По состоянию на 7 июля 10:30
Заболевших694 230
За последние сутки6 368
Выздоровело 463 880
Умерло10 494
В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Лоббисты в дверях Белого дома

Барак Обама пустил агентов влияния бизнеса во власть
Анна Байдакова
13 августа, 2014 18:59
7 мин
Фото: Karen Bleier / AFP / East News, архив
Представители бизнеса смогут вернуться в экспертные советы при правительстве США. Барак Обама снимает запрет на участие лоббистов в политике, который он ввел в начале своего президентства.
Когда Обама только вступил в должность главы государства, он обещал ослабить влияние крупного капитала на власть. Для этого президент выпустил указ о том, что правительственные ведомства не имеют права принимать в свои общественные советы людей, работающих в лоббистских фирмах. Некоторые из таких фирм попытались оспорить указ в суде, но иск отклонили. Однако в январе 2014 года суд округа Колумбия все же открыл процесс по делу. В итоге лоббисты победили: им снова разрешено давать советы правительству.
Речь идет об экспертных советах, работающих при федеральных агентствах США. В стране существует более тысячи таких советов при 50 агентствах, их работа в 2008 году, например, обошлась бюджету в $343,7 миллионов. В советы входят более 60 тысяч человек.
Компании, которые зарабатывают лоббизмом, по закону должны регистрироваться в обеих палатах конгресса и выпускать регулярные отчеты о своей работе. Конгрессмены не имеют права принимать от зарегистрированных лоббистов подарки, скидки, приглашения на развлекательные мероприятия, займы и другие материальные блага. Сейчас в США работает около 10 тысяч лоббистских фирм. Большая их часть держит офисы на K-Street в Вашингтоне — ее название стало нарицательным для обозначения лоббистского сообщества.
Портал About.com проанализировал данные о затратах различных отраслей американской экономики на лоббизм, используя информацию, обнародованную сенатом США. Больше всех продвигают свои интересы в правительстве фармацевтические и медицинские фирмы: в 2013—2014 годах они пожертвовали политическим партиям более $ 65 млн долларов. За ними идут страховщики, пустившие на политические расходы $40 млн, электроэнергетики ($38 млн), IT-компании ($35,5 млн), нефтяная и газовая промышленность ($33,8 млн), кино- и музыкальная индустрия ($28,5 млн).
Громкая лоббистская история развернулась в Америке в марте этого года. Финансист Уильям Экман поставил миллион долларов на то, что акции компании «Гербалайф» упадут до нуля, и начал агрессивную кампанию против фирмы биодобавок, пишет The New York Times. Знакомая Экмана, депутат конгресса Линда Санчес, отправила письмо в Федеральную комиссию по торговле, требуя проверить деятельность «Гербалайфа»: не работает ли он по принципу финансовой пирамиды.
Экман инициировал в пяти штатах митинги, пресс-конференции и коллективные письма с требованием расследовать деятельность фирмы. Позднее некоторые из подписантов писем заявили, что ничего об этом не помнят. Различным правозащитным организациям было заплачено не менее 130 тысяч долларов за сбор информации о людях, пострадавших от «Гербалайфа». Некоторым оплатили поездку в Вашингтон на митинг против фирмы, пишет The New York Times. Экману удалось подключить к кампании четырех конгрессменов, одного сенатора от Нью-Йорка и еще нескольких региональных политиков. В результате акции «Гербалайфа» действительно стали падать и падают до сих пор.
Уильям Экман. Фото: Scott Eells / Bloomberg / Getty Images / Fotobank.ru
Методы работы, описанные в книге Тамазин Кейв и Энди Роуэлла «Лоббизм, клановый капитализм и ущербная политика Британии», включают, например, контроль над СМИ и блогами, финансирование исследовательских проектов, поддерживающих цели бизнеса. Одно из самых эффективных средств — приблизиться к властным кругам, нанимая на работу бывших политиков и их друзей. Бывшие чиновники могут становиться топ-менеджерами компаний, а топ-менеджеры, в свою очередь, занимать места в агентствах и комитетах.
Такая связь между политикой и бизнесом получила название «вращающиеся двери», и Барак Обама, приходя к власти, обещал ее прекратить. «Я участвую в этой гонке, чтобы сказать корпоративным лоббистам, что время, когда они задавали тон в Вашингтоне, закончилось», — сказал он в своей предвыборной речи в штате Айова в 2007 году.
Однако сама администрация Обамы наняла около 70 бывших официально зарегистрированных лоббистов, пишет журнал Politico. Знаменитый пример — Бродерик Джонсон, один из советников Обамы, который до 2011 года работал лоббистом компаний Microsoft, Pearson, Comcast, FedEx и Globalstar. Он продолжал консультировать эти компании еще некоторое время после того, как начал работать в правительстве США, а они продолжали ему платить.
Еще один бывший лоббист компании Microsoft Марк Бережка пришел в Департамент торговли. Мелоди Барнс, бывший лоббист логистической фирмы Raben Group, стала членом Совета по внутренней политике при президенте. Джеймс Коленбергер, работавший на ассоциацию интернет-бизнеса Voice on the Net, занял пост в Департаменте науки и технологий. Шон Кеннеди, который лоббировал интересы крупнейшего сотового оператора в Америке, AT&T, пришел в Департамент по законодательству. Сейчас все они уже ушли из Белого дома и вернулись к лоббистской деятельности.
Засилье лоббизма в американской политике отдалило ее от идеалов демократии, считают политологи Мартин Гиленс и Бенджамин Пейдж (Принстонский и Северо-Западный университеты). Америкой давно уже правит не большинство и не средний класс, а влиятельные элиты; именно они чаще всего добиваются принятия удобных им законов. Впрочем, основные цели и приоритеты верхушки и среднего американца различаются не критически, замечают Гиленс и Пейдж, поэтому олигархический характер современной американской демократии не приводит к серьезным потрясениям в стране.
темы
7 мин