же время если православный или католик выезжает на летние месяцы на жительство в загородный дом, то кто может лишить его права посещать свой храм?
К слову, тот самый минский предприниматель Николай Романович, который является инициатором и спонсором строительства храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», считает себя жителем Станчиков, он владеет там домом.
И почему католическая община не может соседствовать на одной земле с православным приходом?
Экология веры
«Природоохранные» мотивы во всей этой истории появляются значительно позже, несколько лет спустя. При этом все «экологические» нападки на строительство православного храма, как правило, не обоснованы. Лишь южная часть берега озера Болдук находится на территории национального парка «Нарочанский». Храм же будет располагаться на северном берегу, в зоне гидрозаказника «Швакшты», и не подпадает под ограничения, рекомендованные для заповедника «Нарочанский».
Деятельность храма, как и оздоровительного детского лагеря при его правильной организации, не может создать для озера непереносимых экологических нагрузок. Ни церковь, ни детский лагерь не будут крупными потребителями природных ресурсов и энергии, источниками выбросов загрязняющих веществ. Местность у озера находится в приграничной зоне, на большом удалении от городов, поэтому говорить о «критически высокой антропогенной нагрузке на озеро» и риске его гибели едва ли можно. Да и сам храм, который планируют там построить, по своим размерам больше похож на часовню — 9 на 9 метров: «дисбаланс» какого масштаба он может вызвать в окружающей среде?
Более того, при возведении церкви проявлена необычная для строителей щепетильность — 70 молодых сосен не вырублены, а пересажены за пределы стройплощадки. Новый храм строится на удалении 500 метров от уреза воды. При этом «цветение» озера, о котором любят говорить местные «экологи», к строительству храма никакого отношения не имеет — это результат размножения простейших водорослей, свойственного многим закрытым водоемам.
В советское время существовал запрет на строительство в этой зоне, в «капиталистические» 90-е годы он был снят. Хорошо это или плохо — отдельный разговор. Но «Экодом» в своем обращении почему-то умалчивает о том, что в районе озера Болдук уже давно и активно ведется коттеджная застройка. В примыкающей к Станчикам довольно крупной деревне Войшкуны круглогодично принимают туристов частные мини-отели и агроусадьбы. Их интенсивная хозяйственная деятельность не вызывает у местных активистов-католиков никакого волнения. Совершенно запредельными являются также содержащиеся в обращении «Экодома» обвинения в том, что появление церкви одним своим видом нарушит «уникальный ландшафт».
Но уже сегодня по делу о строительстве церкви ведутся судебные действия. Заказчик и подрядчик этого объекта допустили одно явное нарушение — перед началом строительства не были проведены общественные слушания. Дело в том, что Белоруссия подписала Орхусскую конвенцию, согласно которой в подобных случаях должны проводиться информирование и обсуждение с населением. При этом такие общественные слушания имеют консультативный, необязательный характер. В республике эта практика, к сожалению, уже давно стала пустой формальностью. Тем не менее противники возведения православного храма не преминули воспользоваться этим «процедурным вопросом» и подали судебный иск в Поставский суд.
Верующие выходят из костела Богоматери Руженцовой накануне католической Пасхи в деревне Раков в Минском районе
Верующие выходят из костела Богоматери Руженцовой накануне католической Пасхи в деревне Раков в Минском районе. Фото: Егор Еремов/РИА Новости
Все остальные необходимые требования были выполнены. В частности, в пользу строительства православного культового объекта, как это и предусмотрено действующим законодательством, были собраны подписи жителей деревни Станчики и граничащих с ними Войшкунов.
Между тем о конфликте в глуши озерного края вдруг разом стали писать ведущие «независимые» СМИ, блогеры и пользователи соцсетей. «Православная церковь в католическом крае!» — бьют «тревогу» виртуальные «крестоносцы». Конфронтация между представителями двух конфессий разжигается самым откровенным образом. Минский блогер Антон Мотолько приводит свой разговор с местными активистами: «Все жители — католики. Никогда никаких церквей тут не было. Предлагались альтернативные места строительства — напротив самого же Романовича, чтобы ему ближе было в церковь ходить молиться. Раз — дорогу перешел, и все. Но нет, он хочет именно тут. Чтобы церковь возвышалась над всеми, как символ Русской православной церкви.
— А если молния попадет и она сгорит?
— Мы надеемся на это (и вдалеке Валентин добавляет: "Да пускай бы сгорела!")».
— А если молния попадет и она сгорит?
— Мы надеемся на это (и вдалеке Валентин добавляет: "Да пускай бы сгорела!")».
В такого рода рассуждениях о здешнем «католическом» крае есть одно интересное обстоятельство: озеро Болдук находится не только на границе Витебской и Минской областей, но и рядом с литовской границей — до форпостов ЕС и НАТО отсюда всего 12 километров. Часть местных жителей, если судить по фамилиям, имеют литовские корни. Претендуя сегодня на конфессиональную исключительность, не потребует ли завтра кто-нибудь и «национальной» автономии?
11 ноября в Поставском суде проходили очередные слушания по делу о строительстве храма. Свидетели заявили о попытках оппозиционеров стравить католиков и православных. Судебное разбирательство отложено до 25 ноября. Комментируя конфликт, инициатор возведения храма Николай Романович признался: «Мои соседи стали для меня врагами». Он добавил, что если храма не будет, то он уедет из этого места.
Противники сооружения православного храма в Поставском районе говорят о неких геомагнитных аномальных разломах, будто бы препятствующих его строительству, и даже об ископаемом чудовище наподобие лох-несского, якобы живущем в озере Болдук. На деле сегодня на поверхность все чаще выходят аномалии нетерпимости и чудовища средневекового фанатизма.
Те же, кто любит сегодня говорить о вере или экологии, далеко не всегда могут похвалиться чистотой своих помыслов. Искренний эколог не станет вмешиваться в межконфессиональный спор, а настоящий христианин — разжигать любую рознь и вражду.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости