Новости – В мире












В мире
Крым: от автономии — к области

Пассажиры, отъезжающие в Крым на Курском вокзале. Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
Украинизация региона почти завершена
12 октября, 2013 07:08
3 мин
В Крыму подошел к концу очередной курортный сезон. Официальные власти делают вид, что остались им довольны, но вытягивают сезон за сезоном по-прежнему россияне.
Несмотря на то что формально Крым является автономией, фактически он — часть унитарной Украины и собственную экономическую политику проводить не может. Значимым курортом Крым был только в закрытом Союзе. В советское время в него много вкладывалось, улучшалось, совершенствовалось. Именно этим, а также имиджем, который создал ему СССР, пользуется Украина, до сих пор собирая дивиденды. За 22 года независимости в развитие инфраструктуры ничего не вкладывалось, а каждый предприниматель, который работает в Крыму, думает об обогащении, а не о развитии региона. Но он и не обязан это делать, бизнес просто платит налоги. О развитии региона должны думать власти. Однако они подчинены Киеву, который и решает, что делать в Крыму, а что нет. А официальный Киев если и озабочен вложениями в Крым, то уж никак не в инфраструктуру, а в собственные дачи.
Важную роль здесь играет то, что Крым говорит по-русски. В Крыму отдыхает больше россиян, чем украинцев. Россияне могут себе позволить отдых здесь, в то время как для большинства украинцев, несмотря на географическую близость, он получается слишком дорогим. Вот и получается, что россияне спасают Крым.
Крым ментально близок России. Подавляющее большинство населения — русские, которые рады Черноморскому флоту в Севастополе, которые выходят на митинги с российскими флагами, на всех выборах голосуют за президентов, выступающих за сближение с Россией. Россияне в некотором смысле чувствуют себя там, как в России.
Крым — сложный регион для Украины, поскольку он входил в состав России до 1954 года, население в основном составляют русские, которым ближе Россия, чем Украина. После распада СССР в Крыму было много разговоров о том, что Россия будет предъявлять на него права, однако этого не произошло.
23 октября 1991 года Верховный Совет Крыма принял в первом чтении Закон о референдуме, но сам референдум о статусе полуострова решили не проводить. В ответ Юрий Мешков (тогда депутат) объявил публичную голодовку на площади перед зданием Верховного Совета в Симферополе. Окончилась голодовка 1 ноября, когда Мешков был госпитализирован.
Мешков был хорошим оратором и быстро завоевал популярность у населения Крыма. 30 января 1994 года, возглавив избирательный блок «Россия», он победил во втором туре выборов президента Республики Крым, получив 72,9 % голосов.

Юрий Мешков. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Юрий Мешков. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Политической предвыборной платформой Мешкова стал курс на сближение с Россией, вплоть до полного присоединения. В частности, Юрий Мешков был намерен ввести в Крыму рублевую зону, заключить с Россией военно-политический союз, предоставить жителям Крыма российское гражданство, ввести московское время, и т. п. Однако в силу жесткого противодействия со стороны Киева реализован был только переход на московское время.
Юрий Мешков остался первым и последним президентом Республики Крым. Под давлением украинских властей 17 марта 1995 года тогдашнюю конституцию Крыма отменили, должность крымского президента была ликвидирована, конституция региона 1992 года отменена решением Верховной рады и президента Украины Леонида Кучмы, а Мешкова отправили в отставку (в итоге он уехал в Москву).
Мешкову не хватило политического опыта, чтобы реализовать свою программу и построить грамотную модель власти в непростых условиях первой половины 1990-х. Однако очевидно, что Мешкова, точнее, его программу по сближению с Россией крымчане очень активно поддерживали.
Последующая украинизация Крыма происходила постепенно. К власти в Крыму приходили люди, всё более лояльные к Киеву, о чем Киев, безусловно, заботился, формировалась элита, которая была вынуждена выстраивать отношения с центром. Украинизация особо не чувствовалась, давления как бы не было, крымчане, потеряв бдительность, успокоились. Киев грамотно выстроил отношение с Крымом.
Возможно, крымчане были неплохими тактиками, выступая со своими требованиями и получая преференции, им шли на уступки, но Киев, идя навстречу, проявил себя дальновидным стратегом. Ведь с каждым годом Крым, хотел он того или нет, сближался с Украиной. Украинское телевидение, образование, документация на украинском — все это происходило очень постепенно. Крым еще и по московскому времени жил, и Новый год с Москвой, а не с Киевом отмечал. Эта традиция сохранилась у многих крымчан до сих пор. Потом Крым перевели на час назад.
Депутат Тарас Черновил в одном из интервью сказал: «Автономия Крыма была уступкой местным, преимущественно мафиозным элитам при принятии конституции. Сегодня отменить автономию вряд ли удастся, но вот навести в ней хоть немного порядка, было бы недурно. Тем более что де-факто центральная власть сегодня имеет стопроцентное влияние на все события в автономии».
Удобным для Киева фактором стало возвращение на полуостров крымских татар. При чтении украинских СМИ создается впечатление, что Мустафа Джемилев — единственный лидер этого народа. Действительно, он возглавляет Меджлис (неофициальный крымскотатарский парламент). Но крымские татары поддерживают разные партии, имеют разные взгляды и очень многие из них хорошо относятся к России. А вот Джемилев, много лет возглавляющий Меджлис, настроен антироссийски, что полностью устраивает Киев.
В последние годы в Крыму, как и вообще на всей территории Украины, укрепляется власть земляков президента Януковича, причем весьма специфическими методами. Начались убийства мэров крымских городов, которые, по мнению многих наблюдателей, связаны с перераспределением власти. «Освобожденные» таким методом должности занимают уроженцы Донбасса.
Стремительно приватизируются крымские земли у моря, заповедные и самые красивые места. Детские лагеря и санатории переходят в частные руки, перестраиваются, огораживаются вместе с землей и пляжами. Только у президента Януковича в Крыму — четыре госдачи и резиденции с закрытыми пляжами, а также владения в Севастопольской зоне. Сейчас развернуто строительство еще одной дачи на мысе Айя. Лес вокруг нее, как и во всех подобных случаях, на много гектаров станет охраняемой территорией.
Крым хотел бы вернуться в состав России, но, по всей видимости, не так сильно, чтобы не удовлетвориться на каком-то этапе мягкой политикой Украины, усыпляющей его бдительность. Теперь то время прошло, Киев будет диктовать Крыму условия, постепенно делая из него обычный регион унитарной страны. То, что в 90-х годах было нормой на полуострове, сейчас называют сепаратизмом. Осталось сделать последнюю формальность — юридически превратить Крым в обычную область.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости