Новости – В мире












В мире
ЛСД возвращается

Коллективный прием ЛСД участниками эксперимента «Международной федерации за внутреннюю свободу». 1 февраля 1963 года, Кембридж, штат Массачусетс. Фото: John Loengard / Time Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
Завершены первые клинические испытания ЛСД с момента криминализации вещества
5 марта, 2014 14:45
7 мин
Первый за 40 лет эксперимент по психотерапии с применением ЛСД завершился успехом, утверждают ученые. Препринт статьи исследователей из Швейцарии и США доступен на сайте «Журнала нервных и психических заболеваний» (Journal of Nervous and Mental Disease).
Диэтиламид d-лизергиновой кислоты (ЛСД) впервые был синтезирован швейцарским ученым Альбертом Хоффманом в 1938 году. В 1943 году вещество случайно попало в организм химика — так он и узнал о психоделических свойствах своего изобретения. С 1947 года кислоту начали массово производить в качестве препарата для психотерапии — медики пытались лечить с ее помощью в основном алкоголизм, неврозы и психосоматические расстройства.
В 60-х ЛСД обрел популярность в молодежной субкультурной среде, и к 1968 году правительство США (а к 1971 году — ООН) признало его опасным наркотиком. Последнее легальное исследование с использованием ЛСД в Соединенных Штатах завершилось в 1980 году; в Швейцарии — в 1993-м.
В 2008 году власти Швейцарии разрешили возобновить исследования в области ЛСД-терапии среди больных смертельными болезнями на последних стадиях. Тогда и начался описанный в «Журнале нервных и психических заболеваний» эксперимент.
Группа медиков под руководством доктора Питера Гассера предложила 12 смертельно больным (в основном — раком в терминальной стадии) добровольцам пройти курс психотерапии, направленной на борьбу с тревожными состояниями и страхом смерти.
После нескольких обычных терапевтических бесед участники эксперимента принимали дозу ЛСД. Случайно отобранным восьмерым из них досталось по 200 микрограммов, а остальным — по 20 микрограммов. «Трип», порой продолжавшийся по 10 часов, проходил под присмотром психотерапевта, не прекращавшего беседовать с пациентом и направлять его мыслительные процессы.

Доброволец — домохозяйка Барбара Данлоп — испытывает на себе действие ЛСД в рамках проекта группы «Международная федерация за внутреннюю свободу», сложившейся вокруг психолога Тимоти Лири. 1 февраля 1963 года. Фото: John Loengard / Time Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
Доброволец — домохозяйка Барбара Данлоп — испытывает на себе действие ЛСД в рамках проекта группы «Международная федерация за внутреннюю свободу», сложившейся вокруг психолога Тимоти Лири. 1 февраля 1963 года. Фото: John Loengard / Time Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
В течение нескольких часов пациенты рыдали и корчились на кушетке. К ним возвращались подавленные воспоминания, они разговаривали с мертвыми родственниками. Каждый доброволец проходил две сессии ЛСД-терапии. Уровни тревоги замерялись стандартными психологическими тестами.
После всех мучений тревожность восьми пациентов, получивших полную дозу кислоты, снизилась примерно на 20%. Четверым, получившим всего 20 микрограммов, наоборот, стало хуже. В итоге исследователи выдали полные дозы и им — уже по завершении практической фазы эксперимента.
Летом 2012 года швейцарские ученые провели последнее интервью с добровольцем. Выяснилось, что сессии ЛСД-терапии дали стабильный успокоительный эффект, длящийся около 12 месяцев. Многие из участников эксперимента к моменту публикации уже умерли от своих болезней — но, отмечают исследователи, эксперимент психологически облегчил их ожидание смерти.
Доктор Гассер признает, что выборка пациентов была слишком мала для каких-либо окончательных выводов. Однако, отмечает его соавтор доктор Рик Доблин, эксперимент может служить доказательством того, что подобные исследования проводить безопасно, а главное, «это того стоит».
ЛСД обладает крайне низкой токсичностью. Случаев привыкания или повреждения мозга за 20 лет клинических исследований выявлено не было. Продолжительный период запрета на эксперименты с веществом привел к тому, что по прошествии 70 лет после открытия имеющиеся данные о воздействии кислоты на человека и ее взаимодействии с другими препаратами крайне противоречивы.

Барбара Данлоп продолжает испытывать на себе действие ЛСД. 12 февраля 1963 года. Фото: John Loengard / Time Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
Барбара Данлоп продолжает испытывать на себе действие ЛСД. 12 февраля 1963 года. Фото: John Loengard / Time Life Pictures / Getty Images / Fotobank.ru
Диэтиламид d-лизергиновой кислоты пытались применять в психотерапии, для лечения шизофрении, алкоголизма, кластерных головных болей и обезболивания при тяжелых и хронических заболеваниях. В последнем случае выяснилось, что ЛСД в дозах ниже галлюциногенных облегчает страдания больных раком не хуже опиатов — правда, вещество ослабляло не сами болевые ощущения, а тревогу пациента по их поводу.
ЛСД прочили и военное применение. С 1950-х и до 1973 года ЦРУ работало над проектом MKUltra, в рамках которого агентство искало всевозможные способы манипулирования сознанием — от гипноза и пыток до применения психоактивных веществ, в том числе и ЛСД. В качестве подопытных часто выступали ничего не подозревающие граждане США и Канады — военнослужащие, студенты, заключенные и так далее.
Пороговой (минимальной действующей) дозой ЛСД считается 20-30 микрограммов. В нынешнем эксперименте швейцарских ученых можно усмотреть аналогию с открытием вещества. Когда 16 апреля 1943 года Альберт Хоффман заново синтезировал диэтиламид d-лизергиновой кислоты, он случайно впитал подушечками пальцев кажущееся незначительным количество препарата. Ученый ощутил возбуждение и головокружение, а, добравшись домой, впал в состояние, подобное яркому цветному сну.
Три дня спустя Хоффман впервые принял препарат сознательно, на этот раз выбрав сравнительно большую дозу — 250 микрограммов. Он ощутил сдвиги в восприятии уже через час. Оставаясь в сознании, ученый испытывал вспышки паранойи и тревоги, измененное ощущение времени и наблюдал яркие искаженные и постоянно меняющиеся визуальные образы.
В дальнейшем Альберт Хоффман продолжил исследования психоделических веществ. В частности, он выделил и синтезировал в лаборатории псилоцибин — активное вещество большинства галлюциногенных грибов.
Ученый умер в 2008 году в возрасте 102 лет. В интервью незадолго до смерти он назвал ЛСД «лекарством для души», указывая на успехи первых лет применения вещества в психотерапии. В то же время он раскритиковал применение наркотика для развлечения и жесткую реакцию властей на него.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости