В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Колокола для Батьки

Празднование Вербного воскресения в Минске. Фото: Виктор Драчев/ТАСС
Как белорусское православие становится заложником политики Лукашенко
Елена Горбачева
21 октября, 2015 15:30
12 мин
Странные переговоры с Константинополем, нулевой допуск к внутренним делам и игра в вышиванки: президент Лукашенко лишил Православную церковь в стране всякой самостоятельности и тянет ее за собой в национализм, уводя все дальше от Москвы.
Какой веры будете?
В анкете переписи населения, прошедшей в Белоруссии в 2009 году, вопрос о религиозной принадлежности отсутствовал. Единственным источником данных о количественном и качественном составе верующих становятся соцопросы. Более 50% жителей республики считают себя верующими, подавляющее большинство из них — православные. 81%: такое число приводит информационно-аналитический центр при администрации президента. Чуть меньше, 78% православных — это данные Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Он базируется в Литве и считается чуть ли не единственным альтернативным источником информации: деятельность всех социологических центров в Белоруссии жестко контролируется государством.
Регулирует государство и сферу религиозных отношений. Согласно Конституции РБ, все религии равны перед законом, однако за православием признается определяющая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». В такой формулировке главенствующая роль не провозглашается в явном виде, но подразумевается.
Сам белорусский лидер не раз отмечал особую роль Церкви. «Мы никогда не отделяли себя от Церкви, ведь государство и Церковь решают одну и ту же задачу... Мы... по сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности», — заявлял Александр Лукашенко. Впрочем, при ближайшем рассмотрении эти слова отдают изрядной долей лукавства: «не отделяя себя от Церкви», Батька фактически подчинил ее своим политическим интересам.
Заказ на веру
Предоставляя Белорусской православной церкви формальные привилегии на словах, государство требует взамен поддержки своей политики. Проводить самостоятельную политику или высказывать мнение, отличное от официального, Церкви не позволено.
По закону все религиозные организации и даже отдельные общины в Белоруссии обязаны пройти регистрацию. БПЦ — единственная православная церковь, законодательно признанная государством, никакие другие альтернативные религиозные православные объединения оно не регистрирует. Государство в лице Совета министров заключает с религиозными объединениями соглашения, где прописаны основные направления совместной работы: поддержка института семьи, материнства и детства, благотворительность, забота о лицах, находящихся в местах лишения свободы, участие в программах образования и т.д.
Анализ совместных программ показывает, что Белорусская православная церковь постепенно отказывается от глобальных планов и все больше становится зависимой от государства, говорит Надежда Белякова, старший научный сотрудник Центра по изучению истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.
По ее словам, особенно это заметно на примере образования, важнейшей области совместной работы. Создание православных гимназий и классов, религиозные предметы — все это постепенно исчезало из документов, а в последней принятой программе о религиозном образовании вообще не сказано ни слова.
Ученики православной школы во время общей утренней молитвы
Ученики православной школы во время общей утренней молитвы. Фото: Алексей Филиппов/ТАСС
По сути, эти соглашения — заказ от государства, адресованный Церкви как социальному агенту, деятельность которого допускается лишь в ограниченном диапазоне, считает Белякова: «Церковь уже даже не пытается предлагать амбициозные проекты и предпочитает работать в тех условиях, в которых ей дозволяют. А границы допуска определяет исключительно государство».
Курс на самостоятельность
Перед президентскими выборами, которые прошли в республике 11 октября, Александр Лукашенко изменил риторику и прямо заговорил об угрозе национальному суверенитету Белоруссии со стороны «русского мира». «Это неправда, что большинство — за "русский мир". Я спрашивал посла: "Что значит собирание русских земель и что такое "русский мир"?" Никто мне так и не объяснил», — заявил Лукашенко.
Процесс поиска новой белорусской идентичности возобновился вовсе не год назад в связи с событиями на Украине, а значительно раньше — еще со времен Ельцина, говорит Сергей Шиптенко, белорусский политолог и главный редактор журнала «Новая экономика». По его словам, сфера религии — одно из ключевых направлений, в котором Минск намерен максимально дистанцироваться от Москвы.
Белорусская православная церковь — экзархат Московской патриархии, находящийся под управлением Москвы. Другими словами, БПЦ несамостоятельна и считается канонической территорией РПЦ. Тем не менее в 2010 году Лукашенко встречался в Стамбуле с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Подобный жест был расценен как политический демарш против России.
«Заявления, что Лукашенко мог обсуждать в Турции вопросы автокефалии БПЦ, абсурдны», — поспешил уверить журналистов руководитель администрации белорусского президента Владимир Макей, назвав подобные сообщения «очередной гнусной провокацией». Однако о том, что на встрече могли обсуждаться именно вопросы автокефалии, сообщалось в греческих СМИ.
О курсе на самостоятельность говорит и то, что проповеди и богослужение в БПЦ все чаще проводятся на белорусском. Сам Лукашенко в 2013 году заявил, что он является сторонником постепенного реформирования Церкви, выступает за изменение церковного языка, продолжительности служб и за другие нововведения.
Митрополит для Батьки
В самом конце 2013 года патриаршим экзархом всея Беларуси был назначен митрополит Павел (Пономарев), возглавлявший до этого Рязанскую епархию. Это стало неожиданностью для всех, включая самого митрополита. Назначение на такой пост человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка вызвало возмущение у национал-оппозиционной части общества.
Недоволен был и Лукашенко: если верить околоцерковным слухам, место митрополита вместо готовившегося уйти на отдых Филарета (Вахромеева) должен был занять протоиерей Федор Повный. Он считался близким к Филарету, именно в его церковь по большим праздникам захаживает Лукашенко. Федор Повный — известная фигура в Белоруссии, он часто появляется на телеканалах, ведет активную деятельность и даже претендовал в 2008 на место сенатора в Совете Республики, однако не получил на это благословения патриарха Алексия II. Федор Повный пользуется благосклонностью президента и часто сопровождает его в поездках, рассказывает Надежда Белякова. СМИ писали, что именно он крестил сына Лукашенко, Николая.
Назначение человека из российской глубинки было воспринято очень негативно. Самому владыке Павлу тоже пришлось нелегко: он приехал в уже сложившуюся среду с устоявшимися связями.
Однако спустя год именно по инициативе митрополита Павла неожиданно подняли вопрос о самоуправляемости БПЦ. Руководство республики и национально ориентированная общественность инициативу встретили с одобрением, в Москве тревожного предвестника автокефалии испугались, однако вскоре дело замяли из-за возмущения православной общественности в самой Белоруссии. В приходах начался сбор подписей против попыток оторвать БПЦ от Москвы: люди опасались украинского сценария и создания почвы для возможных конфликтов. В итоге власти были вынуждены пойти на попятную и дезавуировать требования о предоставлении БПЦ статуса самоуправляемой Церкви, рассказывает Кирилл Аверьянов, эксперт фонда «Народная дипломатия» по вопросам Белоруссии, один из авторов исследования «Белорусский национализм против русского мира».
По мнению Надежды Беляковой, вопрос о необходимости большей автономии связан не столько с политическими моментами, сколько с проблемами управления. «Белорусский экзархат обладает маленькой степенью автономии. Все решения Синода должны утверждаться патриархом. Пока у власти был Алексий II, работа шла быстро, все бумаги утверждались автоматом. Преемник Алексия патриарх Кирилл сказал, что все должно идти лично через него. И постепенно количество дел, копящихся в Чистом переулке, превысило все допустимые пределы», — поясняет Белякова. Работа экзархата из-за этого сильно осложнилась.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Минский и Заславский Павел (справа налево) во время встречи
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Минский и Заславский Павел (справа налево) во время встречи. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
«Тема (большей автономии. — РП) снимается с повестки дня. В ближайшие 25, а может, и 50 лет возвращаться к ней, наверное, не будем», — поставил точку в этом вопросе митрополит Павел в интервью Общенациональному телевидению в январе 2015-го. Однако в реальности, судя по неоднократным попыткам вывести православные епархии Белоруссии из-под влияния Москвы, Лукашенко к этому вопросу еще вернется. Если на Украине удастся попытка создать Православную церковь в юрисдикции Вселенского патриархата, подобные настроения быстро пробудятся и в Минске, считает Кирилл Аверьянов.
Церковь и общество
Несмотря на зависимое положение Церкви, именно ей общество доверяет больше, чем всем прочим социальным институтам, отмечают исследователи. Попытки конвертировать высокий рейтинг доверия к Церкви со стороны общества в политические очки предпринимаются не только государством, но и оппозицией.
Еще в 2005 году была создана партия правого толка «Белорусская христианская демократия», не зарегистрированная официально. Партия использует риторику, схожую с той, которую использует БПЦ, однако выступает за статус белорусского языка как единственного государственного, за возвращение национального бело-красно-белого флага и герба «Погоня» (его использовали в качестве геральдического элемента Великого княжества Литовского с конца XIV века, а затем он был частью герба Речи Посполитой).
Лидеры БХД не скрывают неприязненного отношения к «русскому миру», считая Россию виновной в разжигании войны на Украине. Они прямо заявляют, что Православная церковь может внести раскол в белорусское общество, говорит Надежда Белякова.
«Церковь не смогла стать автономным участником публичной жизни за последние десятилетия независимости Белоруссии», — констатирует социолог и руководитель исследовательского отделения Европейского гуманитарного университета Ольга Бреская. По ее мнению, это объясняется патерналистской политикой государства, а также отсутствием сильных религиозных сообществ внутри Церкви, способных лоббировать свои интересы в публичном пространстве.
Попытки Православной церкви в Белоруссии одновременно выступать на стороне государства и при этом отстаивать свои ценности могут быть успешными только в случае опоры на общество, считают эксперты. Однако при слабой развитости гражданского общества в Белоруссии в целом, а также из-за слишком сильного контроля со стороны государства Церковь по-прежнему остается пассивным зрителем всех процессов, происходящих в стране. Не говоря уже о невозможности дать адекватный ответ на исторические вызовы, с которыми столкнулось русское православие на всей территории некогда единого «русского мира».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ