В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

«Как орел становился двуглавым»

4 ноября 2014. Президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед началом торжественного приема по случаю Дня народного единства в Кремле. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости
Русская православная церковь в борьбе за аудиторию
Дмитрий Сидоров
15 ноября, 2014 18:41
20 мин
«Русская планета» посетила лекцию доцента Высшей школы экономики, кандидата философских наук Бориса Кнорре. Лектор рассказывал о церковно-государственных отношениях в постсекулярном мире, причем в очень подходящей для такой темы державной обстановке — в Покровском соборе, в помещении под сводом XVI века, некоторые кирпичи которого видел сам заказчик строительства собора — русский царь Иван Грозный.
Почему сегодня могут быть интересны церковно-государственные отношения и их специфика с точки зрения государства? Кнорре считает, что эта тема действительно крайне актуальна в контексте нашего современного общества и в контексте значительного присутствия церкви в его публичном пространстве.
Лектор сразу признался, что и сам когда-то был вовлечен в церковную или, точнее говоря, в церковно-социальную деятельность, помимо хождения в храм и пения в хоре, — а именно работал в отделе образования и катехизации Русской православной церкви, где его задачей было освещение религиозного образования. Так он увидел социокультурную среду церкви изнутри. И то, что он увидел, породило у него ряд вопросов, которые он и решает для себя до сих пор. Еще тогда Кнорре задумался о глубоких связях, выстраиваемых между епархиями и местными администрациями, чиновничеством.
Сперва Кнорре привел некоторый теологический бэкграунд проблематики, места из Евангелий и Посланий Священного писания, конституировавшие тогда и сейчас отношения церкви и государственной власти: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Ио. 18:36), «Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Также для развития церковно-государственной теологии важен библейский сюжет искушения Христа дьяволом, прежде всего искушение Христа царством, абсолютной властью над Иудеей и не только.
Куда более влиятельными с точки зрения выстраивания церковно-властных отношений исторически оказались Послания апостолов: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (Пет. 2:13).
Основы социальной концепции Русской православной церкви (ОСК РПЦ), сформулированные и действующие сейчас, в современности, вполне соответствуют духу и букве своего древнего библейского базиса: «Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом», пункт III.2.
Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918). Источник: academic.ru
Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918). Источник: academic.ru
Кнорре рассказал, что сейчас во всех православных церквях, включая РПЦ, существует сильная ностальгия по утраченному монархическому идеалу. У этого есть более глубокие первопричины, нежели тоска по каким-то конкретным свергнутым монархиям, причины связанные, прежде всего с византийской иконографией — Иисус Христос на византийских иконах (особенно ранних) изображался в той же стилистике, что и цари; все святые при этом изображались христоподобными. Фактически это означает, что византийские иконы создавали аллегорический образ некоей высшей небесной монархии со своей регламентированной небесной иерархией.
Более поздняя история, конституирующая современную российскую матрицу церковно-государственных отношений — письмо Патриарха Константинопольского Антония Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу конца XIV века: «На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами, епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и местных властителей. Невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя». Буквально через полвека имевшийся в виду здесь царь был свержен османскими завоевателями, но о преемстве ему заявили с десяток разных феодалов — от сербского и болгарского королей и Великого князя московского до самого османского султана Мехмета II Завоевателя, так что сама концепция симфонии церкви и царства никуда не делась.
Тем не менее, рассказывает Кнорре, в православной традиции существуют и условия для неповиновения государственным властям, в том числе прописанные и в уже упомянутых ОСК РПЦ: приказы власти на выполнение греховных действий, таких как, например, нарушение десяти заповедей, не должны соблюдаться и даже наоборот, вполне могут быть публично осуждены церковью. Важно, однако, понимать, что поддержка более системных протестных действий со стороны церкви почти невозможна — серьезные иституциональные социально-политические преобразования и тем более смену политического режима церковная традиция не одобрит.
Далее Кнорре перешел к рассказу об отношениях церкви с советской властью, властью с ярко выраженной атеистической идеологией. На Верховном церковном соборе 1917-1918 годов вопрос отделения церкви от государства был наиболее животрепещущим — это отделение автоматически означало полную потерю церковью какого-либо политического влияния. В итоге церковь и советская власть находились в состоянии полной сегрегации вплоть до 1930-х годов, когда уже сталинская администрация начала попытки возвращения церкви под свой контроль, ставя в епархии своих епископов и смещая епископов неугодных.
Во время и после войны эта тенденция продолжилась и усилилась — произошло частичное восстановление разрушенной в 1920-е годы синодальной структуры, и даже более того, восстановление патриархата, вместо существовавшего еще с петровских времен Священного синода, управлявшегося светскими чиновниками, — в его современном виде Московский патриархат появился именно во время Великой отечественной. Это, по мнению Кнорре, вполне можно считать не только результатом усилий церкви, но и проектом Сталина по частичной реабилитации церкви как общественно-полезного института.
Важная составляющая этого проекта — инициирование лично Сталиным праздничных торжеств в честь 500-летия автокефалии русской митрополии (произошедшей в 1948 году), ее отделения от Вселенского патриархата. К этому же событию Сталин инициирует и создание системы посольств в другие важные православные церкви: в румынскую, сербскую и болгарскую, то есть в церкви православных стран Варшавского блока.
Сталинский посланник в сербскую церковь, епископ Сергий Кировоградский, пытался добиться от сербского патриарха трех решений: признать факт отсутствия гонений на верующих в СССР, сменить линию отношения церкви к социалистической власти как к явлению, и признать независимую Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ) не только раскольниками, но и фашистами. Патриарх Иосиф остался непреклонен, особенно по последнему пункту . Он знал, что патриарх-«зарубежник» Серафим в годы Второй мировой спас многие жизни, в том числе укрывая в своих приходах евреев. В итоге епископ Сергий вернулся в Советский союз ни с чем.
С Болгарской православной церковью вышло проще: один из местных иерархов церкви, митрополит Стефан, быстро стал союзником «сталинской» церковной политики и начал лоббировать среди болгарского клира идеи лояльности соцблоку. Впоследствии, в 1953 году, после смерти старого болгарского патриарха Никодима, отказавшегося выполнять требования Сталина, именно Стефана изберут болгарским патриархом, во многом благодаря блестящей дипломатической работе сталинского посланника епископа псковского Григория. Похожая ситуация сложилась и в Румынии: после смерти Патриарха Никодима, верного дореволюционной церкви, местной просталинской клике удалось поставить на патриарший престол лояльного социализму митрополита Юстиниана.
Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин (слева) и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II перед началом богослужения, Москва, 7 января 1991 года. Фото Дмитрия Соколова / ТАСС
Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II перед началом богослужения, Москва, 7 января 1991 года. Фото Дмитрия Соколова / ТАСС
В 1991 году начинается новая эпоха в истории РПЦ — церковь оказывается в беспрецедентной ситуации абсолютной свободы и независимости. Избранный в том же году патриарх Алексий в начале своего патриаршества сделал несколько публичных заявлений о принятии церковью ставшего в то время главенствующим либерального дискурса. Алексий говорил о главенстве неотъемлемых прав человека и о взаимном уважении и диалоге между православными и западными церквями — католическая церковь и лютеране внесли тогда значительный вклад в восстановление православных храмов, пришедших в упадок за долгие годы государственного атеизма. Дело в том, что в результате общего экономического коллапса страны, проходившего волнами все 90-е годы, РПЦ находилась в бедственном положении. Также Кнорре отметил, что не меньшую помощь в восстановлении церквей в 90-х оказали и вооруженные силы России, и в будущем это сыграет очень важную роль.
Одновременно в 90-е годы в церкви появляется и очень интересная тенденция к ностальгии по советским временам. Многие представители духовенства на своих проповедях открыто осуждали воцарившийся в то время «кумовской» капитализм и культ наживы, и говорили о том, что в результате крушения СССР Русская православная церковь изначально потеряла больше, чем получила. На этом фоне в середине десятилетия появляются политически ориентированные православные группы, ставящие своей задачей конструирование «православных элит» для влияния на власть. Непосредственному включению православного фактора в политику препятствовало тогдашнее законодательство, как церковное, так и светское: Синод отказывал священникам в праве участвовать в любых светских выборах, а Госдума в 1994 году издала закон, запрещающий создавать политические объединения по религиозному или национальному признаку.
Все это не помешало возникновению феномена «политического православия». Течение представляли такие известные тогда и сейчас деятели как Валентин Лебедев, редактор газеты «Православная беседа», историк Владимир Мохнач, завлявший в своих радиопередачах о том, что «в таком государстве, как Россия, министры должны быть православными», Дмитрий Рогозин и Егор Холмогоров, националист и автор известной в узких кругах концепции «атомного православия». Одной из основных организаций, представляющих эту новую идеологию стал «Союз православных граждан», основанный в 1995 году. В середине нулевых не менее 12 членов «СПГ» оказались уже в составе Государственной думы и стали из православных граждан православными депутатами.
В то же время другой апологет политического влияния церкви, постоянный ведущий одной из программ православного радио «Радонеж», священник Дмитрий Смирнов стал выстраивать милитаристскую ветвь «политического православия» — в 2001 году он возглавил Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. На этом посту он развивал своеобразное богословие священной православной войны: «Русь есть ни что иное, как военная дружина. У нас русских в крови война, у нас «война» всегда значит «священная война». Смирнов же говорил и о православии как цивилизационном русском проекте: «Русский значит православный по своей идентичности».
Еще в 90-е годы Махнач и Смирнов начали развивать дискурс «канонических территорий» РПЦ, утраченных в результате «Парада суверенитетов» 1991 года, дискурс особо актуальный сегодня, в свете последних событий в Крыму и на Украине. Тогда «Союз православных граждан» считал ельцинскую власть антиправославной, антирусской и неспособной осуществить этот возврат в русские границы исконно православных земель, поэтому, например, Махнач отмечал необходимость дождаться прихода другой «более русской» православно-ориентированной власти, прежде чем агитировать за активную реализацию этого возврата.
В начале нулевых истеблишмент Русской православной церкви взял стратегический курс, который Кнорре обозначил как «VIP-миссия», активным конструированием православной элиты теперь занялись не только отдельные энтузиасты из «СПГ», но и часть церковного истеблишмента. Отдел внешних церковных связей РПЦ уделял особое внимание взаимодействию с чиновничеством, промышленниками и администрацией. В частности, важным оказывалась практика поздравления крупных чиновников в дни их рождений. Кнорре рассказал, что случаи небрежности в соблюдении этого могли рассматриваться как проступки с точки зрения церковного начальства. Данная стратегия быстро принесла свои плоды, в начале нулевых генпрокурор Устинов уже говорил о необходимости «морального аудита» чиновников со стороны церкви.
В качестве яркого примера проявления стратегии «VIP-миссии» Кнорре приводит vip-билеты с индивидуальным дизайнерским золотым теснением для важных чиновников на знаменитые образовательные Рождественские чтения, до сих пор проводимые РПЦ каждый год. Лектор видит в этом прямое влияние византийской традиции отношения к государственной власти.
В 2009 году, при избрании нынешнего Патриарха Кирилла, церковь расширяет свою повестку, заявляя о необходимости задания церкви определенных социальных функций. В начале своего патриаршества Кирилл говорил о том, что приход должен стать чем-то большим, чем просто место молитвы, а именно — важным социокультурным центром, где люди собираются в свободное время для душеполезного времяпрепровождения. Кнорре отмечает, что массового расширения приходских штатов не произошло, хотя в отдельных приходах данная директива оказалась реализована. Социальное служение в РПЦ действительно приобрело более системный характер, хотя и сопряженный с определенными издержками, связанными с формализмом.
Конференции «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы», которая прошла в Центральном доме журналиста в рамках XVIII Международных рождественских образовательных чтений, Москва, 27 января 2010 года. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Конференция «Деятельность церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы», которая прошла в Центральном доме журналиста в рамках XVIII Международных рождественских образовательных чтений, Москва, 27 января 2010 года. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Параллельно с этим Патриарх Кирилл расширяет «VIP-миссию» до «широкой миссии». Попытки «воцерковления», а по сути идеологического приобщения к институту церкви таких неочевидных субкультур, как русские рокеры и байкеры — яркий пример результатов этого расширения, считает Кнорре. Параллельно с этим церковный интеллектуал диакон Андрей Кураев пишет статью «Православным пора почувствовать вкус к карьере», то есть буквально отбросить косыночки, сутулый вид, смирение и потупленный взгляд — весьма распространенный православный церковный этикет — и начать жить полноценной профессиональной и социальной жизнью.
В итоге удачных с точки зрения расширения влияния РПЦ решений патриарха, в конце нулевых «православие силовиков» становится мейнстримом «политического православия». В конце 2011 года важным, по мнению Кнорре, развитием политического православия становится «Доктрина 77» маргинального православного шоумэна Ивана Охлобыстина: в своем выступлении в «Лужниках» он пытается реанимировать и респектабилизировать в целом крайне фундаменталистские идеи, ранее высказывавшиеся в 90-х годах самым антилиберальным клиром, лидером которого в 90-е годы был митрополит петербуржский и ладожский Иоанн (Снычев), выпустивший книгу «Самодержавие духа», в котором апологетизировал царя Ивана IV Грозного, представляя его как святого и оклеветанного героя. Вокруг этих идей возникло целое движение православных фундаменталистов, как мирян, так и священников. «Доктрина 77» Охлобыстина нашла определенный отклик, хоть и не столько у воцерковленных, но зато у более широкой аудитории, связанной с «политическим православием», что ознаменовало определенную респектабилизацию фундаментализма и апокалиптическо-алармистских идей в обществе, включая милленаристско-манихейское восприятие мира.
Подобный процесс означил соответственно и респектабилизацию черно-белого психологического разделения бытия на бытие белое, спасенное, и бытие «черное». В этой связи Охлобыстин не случайно, отмечал, что для русского человека Русская церковь привлекательна тем, что не оставляет никаких призрачных альтернатив личного выбора. То есть, по сути, в такой максиме отрицается и богоискательство? Ведь все уже найдено? В определенный момент, согласно Охлобыстину, у православных верующих не останется другого выбора, как дать «черному миру» бой, то есть «уничтожить весь остальной прогнивший насквозь пороками и равнодушием мир и покончить с собой в надежде, что из чудом уцелевших человеческих особей появится наконец новое, лучшее человечество». Частично это напоминает уже упоминавшийся выше концепт «атомного православия» Холмогорова, так что здесь, как считает Кнорре, вполне можно говорить о каком-то взаимовлиянии двух деятелей. Радикальные круги «политического православия», в том числе и с подачи Охлобыстина, берут на вооружение знаменитый лозунг «Православие или смерть», с которым афонские монахи отбивались от константинопольской полиции.
Завершил лекцию Кнорре высказыванием протоиерея Всеволода Чаплина, по его мнению красочно иллюстрирующем сегодняшнюю парадигму политического православия: «Христианство будет иметь будущее в Европе только в том случае, если оно вновь научит людей умирать и убивать...»
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ