Новости – В мире












В мире
Китай придет за золотом

Эмомали Рахмон и Си Цзиньпин. Фото: Михаил Метель / РИА Новости
Пекин готов профинансировать строительство промышленных и инфраструктурных объектов в Таджикистане
7 ноября, 2014 17:12
6 мин
По итогам прошедших в Пекине в пятницу, 7 ноября, таджикско-китайских переговоров на высшем уровне стороны подписали четыре новых документа о финансировании Китаем нескольких инфраструктурных проектов, сообщила пресс-служба президента Таджикистана Эмомали Рахмона.
Согласно сообщению пресс-службы, в итоге Китай и Таджикистан заключили межправительственные соглашения о выделении Душанбе Пекином льготного кредита на строительство участка железной дороги по направлению Душанбе – Курган-Тюбе и второй очереди Душанбинской ТЭЦ-2, мощность которой в перспективе должна составить до 400 МВт. Также Таджикистану будет предоставлен льготный кредит на модернизацию инфраструктуры «Таджикской алюминиевой компании» (TALCO), в частности, на строительство предприятий по производству криолита, фтористого алюминия и сульфатной кислоты. Аграрный же банк Китая пообещал стране $100 млн льготного кредита на развитие сельского хозяйства.
Кроме того, на встрече Рахмон и его китайский коллега Си Цзиньпин обсудили вопросы о реализации подписанных между странами договоренностей, в том числе согласованной в середине сентября программы двустороннего экономического сотрудничества на 2015–2020 годы. Также лидеры двух стран обсудили перспективы ведения китайскими компаниями геологоразведочных работ и добычи нефти и газа в Таджикистане и строительства одной из веток газопровода «Центральная Азия – Китай», которая должна пройти до Китая через территорию Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Среди других тем, которые были подняты в ходе переговоров — укрепление взаимодействия между силовыми и правоохранительными структурами стран, сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и противодействия современным угрозам.
Кроме того, результатом визита в Китай таджикской делегации стало подписание меморандума о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства и промышленности. Компании китайской провинции Хэнань намерены в будущем построить на территории Таджикистана несколько предприятий на сумму более $800 млн.
В свою очередь, национальная горно-металлургическая компания Китая (CNMM) собирается вложить $250 млн в разработку таджикского месторождения золота «Пакрут». По предварительному плану китайской стороны, золотодобывающие работы здесь могут начаться в 2015 году, а отчисления в бюджет Таджикистана в виде налогов первоначально составят около $6 млн.
В ходе состоявшихся переговоров было отмечено, что товарооборот между двумя странами в первом полугодии 2014 года вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом в 2013 году и составил $1,5 млрд. Как отметили в пресс-службе Рахмона, таджикская сторона надеется, что эти цифры в ближайшем будущем увеличатся как минимум в два раза.
По словам же китайского лидера, основные цели таджикско-китайского сотрудничества — энергетическая независимость центральноазиатского государства, его продовольственная безопасность и вывод страны из транспортно-коммуникационного тупика.
В ходе сентябрьского визита китайской делегации в Таджикистан стороны обсудили такие темы, как проект строительства четвертой ветки газопровода «Центральная Азия — Китай», по которому Пекин планирует получать туркменский газ, и разработка в будущем таджикских нефтегазовых месторождений Национальной нефтегазовой корпорацией Китая.
Также между двумя странами были подписаны 17 соглашений и договоренностей, среди которых: выделение Пекином Душанбе $50 млн для развития технико-экономического сотрудничества, льготный экспортный кредит для Таджикистана на неназванную сумму и документы по сотрудничеству в сфере безопасности, по строительству железной и автомобильных дорог.
Всего же за 20 лет дипломатических отношений между двумя странами подписано более 200 различных документов. Китай является одним из главных торговых партнеров Таджикистана, в перспективе Душанбе надеется только увеличивать объемы таджикско-китайского товарооборота.
Общий же объем накопленных за последние шесть лет инвестиций Пекина в таджикскую экономику — почти $500 млн. Самым выгодным для Душанбе совместным с Китаем проектом стало золотодобывающее предприятие «Зарафшон», которое принесло центральноазиатской стране в 2013 году $60 млн.
Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов считает, что экономическая экспансия Китая в Таджикистан является продолжением политической стратегии Китая в Центральной Азии, которая сводится к тому, чтобы организовать транспортный коридор, современный «Шелковый путь», в сторону России и Европы. Таджикистан в этой схеме становится стратегически важным плацдармом для дальнейшей экономической экспансии в Центральную Азию.
Экономические контакты между Пекином и Душанбе резко активизировались в 2006 году, когда Таджикистан передал часть спорных территорий Горного Бадахшана Китаю. «Претензии относительно этой области Китай предъявлял еще СССР, так что разрешение противоречия было воспринято Китаем как знак доброй воли со стороны Таджикистана, который таким образом признал его своим основным торговым партнером», — рассказывает историк.
По словам политолога, Китай рассматривает Таджикистан в качестве емкого рынка сбыта продукции и места, куда можно вынести свое производство. «Много китайцев приезжает в Таджикистан по рабочим визам в качестве руководителей промышленного процесса», — комментирует Маслов. Кроме того, Китай занимается реализацией крупных инфраструктурных проектов в Таджикистане, в частности, строит электростанции и железные дороги.
Сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин отмечает, что Китай — сильнейший соперник России в центральноазиатском регионе. «Россия и Китай еще столкнутся с конкуренцией за азиатский рынок и ресурсы», — убежден экономист.
Сейчас, рассказывает экономист, Китай вынужден придерживаться политики ограничения производства, чтобы избежать экономического дисбаланса. Однако выход на Латинскую Америку, Африку и Юго-Восточную Азию позволит восстановить объемы производства. «В этом контексте Таджикистан становится очевидным трамплином для вывода китайского капитала за пределы внутреннего рынка», — полагает Луконин.
Партнерство Таджикистана и Китая закономерно и взаимовыгодно. «Китай компенсирует перепроизводство на внутреннем рынке, перенаправляя товаропотоки в Таджикистан, взамен получая природные ресурсы», — объясняет политолог. Получая выход на внешние рынки, Китай заодно добивается диверсификации поставок энергоресурсов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости