Новости – В мире












В мире
Лозаннский договор или сговор

Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд, госсекретарь США Джон Керри, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф перед пресс-конференцией после окончания переговоров по иранской ядерной программе в Швейцарии, 2 апреля 2015 года. Фото: Jean-Christophe Bott / EPA / ТАСС
Эксперты расходятся в оценках достигнутого ядерного соглашения по Ирану
3 апреля, 2015 12:27
7 мин
Иран и страны международной шестерки посредников — США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия — достигли договоренности по ключевым вопросам иранской ядерной программы. Главный итог — Иран выходит из международной изоляции и при этом сохраняет право на мирный атом. Об этом вечером 2 апреля заявил президент исламской республики Хасан Роухани. Таким образом, подведена черта под длившимся восемь дней и ночей переговорным процессом, однако окончательное соглашение, в котором учтут все детали, планируют подписать только в июле.
Проблема ядерной программы Ирана встала перед международным сообществом в 2003 году, когда американская разведка заподозрила Тегеран в разработке ядерного оружия. После того как эксперты МАГАТЭ подтвердили существование в стране незадекларированных ядерных объектов, дошло до обсуждения вопроса в ООН. В 2006 году Совбез ООН принял пакет санкций против Ирана, которые предусматривали запрет на продажу Тегерану технологий и материалов, которые он мог бы использовать для ядерной программы. Иностранные счета иранских банков заморозили. Ограничение в 2012 году нефтяной торговли Ирана сильно ударило по экономике страны. В ноябре 2013 года в Женеве достигли соглашения, по которому Тегеран сокращал обогащение урана до 5%, а также допускал на свои объекты МАГАТЭ. Вчера участники переговоров подписали новое соглашение.
Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, на пресс-конференции по окончании переговоров сообщила, что Иран согласился приостановить использование более двух третей своих нынешних мощностей по обогащению урана. Кроме того, Тегеран обеднит или вывезет за границу наибольшую часть своих запасов обогащенного урана. В обмен власти ЕС и США отменят санкции против Ирана.
Президент США Барак Обама уже назвал достигнутое соглашение «историческим». «Сегодня Соединенные Штаты вместе с союзниками и партнерами достигли исторического соглашения с Ираном, которое, если будет выполняться в полном объеме, не позволит ему получить ядерное оружие», — сказал Обама, выступая в Белом доме. По мнению американского лидера, политические договоренности, достигнутые в Лозанне, позволят сделать мир «более безопасным».
Российский МИД также выступил с заявлением по итогам переговоров, в котором отметил выход Ирана из международной изоляции, что, по мнению ведомства, позволит ему «принимать более активное участие в решении целого ряда имеющихся в регионе проблем и конфликтов».
Кроме того, в российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что в основе договоренностей лежит принцип, сформулированный президентом России Владимиром Путиным, — признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке программы под международный контроль и снятии всех действующих санкций.

Жители Тегерана празднуют заключение соглашения по иранской ядерной программе. Фото: Abedin Taherkenareh / EPA / ТАСС
Впрочем, не все стороны поддержали достигнутое соглашение. Президент Израиля Биньямин Нетаньяху в телефонном разговоре с Бараком Обамой заявил, что еврейское государство решительно протестует против достигнутого соглашения. По его словам, основанная на нем сделка будет представлять угрозу существованию Израиля, передает NEWSru Israel. Ранее Израиль неоднократно выступал против заключения подобного соглашения, ссылаясь на агрессивные высказывания бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в адрес Тель-Авива. С момента возникновения проблемы иранской ядерной программы Израиль рассматривал различные пути ее прекращения, в том числе авиаудар по иранским ядерным объектам. Кроме того, израильтян заподозрили в убийствах иранских ядерных физиков в 2010–2012 годах и создании в 2012 году компьютерного вируса Stuxnet, который поразил ядерные объекты Ирана и, по оценкам экспертов, отбросил ядерную программу страны на два года назад.
Эксперты РП, комментируя достигнутое соглашение, разделились в оценках.
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин считает, что достигнутое соглашение — это большой прорыв, в том числе и для России. «России соглашение принесет большую пользу, поскольку теперь снято эмбарго на поставку Тегерану ядерных технологий, вооружения и развития его космической программы. Теперь можно заключать договоры о поставках иранцам С-300, которые они давно хотели получить, а также заключать длительные контракты в сфере ядерных и космических программ».
Сильный Иран, по словам специалиста, поможет решить многие проблемы региона, такие, как Исламское государство и Афганистан. Сажин также отмечает, что, несмотря на протестующие возгласы со стороны арабов и израильтян, Иран вовсе не собирается вступать в открытую конфронтацию с ними, поскольку это грозит полным уничтожением ему самому. «Иранское руководство не самоубийцы. Их главная цель — защитить собственную страну от угрозы, которую создают им суннитский мир и Израиль», — считает эксперт.
С Сажиным не согласен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По мнению политолога, результаты этих переговоров выгодны прежде всего США и Ирану. Американцы теперь с помощью Тегерана смогут решать проблемы в Средней Азии, в Ираке и Афганистане, и создать противовес проявляющим последнее время непокорность арабским странам. «Барак Обама наконец в глазах мировой общественности оправдал данную ему Нобелевскую премию мира, — констатирует специалист, отмечая, что к реальному миру в регионе это не приведет. — Усиление Ирана создаст напряжение на Ближнем Востоке, поскольку Саудовская Аравия и другие арабские суннитские страны, очевидно, собираются противостоять росту шиитского влияния». Наконец, Сатановский скептически относится к способности МАГАТЭ контролировать ядерную программу Ирана. По его словам, «МАГАТЭ в аналогичных ситуациях с Ираком и Сирией показало свою полную неспособность установить жесткий контроль, поэтому не стоит уделять серьезного внимания уверениям сторон о том, что ядерная программа Ирана не выйдет из-под контроля международного сообщества. Их уже обманывали неоднократно, ничто не мешает сделать это вновь».
США и ЕС, по мнению эксперта, ядерная бомба угрозы не несет, не то что Израилю. Западным странам важно добиться собственных целей заключением полюбовного соглашения. Эти цели заключаются в ударе по позициям России. «У Ирана теперь развязаны руки в спорах с Россией за Каспийский шельф, где Европа и США, скорее всего, будут его поддерживать. Страны ЕС получили альтернативу российскому газу, что также бьет по нашим позициям. Из Ирана теперь усиленно лепят союзника Запада», — отмечает политолог.
«В этом смысле Лозаннские соглашения очень похожи на Мюнхенский договор, заключенный с нацистской Германией. Чемберлен тогда, как и Обама сейчас, тоже кричал о мире, который он принес народам. Не думаю, что стоит напоминать, что произошло всего через год после подписания тех договоров», — заключает Сатановский.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости