В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Летчикам улучшат зрение

Британские инженеры разработали для военных пилотов шлем со встроенным ночным видением
Алексей Аликин
17 июля, 2014 19:35
4 мин

Пилот в шлеме Striker II. Фото: lockerdome.com 

Компания BAE Systems представила авиационный шлем следующего поколения Striker II, который сможет серьезно облегчить жизнь пилотам многоцелевых истребителей. Демонстрация изделия прошла на международном аэрокосмическом салоне «Фарнборо», в пригороде Лондона.
Это самый продвинутый шлем для летчиков в мире, пишет сайт Gizmodo. Новая система отслеживания движений головы позволяет максимально точно синхронизировать нашлемный дисплей и бортовые системы, что поможет пилоту быстрее реагировать на появление новых целей.
Ключевое отличие Striker II — встроенная система ночного видения. Все ранее созданные модели авиационных шлемов требуют дополнительного оборудования для работы ночью. Очки ночного видения обычно надеваются пилотом поверх шлема — они весят около 500 граммов, но при разгоне истребителя до сверхзвуковых скоростей сила тяжести в кабине растет, и вес очков может увеличиться в девять раз, поясняет «Би-би-си». Тяжелый прибор сковывает движения пилота и замедляет его реакцию.
В Striker II камера ночного видения встроена прямо в лобовую часть, чуть выше глаз пилота, отчасти напоминая зрачок мифического существа Циклопа. Вся снятая информация в реальном времени передается на нашлемный дисплей высокого разрешения, в качестве которого используется прозрачный смотровой щиток шлема.
На этот же дисплей поступают сведения с других бортовых систем и камер самолета, что является стандартной практикой для таких шлемов. Пилот одновременно видит текстовую информацию, например, сведения о боекомплекте и запасе топлива; видеопотоки от системы наведения и камеры ночного видения и данные оптоэлектронных сенсоров.
Многослойная система подачи информации позволит видеть трехмерную картинку с поля боя, на которой любой объект можно будет выбрать, приблизить и получить перечень его цифровых параметров. Пока же новый шлем серьезно упрощает ночные полеты — хотя пилоты сверхзвуковых истребителей чаще ориентируются на показатели приборов, чем на собственное зрение, есть ситуации, когда возможность видеть в темноте просто необходима. Это касается полетов в плотном строю, дозаправки в воздухе и поддержки наземных войск.
Шлем типа Striker II — будущее военной авиации, полагает главный пилот-испытатель BAE Systems Марк Боуман. «Отсутствие тяжелых очков ночного видения даст пилотам большую свободу, позволит им идти на более рискованные маневры.
С таким шлемом можно спокойно летать 24 часа в сутки и «"захватывать" любую воздушную цель, которую в нем увидишь», — приводит Telegraph мнение пилота.
Подобные технологии имеют узкое применение и требуются далеко не всегда, не соглашается бывший военный летчик, майор в отставке Виталий Соколовский.
«Для пилота истребителя, при его огромных скоростях, выглядывать в окно вовсе необязательно. Например, ракеты обычно запрограммированы на поиск цели по теплу или координатам. А увидеть землю с высоты 3–4 километров практически нереально. Другое дело, что для пилотов низколетящих самолетов с ракетами «воздух-земля», которые охотятся за подвижными целями вроде танка или бронемашины, такой шлем может быть полезен. Думаю, пилотам боевых вертолетов с их небольшими скоростями он тоже пригодился бы», — пояснил он «Русской планете».
Как говорит Соколовский, функция ночного зрения может быть по-настоящему востребована в ходе вооруженных конфликтов.
«Современные аэродромы прекрасно освещены, есть системы точного наведения. Однако, если идут боевые действия, может возникнуть острая необходимость в посадке на неосвещенный или замаскированный аэродром. Тогда в темное время суток такое средство может помочь пилоту увидеть взлетно-посадочную полосу. Речь, конечно, идет об очень серьезных конфликтах», — резюмирует специалист.
темы
4 мин