Новости – В мире
В мире
Костер для переводчика
Памятник Джордано Бруно в Риме. Фото: Marie-Lan Nguye
6 октября 1536 года за ересь был сожжен протестантский реформатор Уильям Тиндейл, автор первого перевода Нового Завета на английский язык
6 октября, 2014 23:50
12 мин
Уильям Тиндейл родился в английском графстве Глостершир в конце XV века. Он познакомился с протестантами в Магдален-колледже Оксфордского университета и скоро стал одним из их лидеров. Получив степень мастера искусств, Тиндейл поступил в Кембридж, где изучал труды исследователя Священного писания Эразма Роттердамского. К 30 годам ученый-гуманист задался целью перевести Библию на английский язык. «Если бог меня сбережет, в скором времени я сделаю так, что управляющий плугом мальчик будет знать Священное Писание лучше, чем ты», — ответил как-то Тиндейл поспорившему с ним ученому.
Исполнить свою задумку в Англии реформатору никак не удавалось, и в 1524 году он переехал в Гамбург. На следующий год в Кельне были напечатаны три тысячи экземпляров перевода первых страниц Нового Завета. Когда об этом узнал немецкий богослов и ярый противник Реформации Иоанн Кохлеус, Тиндейлу пришлось бежать в Вормс. В начале 1526 года первое издание Нового Завета на английском языке было готово. Книги были отправлены в Англию, где власти всячески пытались противостоять их распространению, стараясь сжечь все попавшие в продажу экземпляры. Однако деньги, которые они тратили, чтобы выкупить Новый Завет из книжных лавок, шли на печать новых томов. За четыре года тираж допечатывался шесть раз.
Предприятие Тиндейла не нравилось церкви тем, что перевод Священного Писания на английский язык делал его доступным простым людям, уменьшая роль священнослужителей в общении прихожан с богом. На Новом Завете реформатор не остановился, и к 1530 году перевел на английский язык Пятикнижие, а еще через год — «Книгу пророка Ионы». Особенность трудов Тиндейла заключалась в том, что он переводил непосредственно с древнееврейского и древнегреческого оригиналов, тогда как другие переводы делались с Вульгаты — латинской Библии.
В 1528 году лорд-канцлер в правительстве короля Генриха VIII Томас Мор назвал перевод Тиндейла еретическим, поскольку он пренебрег официальной церковной терминологией и по-своему интерпретировал некоторые ключевые слова. Ученый, однако, успел еще дважды — в 1534 и 1535 годах — переработать и выпустить исправленные издания Нового Завета.
Фрагмент издания "Евангелия от Иоанна" Уильяма Тиндейла, 1525 год. Фото: khrawlings / flickr.com
В мае 1535 года императорские офицеры схватили Тиндейла в Антверпене и посадили его под стражу. После нескольких месяцев заключения в Вилвордском замке над ученым состоялся суд, который признал его виновным в ереси. Тиндейла задушили, а его тело сожгли на костре 6 октября 1536 года.
Василий Врач
В конце X века, во времена правления царя Петра I, в Первом Болгарском царстве возникла религиозная секта богомилов. Они отвергали церковную иерархию и призывали к возращению «раннего христианства», а в политической сфере их главной задачей стало сопротивление государству и церковным властям. На фоне феодализма и растущего расслоения общества движение быстро распространилось по Балканам и вышло за пределы Византийской империи, дойдя до Киевской Руси, Италии и Франции.
Богомилы считали, что у бога было два сына: старший — Сатанаил, и младший — Христос. Когда Сатанаил восстал против своего отца, бог сверг его из рая в пустоту, где тот и создал материальный мир, став его владыкой. Лишь после того, как младший сын бога, Христос, спустился к людям и принес в себя в жертву, его старший брат был низвергнут в ад, после чего лишился ангельского слога «ил» и стал называться Сатаной. Вернуться в царствие небесное из созданного Сатаной мира богомилы планировали с помощью жесткого аскетизма, что отражалось на их отношении к религиозным атрибутам: они не использовали кресты и иконы, не строили церквей, а ритуалы проводили на улице.
В 1018 году византийский император Василий II Болгаробойца присоединил Болгарское царство к своим владениям. Спустя 73 года императорский трон занял Алексей I Комнин, который стал бороться с богомилами. Пойманных членов секты императорские офицеры подвергали пыткам, чтобы узнать имя их предводителя. Некоторые из них указали на Василия Врача как на главу секты богомилов во Фракии, имевшего при себе 12 ближайших сторонников по числу апостолов.
Оттиск гравюры, изображающий казнь Уильяма Тиндейла. Источник: Folger Shakespeare Library
Василия вызвали к императору, который с помощью хитрости выманил у лидера богомилов признание, спрятав за ширмами записавшего слова богомила секретаря, а также свидетелей из духовенства во главе с патриархом. Обвиняемый отказался отрекаться от своих взглядов, и его приговорили к сожжению заживо. Приговор был вынесен в 1110 году, но его исполнение было отложено на 8 лет. Все это время император пытался добиться от Василия покаяния, но тот был так тверд в своей вере, что стали ходить слухи об ангелах, которые должны спуститься с неба и спасти его от огня. Чуда, однако, не случилось, и в 1118 году Василий Врач заживо сгорел на ипподроме Константинополя.
Джордано Бруно
В юношестве итальянец Филиппо Бруно изучал диалектику, логику и литературу в монастыре святого Доминика в Неаполе. Имя Джордано он взял при постриге в монахи в 1565 году. Через семь лет он получил сан священника, что не мешало ему выражать сомнения по поводу церковных догматов, в том числе о непорочном зачатии Девы Марии. Бруно также был большим сторонником гелиоцентрического учения Коперника.
Подобные взгляды вынудили молодого священника покинуть монастырь и уехать в Рим, а затем начать скитания по Европе, нигде не задерживаясь надолго. Источником дохода Джордано Бруно стало преподавание философии. Пожив какое-то время в Швейцарии, он отправился во Францию, где стал записывать свои мысли в форме философских сонетов, считая, что главное в них — образность и риторическая выразительность. Помимо этого, Бруно сочинил антицерковную сатирическую поэму «Ноев ковчег» и комедию «Подсвечник».
Одна из лекций философа сильно впечатлила французского короля Генриха III, который в течение нескольких лет покровительствовал скитальцу, а в 1583 году отправил его с рекомендациями в Англию. Там Бруно написал свои главные сочинения, включая трактаты «О бесконечности вселенной и мирах» и «О причине, начале и едином». Он по-прежнему много времени посвящал распространению идей Коперника, чем нажил себе немало врагов. Из-за этого он покинул Англию и снова вернулся во Францию, а затем в Германию, но везде его ждало недовольство властей.
Документ, подписанный Урбеном Гранде, Вельзевулом, Люцифером, Астроном, Сатаной и другими демонами. Источник: wikipedia.org
В 1591 году философ оказался в родной Италии, где стал преподавателем молодого аристократа Джованни Мочениго. Приглашенный учитель ему не понравился, и уже через год Мочениго донес на Бруно венецианскому инквизитору. Мыслителя арестовали и посадили в тюрьму, а в феврале 1593 года перевезли в Рим. Спустя семь лет пыток, которые так и не заставили его отказаться от своих идей, Бруно был признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» и 17 февраля 1600 года, лишенный сана и отлученный от церкви, сгорел на костре.
Урбен Грандье
Француз Урбен Грандье получал духовное образование у иезуитов, а благодаря своим неординарным качествам уже к 27 годам имел собственный приход — церковь Сант-Кру в городе Луден. Он привлекал прихожан пламенными речами, в которых призывал к благочестию и обличал погрязшее в грехах духовенство. Сам священник отнюдь не отличался целомудрием. Несмотря на обет безбрачия, Грандье часто вступал в половые отношения с женщинами из знатных семей, постепенно выбирая все более молодых. От священника забеременела дочь королевского прокурора, а затем он вступил в связь с юной дочерью королевского советника Мадлен де Бру. Чтобы девушку меньше мучила совесть, он сам себя с ней обвенчал, а потом написал трактат, осуждающий обет безбрачия католического духовенства.
В начале XVII века в Лудене появился женский монастырь урсулинок. Он быстро добился процветания, причем большинство монахинь были из состоятельных семей. Когда в 1631 году настоятель монастыря умер, Грандье стал одним из претендентов на освободившееся место. Монахини были категорически против распутного священника, и хотели, чтобы их духовником стал аббат Миньон, который после напряженного противостояния все-таки был утвержден на эту должность.
Но на этом дело не закончилось. Весной следующего года монашки одна за другой стали впадать в неадекватное состояние и видеть духов. Вероятно, это была массовая истерия, но в то время приглашенный экзорцист, под наговорами которого урсулинки бились в судорогах, скрежетали зубами и пускали пену изо рта, пришел к выводу, что они одержимы бесами. Источником «болезни» была признана переброшенная кем-то через монастырскую ограду ветвь розового куста, аромат которой вдыхали почти все обитательницы монастыря. После этого по ночам им стал являться Урбен Грандье, воспламенявший в них нечистые помыслы.
Одна из проживавших в монастыре урсулинок была родственницей кардинала Ришелье. Кардинал подозревал, что распутный священник является автором одного из обличительных памфлетов на него. Когда при обыске это предположение подтвердилось, Грандье был арестован и обвинен в сговоре с дьяволом. Помимо одержимых монашек на суде с помощью экзорцистов были «допрошены» и сами «бесы», которые рассказали о заключенном с Грандье договоре.
Квирин Кульман. Источник: Библиотека Конгресса США
Священника подвергли пыткам, после чего на свет появился некий документ, написанный задом наперед на латыни и якобы подписанный самим Грандье и несколькими демонами, включая Вельзевула, Люцифера, Астарота и самого Сатану. Согласно договору, нечистые силы обещали священнику «любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства» и внебрачные связи каждые три дня. Священник, со своей стороны, обязался отречься от Иисуса Христа, поклоняться Сатане, совершать как можно больше зла и раз в год приносить кровавые жертвы. На основании этого «доказательства» суд признал Грандье виновным в дьяволопоклонничестве, колдовстве и человеческих жертвоприношениях, и 18 октября 1634 года священника отправили на костер.
Квирин Кульман
Квирин Кульман родился в семье купца-лютеранина в 1651 году. В 14 лет он начал писать первые стихи, а через шесть лет издал несколько своих книг. В 23 года Кульман поселился в Нидерландах, где познакомился с учением немецкого христианского мистика Якоба Беме и стал его горячим поклонником. Идеи родоначальника софиологии он развил в собственном сочинении «Нововдохновленный Беме», а затем обратился и к чешским мистикам. Изменив свое имя на Кюльмонарх (нем. Kühlmonarch — «холодный, невозмутимый монарх»), Кульман провозгласил себя сыном сына божьего и мессией для людей всех религий и начал проповедовать собственное учение.
Долгое время Кульман пытался добиться встречи с султаном Османской империи Мехмедом IV, в котором он видел потенциального сторонника своей идеи об объединении авраамических религий: христианства, иудаизма и мусульманства. Султан, однако, не проявил желания встречаться с «сыном сына божьего». Не теряя веры в свою значимость, Кульман продолжал скитаться с проповедями по Европе и выпустил «Прохладный псалтырь» (нем. Kühl-Psalt). Затем в Амстердаме он познакомился с живописцем Отто Гениным, отец которого служил в Москве. Кульман понял, что на севере есть целый народ, который необходимо ознакомить с его учением, и составил для правителей Руси воззвание с призывом присоединяться к задуманному им союзу.
Прибыв в московскую немецкую слободу, Кульман обрел много поклонников и поселился в доме одного из них — купца Кондратия Нордермана. Незваный гость и распространяемые им идеи сильно не понравились пастырю местной лютеранской церкви Иоахиму Мейнеке, и он донес на Кульмана патриарху и светским властям. Они увидели в действиях проповедника политический умысел. Арестованные Кульман и Нордерман были сожжены в срубе на Красной площади 4 октября 1689 года вместе с трудами самого «мессии».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости