Новости – В мире
В мире
Колокола для Батьки
Празднование Вербного воскресения в Минске. Фото: Виктор Драчев/ТАСС
Как белорусское православие становится заложником политики Лукашенко
21 октября, 2015 15:30
12 мин
Странные переговоры с Константинополем, нулевой допуск к внутренним делам и игра в вышиванки: президент Лукашенко лишил Православную церковь в стране всякой самостоятельности и тянет ее за собой в национализм, уводя все дальше от Москвы.
Какой веры будете?
В анкете переписи населения, прошедшей в Белоруссии в 2009 году, вопрос о религиозной принадлежности отсутствовал. Единственным источником данных о количественном и качественном составе верующих становятся соцопросы. Более 50% жителей республики считают себя верующими, подавляющее большинство из них — православные. 81%: такое число приводит информационно-аналитический центр при администрации президента. Чуть меньше, 78% православных — это данные Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Он базируется в Литве и считается чуть ли не единственным альтернативным источником информации: деятельность всех социологических центров в Белоруссии жестко контролируется государством.
Регулирует государство и сферу религиозных отношений. Согласно Конституции РБ, все религии равны перед законом, однако за православием признается определяющая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». В такой формулировке главенствующая роль не провозглашается в явном виде, но подразумевается.
Сам белорусский лидер не раз отмечал особую роль Церкви. «Мы никогда не отделяли себя от Церкви, ведь государство и Церковь решают одну и ту же задачу... Мы... по сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности», — заявлял Александр Лукашенко. Впрочем, при ближайшем рассмотрении эти слова отдают изрядной долей лукавства: «не отделяя себя от Церкви», Батька фактически подчинил ее своим политическим интересам.
Заказ на веру
Предоставляя Белорусской православной церкви формальные привилегии на словах, государство требует взамен поддержки своей политики. Проводить самостоятельную политику или высказывать мнение, отличное от официального, Церкви не позволено.
По закону все религиозные организации и даже отдельные общины в Белоруссии обязаны пройти регистрацию. БПЦ — единственная православная церковь, законодательно признанная государством, никакие другие альтернативные религиозные православные объединения оно не регистрирует. Государство в лице Совета министров заключает с религиозными объединениями соглашения, где прописаны основные направления совместной работы: поддержка института семьи, материнства и детства, благотворительность, забота о лицах, находящихся в местах лишения свободы, участие в программах образования и т.д.
Анализ совместных программ показывает, что Белорусская православная церковь постепенно отказывается от глобальных планов и все больше становится зависимой от государства, говорит Надежда Белякова, старший научный сотрудник Центра по изучению истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.
По ее словам, особенно это заметно на примере образования, важнейшей области совместной работы. Создание православных гимназий и классов, религиозные предметы — все это постепенно исчезало из документов, а в последней принятой программе о религиозном образовании вообще не сказано ни слова.
Ученики православной школы во время общей утренней молитвы
Ученики православной школы во время общей утренней молитвы. Фото: Алексей Филиппов/ТАСС
По сути, эти соглашения — заказ от государства, адресованный Церкви как социальному агенту, деятельность которого допускается лишь в ограниченном диапазоне, считает Белякова: «Церковь уже даже не пытается предлагать амбициозные проекты и предпочитает работать в тех условиях, в которых ей дозволяют. А границы допуска определяет исключительно государство».
Курс на самостоятельность
Перед президентскими выборами, которые прошли в республике 11 октября, Александр Лукашенко изменил риторику и прямо заговорил об угрозе национальному суверенитету Белоруссии со стороны «русского мира». «Это неправда, что большинство — за "русский мир". Я спрашивал посла: "Что значит собирание русских земель и что такое "русский мир"?" Никто мне так и не объяснил», — заявил Лукашенко.
Процесс поиска новой белорусской идентичности возобновился вовсе не год назад в связи с событиями на Украине, а значительно раньше — еще со времен Ельцина, говорит Сергей Шиптенко, белорусский политолог и главный редактор журнала «Новая экономика». По его словам, сфера религии — одно из ключевых направлений, в котором Минск намерен максимально дистанцироваться от Москвы.
Белорусская православная церковь — экзархат Московской патриархии, находящийся под управлением Москвы. Другими словами, БПЦ несамостоятельна и считается канонической территорией РПЦ. Тем не менее в 2010 году Лукашенко встречался в Стамбуле с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Подобный жест был расценен как политический демарш против России.
«Заявления, что Лукашенко мог обсуждать в Турции вопросы автокефалии БПЦ, абсурдны», — поспешил уверить журналистов руководитель администрации белорусского президента Владимир Макей, назвав подобные сообщения «очередной гнусной провокацией». Однако о том, что на встрече могли обсуждаться именно вопросы автокефалии, сообщалось в греческих СМИ.
О курсе на самостоятельность говорит и то, что проповеди и богослужение в БПЦ все чаще проводятся на белорусском. Сам Лукашенко в 2013 году заявил, что он является сторонником постепенного реформирования Церкви, выступает за изменение церковного языка, продолжительности служб и за другие нововведения.
Митрополит для Батьки
В самом конце 2013 года патриаршим экзархом всея Беларуси был назначен митрополит Павел (Пономарев), возглавлявший до этого Рязанскую епархию. Это стало неожиданностью для всех, включая самого митрополита. Назначение на такой пост человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка вызвало возмущение у национал-оппозиционной части общества.
Недоволен был и Лукашенко: если верить околоцерковным слухам, место митрополита вместо готовившегося уйти на отдых Филарета (Вахромеева) должен был занять протоиерей Федор Повный. Он считался близким к Филарету, именно в его церковь по большим праздникам захаживает Лукашенко. Федор Повный — известная фигура в Белоруссии, он часто появляется на телеканалах, ведет активную деятельность и даже претендовал в 2008 на место сенатора в Совете Республики, однако не получил на это благословения патриарха Алексия II. Федор Повный пользуется благосклонностью президента и часто сопровождает его в поездках, рассказывает Надежда Белякова. СМИ писали, что именно он крестил сына Лукашенко, Николая.
Назначение человека из российской глубинки было воспринято очень негативно. Самому владыке Павлу тоже пришлось нелегко: он приехал в уже сложившуюся среду с устоявшимися связями.
Однако спустя год именно по инициативе митрополита Павла неожиданно подняли вопрос о самоуправляемости БПЦ. Руководство республики и национально ориентированная общественность инициативу встретили с одобрением, в Москве тревожного предвестника автокефалии испугались, однако вскоре дело замяли из-за возмущения православной общественности в самой Белоруссии. В приходах начался сбор подписей против попыток оторвать БПЦ от Москвы: люди опасались украинского сценария и создания почвы для возможных конфликтов. В итоге власти были вынуждены пойти на попятную и дезавуировать требования о предоставлении БПЦ статуса самоуправляемой Церкви, рассказывает Кирилл Аверьянов, эксперт фонда «Народная дипломатия» по вопросам Белоруссии, один из авторов исследования «Белорусский национализм против русского мира».
По мнению Надежды Беляковой, вопрос о необходимости большей автономии связан не столько с политическими моментами, сколько с проблемами управления. «Белорусский экзархат обладает маленькой степенью автономии. Все решения Синода должны утверждаться патриархом. Пока у власти был Алексий II, работа шла быстро, все бумаги утверждались автоматом. Преемник Алексия патриарх Кирилл сказал, что все должно идти лично через него. И постепенно количество дел, копящихся в Чистом переулке, превысило все допустимые пределы», — поясняет Белякова. Работа экзархата из-за этого сильно осложнилась.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Минский и Заславский Павел (справа налево) во время встречи
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Минский и Заславский Павел (справа налево) во время встречи. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
«Тема (большей автономии. — РП) снимается с повестки дня. В ближайшие 25, а может, и 50 лет возвращаться к ней, наверное, не будем», — поставил точку в этом вопросе митрополит Павел в интервью Общенациональному телевидению в январе 2015-го. Однако в реальности, судя по неоднократным попыткам вывести православные епархии Белоруссии из-под влияния Москвы, Лукашенко к этому вопросу еще вернется. Если на Украине удастся попытка создать Православную церковь в юрисдикции Вселенского патриархата, подобные настроения быстро пробудятся и в Минске, считает Кирилл Аверьянов.
Церковь и общество
Несмотря на зависимое положение Церкви, именно ей общество доверяет больше, чем всем прочим социальным институтам, отмечают исследователи. Попытки конвертировать высокий рейтинг доверия к Церкви со стороны общества в политические очки предпринимаются не только государством, но и оппозицией.
Еще в 2005 году была создана партия правого толка «Белорусская христианская демократия», не зарегистрированная официально. Партия использует риторику, схожую с той, которую использует БПЦ, однако выступает за статус белорусского языка как единственного государственного, за возвращение национального бело-красно-белого флага и герба «Погоня» (его использовали в качестве геральдического элемента Великого княжества Литовского с конца XIV века, а затем он был частью герба Речи Посполитой).
Лидеры БХД не скрывают неприязненного отношения к «русскому миру», считая Россию виновной в разжигании войны на Украине. Они прямо заявляют, что Православная церковь может внести раскол в белорусское общество, говорит Надежда Белякова.
«Церковь не смогла стать автономным участником публичной жизни за последние десятилетия независимости Белоруссии», — констатирует социолог и руководитель исследовательского отделения Европейского гуманитарного университета Ольга Бреская. По ее мнению, это объясняется патерналистской политикой государства, а также отсутствием сильных религиозных сообществ внутри Церкви, способных лоббировать свои интересы в публичном пространстве.
Попытки Православной церкви в Белоруссии одновременно выступать на стороне государства и при этом отстаивать свои ценности могут быть успешными только в случае опоры на общество, считают эксперты. Однако при слабой развитости гражданского общества в Белоруссии в целом, а также из-за слишком сильного контроля со стороны государства Церковь по-прежнему остается пассивным зрителем всех процессов, происходящих в стране. Не говоря уже о невозможности дать адекватный ответ на исторические вызовы, с которыми столкнулось русское православие на всей территории некогда единого «русского мира».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости