В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Как «Летят журавли» начали революцию в кино

Кадр из фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова. Источник: EAST NEWS

Хрущевская оттепель породила «новую волну» в мировом киноискусстве

Артем Ефимов
28 февраля, 2014 09:30
19 мин
Редакция богемного парижского журнала Cahiers du Cinéma возвращалась с Каннского кинофестиваля 1958 года в некотором смятении. Молодые люди переглядывались и говорили друг другу: «Пора что-то делать!»
Их журнал, основанный в 1951 году Андре Базеном, был посвящен исключительно кино. Именно на его страницах в 1954 году впервые была сформулирована теория авторского кино: фильм — не продукт индустрии, а произведение искусства, и его автором является режиссер; остальные же — сценарист, оператор, художник-постановщик, продюсер, актеры — лишь помогают ему воплотить свой замысел. Ключевым термином была mise-en-scène — мизансцена, композиция кадра, визуальное решение, стиль. Критики Cahiers du Cinéma на чем свет стоит ругали почти все современное кино. Авторами, достойными серьезного разговора, они готовы были признать лишь мастеров итальянского неореализма (Роберто Росселлини, Витторио де Сику, Лукино Висконти) и еще нескольких человек, а из голливудских — разве что Альфреда Хичкока.
В 1956 году один молодой французский кинематографист, не принадлежавший к кругу Cahiers du Cinéma, но, разумеется, читавший этот журнал, побывал в СССР с первой послесталинской волной западных туристов. Среди прочего, он пару дней поторчал на съемках какого-то советского фильма про войну — и потом говорил, что только после этого понял, как строится mise-en-scène.
Большинству критиков Cahiers du Cinéma не было и 30. Они были самоуверенны, саркастичны, они видели все кино на свете, их невозможно было удивить.
И вот теперь, в мае 1958 года, они возвращалась из Канн в Париж, посмотрев тот самый советский фильм про войну. И они были в смятении. И говорили друг другу: «Пора что-то делать!»
Михаил Калатозов. Фото: Akg / East News
Фильмом, который так потряс этих всезнающих синефилов в Каннах, который на фестивале удостоился десятиминутной стоячей овации и «Золотой пальмовой ветви», был, конечно, «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Каннский фестиваль 1958 года открылся 2 мая. Чуть раньше, 17 апреля, в Брюсселе открылась первая после войны Всемирная выставка. В связи с этим событием Бельгийская синематека опросила больше сотни кинокритиков и киноведов по всему миру и составила список «12 лучших фильмов всех времен и народов». В нем оказался всего один послевоенный фильм — «Похитители велосипедов» Витторио де Сики (1948). Остальные вершины киноискусства относились преимущественно к 1920-м годам.
Из двенадцати важнейших фильмов человечества три оказались советскими: «Земля» Александра Довженко (1930), «Мать» Всеволода Пудовкина (1926) и, само собой, «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна (1925), занявший первое место в общем списке.
В 1920-е годы кино, и советское в том числе, вырабатывало свой язык, находило выразительные средства. Как объяснял впоследствии Эйзенштейн, этот период прошел «под ведущим знаком типажных и монтажных устремлений».
Вот, например, «Мать». Слабая, забитая Ниловна очень боится за своего сына-революционера Павла. Невольно она становится виновницей того, что сына бросают в тюрьму. Он сбегает и принимает участие в первомайской демонстрации. Демонстрацию разгоняют конные жандармы. Раненый Павел умирает на руках у матери. И тогда Ниловна берет красное знамя и, гордо подняв голову, смело идет навстречу жандармам.
Кино — немое. Как сыграть такое радикальное перерождение?
Пудовкин и его оператор Анатолий Головня нашли способ. На протяжении всего фильма Веру Барановскую, исполнявшую роль Ниловны, снимают почти исключительно с верхнего ракурса: объектив расположен выше уровня глаз актрисы, так что она как бы смотрит на мир снизу вверх и кажется запуганной и жалкой. А потом, в страшной и прекрасной сцене на демонстрации, Головня берет острый нижний ракурс: теперь уже зритель смотрит снизу вверх на Ниловну, несущую над головой революционное знамя. Это та же самая Вера Барановская в той же самой одежде и в том же гриме — но это уже совершенно другая героиня.
Вера Барановская в фильме «Мать» Всеволода Пудовкина. Источник: РИА Новости
Вера Барановская в фильме «Мать» Всеволода Пудовкина. Источник: РИА Новости
По нынешним временам этот прием кажется даже тривиальным. Это потому, что работе с ракурсами кинематографисты всего мира учились и продолжают учиться именно по фильмам 1920-х. Когда в финале «Гравитации» Альфонсо Куарон показывает героиню Сандры Буллок с острого нижнего ракурса, превращая ее в живой монумент, — это, помимо всего прочего, конечно, своеобразный «привет» Пудовкину и Головне.
...На рубеже 1920-х и 1930-х случился перелом. Не только в кино и не только в искусстве — во всей советской жизни. 1929-й был «годом великого перелома»: Сталин последовательно разгромил «левую» и «правую» оппозицию, избавился от Троцкого, Каменева, Зиновьева, а потом и Бухарина, утвердился в качестве единовластного правителя партии и всей страны, приступил к коллективизации и форсированной индустриализации. 1934 года начался с XVII съезда ВКП(б) — «съезда победителей». На смену экономической и культурной вольнице 1920-х пришел железный командно-административный порядок.
В августе того же 1934 года в Москве открылся Первый всесоюзный съезд писателей. Он ознаменовал воцарение того же железного порядка в литературе: ей предписали соцреализм. Этот творческий метод основывался на трех принципах: народность (понятные широким народным массам герои и сюжеты), идейность (цели героев должны быть возвышенно-альтруистическими) и конкретность («бытие определяет сознание», а стало быть, герои внутренне перерождаются лишь тогда, когда в борьбе изменяют условия своей жизни; эти внешние и внутренние изменения, в свою очередь, символически соответствуют более широким, историческим процессам — победе прогрессивных сил в классовой борьбе).
В январе 1935-го последовало Всесоюзное творческое совещание работников советской кинематографии, которое для кино означало, в общем, то же самое, что Первый съезд писателей — для литературы. В ближайшие годы типажно-монтажные эскапады Эйзенштейна и Льва Кулешова, почти языческий натурализм Довженко и прочие киноязыковые изыски получили клеймо «формализм». В качестве высочайших образцов были утверждены «Чапаев» братьев Васильевых и «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга (оба фильма — 1934 год) — любимое кино Сталина. Безупречные сценарно, они были сняты подчеркнуто просто и доступно. «Усложненный киноязык» стал страшным ругательством.
На этом эпоха всемирного признания советского кино закончилась: все эти «Цирки», «Волги-Волги», «Небесные тихоходы», как бы ни были они любимы советским народом, за пределами СССР никому не были интересны.
Эта самоизоляция продолжалась до самого 1958 года.
15 апреля 1956 года очередной выпуск Школы-студии МХАТа под предводительством Олега Ефремова сыграл дипломный спектакль — «Вечно живые» по Виктору Розову. Это была немудреная история двух влюбленных, разлученных войной.
Полтора месяца назад состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев разоблачил культ личности Сталина. Начиналась «оттепель». «Вечно живые» стали одним из самых модных «оттепельных» спектаклей, а созданный ефремовской труппой театр «Современник» — главным московским «оттепельным» театром.
Кинорежиссер Михаил Калатозов как раз подбирал себе новый проект. У него недавно вышел «Первый эшелон» — один из первых и главных фильмов об освоении целины. Это был маститый режиссер и важный человек, замминистра кинематографии. Ему было 53 года. Он уже снял «Соль Сванетии» (1930), «Валерия Чкалова» (1939) и «Верных друзей» (1954). Его уже обвиняли в «формализме» и в «буржуазном модернизме». Он уже успел поработать советским представителем в Голливуде. У него уже была Сталинская премия за «Заговор обреченных» (1950).
Казалось, Калатозов уже сказал свое слово в кино. Революции, в том числе в искусстве, — дело молодых. Когда он попросил Розова превратить «Вечно живых» в киносценарий, вряд ли кто-то ожидал, что с этого начнется революция.
Кадр из фильма «Четыреста ударов» Жан-Люка Годара. Источник: AFP / East News
Кадр из фильма «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Источник: AFP / East News
...Нельзя сказать, что «Летят журавли» сразу все полюбили. По итогам 1957 года фильм занял лишь десятое место в советском прокате. У Хрущева фильм вызвал настоящую ярость: главную героиню, не дождавшуюся любимого с фронта, он назвал шлюхой; это, по-видимому, в целом соответствовало реакции на «Журавлей» людей «старой закалки». Скорее всего, именно из-за неприязни Хрущева советская пресса в 1958-м практически проигнорировала триумф картины в Каннах: о нем сообщили единственной крохотной заметкой в «Известиях», причем из всей творческой группы по имени была названа только Татьяна Самойлова — ни Калатозов, ни Розов, ни оператор Сергей Урусевский не упоминались.
Советская кинематографическая молодежь тоже была не особенно впечатлена. Тогдашние студенты ВГИКа, как и их европейские сверстники, фанатели от итальянского неореализма с его нарочито скупыми и грубоватыми выразительными средствами и полудокументальной стилистикой. Калатозов же, получив благодаря «оттепели» свободу снимать как хочет, вернулся к экспрессии и экспериментаторству 1920-х, которые молодежи 1950-х казались устаревшими.
Калатозов начинал на Тбилисской киностудии оператором. С первого же своего фильма в качестве режиссера, «Соли Сванетии», он увлекался агрессивным монтажом, игрой с ракурсами, изощренной композицией кадра — тем самым «формализмом», который оказался фактически под запретом после официального утверждения соцреализма. Хуже того, в 1932 году фильм Калатозова «Гвоздь в сапоге» отправился на полку как «политически несвоевременный», и режиссер на несколько лет оказался фактически отлучен от профессии. В молодости он почти ничего не успел, и теперь бросился наверстывать упущенное. В некотором смысле, Калатозов в 1957 году, взявшись за «Журавлей», начал с того места, на котором остановился в 1932-м.
Тандем Калатозова и Сергея Урусевского напоминал режиссерско-операторские тандемы 1920-х: Пудовкин и Головня, Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ, Довженко и Даниил Демуцкий. При этом технические возможности для операторский экспериментов были куда больше, чем во времена «старых мастеров»: камеры стали гораздо надежнее и компактнее, во время войны получили большое развитие маленькие ручные камеры. Урусевскому довелось поработать фронтовым оператором, и он превосходно обращался с такими камерами; кроме того, он был изобретательным инженером, — к примеру, именно он сконструировал круговые операторские рельсы, с помощью которых снял пробег Алексея Баталова по лестнице, ставший одним из самых узнаваемых кадров всего советского кино. Именно тандем Калатозов-Урусевский освоил съемку ручной камерой как художественный прием — неустойчивость и смазанность изображения у них из досадной помехи превратилось в зримое выражение смятения героев.
Калатозов был прилежным учеником Эйзенштейна, крупнейшего проповедника «аттракционного» кино. Уже в «Гвозде в сапоге» у него была впечатляющая батальная сцена с участием бронепоезда, артиллерии и даже авиации. Для «Валерия Чкалова» он заставил летчика Евгения Борисенко шесть раз пролететь под Троицким мостом в Ленинграде, повторяя знаменитую выходку своего героя, прежде чем его устроил дубль. Даже в «Верных друзей», — казалось бы, невинную романтическую комедию — Калатозов ввел масштабную трюковую сцену с виртуозной вольтижировкой посреди бешено несущегося табуна лошадей.
А вот в «Журавлях» ничего такого нет. Чтобы сделать сцену гибели Бориса экспрессивной и запоминающейся, Калатозов не ставит эпическую батальную сцену — он просто монтирует кружащиеся в глазах умирающего небо и березы с его головокружительным во всех смыслах пробегом по лестнице. В «Журавлях» — военной картине! — противник даже ни разу не появляется в кадре: мы не видим, кто застрелил Бориса, кто разбомбил дом Вероники, кто ранил солдат, которых лечит Федор Иванович.
На искушенную публику Каннского фестиваля должно было произвести большое впечатление то, что «Журавли» были совершенно свободны от чугунного соцреалистического пафоса. Ведь это, собственно говоря, простая и универсальная мелодрама. Главная героиня была обыкновенной, земной, чувственной женщиной. Конец 1950-х — это ведь еще и расцвет популярности Мэрилин Монро и Брижит Бардо, и европейская пресса благожелательно противопоставляла им Татьяну Самойлову.
Что же касается «старомодной» игры Калатозова и Урусевского с монтажом, композицией кадра и движением камеры, то в них каннская публика почувствовала такую раскрепощенность киноязыка, какой раньше и близко не видела. И это было, конечно, самое главное впечатление, которое увозили с собой из Канн в Париж в мае 1958 года критики журнала Cahiers du Cinéma.
В течение следующих нескольких лет молодые люди, работавшие в Cahiers du Cinéma, переквалифицировались из критиков в режиссеры. Их фильмы, начиная с «Четырехсот ударов» (1959) и «На последнем дыхании» (1960), перевернули всё мировое киноискусство. Звали их Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Жак Риветт. Это была легендарная «французская новая волна».
Тому молодому человеку, который научился построению mise-en-scène, побывав на съемках «Журавлей», суждено было, соединив «нововолновые» эксперименты с ясностью и доступностью «старого» жанрового кино, добиться от Голливуда признания свершившейся кинореволюции: в 1967 году его фильм «Мужчина и женщина» получил «Оскар». Это был Клод Лелуш.
Калатозовская выверенная mise-en-scène и подвижная, эмоциональная камера Урусевского стали азбукой «нововолнового» киноязыка.
Кадр из фильма «Бонни и Клайд» Артура Пенна. Источник: AFP / East News
Кадр из фильма «Бонни и Клайд» Артура Пенна. Источник: AFP / East News
А дальше была смена эпох. В 1963 году в Америке с оглушительным треском провалилась «Клеопатра» с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бертоном. Это был один из самых дорогих фильмов в истории мирового кино: бюджет, на сегодняшние деньги, составлял около $250 млн долларов — впечатляюще даже для нынешней эпохи блокбастеров, а уж для середины ХХ века это была совершенно умопомрачительная сумма. Голливудом «рулили» в основном люди, пришедшие в кинобизнес в 1930-е и к началу 1960-х безнадежно состарившиеся. Они наконец поняли, что их методы привлечения аудитории перестали работать. И тогда голливудские старцы решились на отчаянный эксперимент — они предоставили свои бюджеты и практически неограниченные производственные возможности молодым наглецам, которые, вместе со всей «продвинутой» послевоенной Америкой, упоенно смотрели европейское, прежде всего французское кино. Которое, в свою очередь, вдохновлялось «Журавлями».
Первым грандиозным успехом «Нового Голливуда» стали «Бонни и Клайд» Артура Пенна, очень многим обязанные Годару. Они вышли в 1967 году — тогда же, когда Лелуш получил «Оскара» за «Мужчину и женщину». Потом были «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика и «Ребенок Розмари» Романа Полански (оба — 1968), «Французский связной» Уильяма Фридкина (1971), «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы (1972), «Бумажная луна» Питера Богдановича, «Злые улицы» Мартина Скорсезе (оба — 1973) и т. д., и т. д.
Художественные открытия Калатозова и Урусевского в этих фильмах растворились, подобно тому, как раньше растворились в мировом кино, став частью его «генетического кода», открытия Эйзенштейна и Пудовкина. Современная западная публика, разумеется, не знает «Журавлей». Но те же Коппола и Скорсезе и по сию пору называют себя поклонниками Калатозова и учат молодежь по его фильмам.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ