Новости – В мире












В мире
Кафала-интернационал

Рабочие во время строительства кампуса для филиала Университета Нью-Йорка в Абу-Даби, 2009 год. Фото: Samer Muscati / Human Rights Watch / AP
Университет Нью-Йорка использовал принудительный труд на стройке в Абу-Даби
19 мая, 2014 12:35
6 мин
Крупнейший в США частный университет оказался замешан в организации рабского труда на стройках в Объединенных Арабских Эмиратах, утверждают журналисты The New York Times.
В 2012 году на стройках объектов к Чемпионату мира по футболу 2022 года в Катаре погибли более 250 рабочих. Когда правозащитники придали этот факт огласке, государство согласилось реформировать трудовое законодательство, отказавшись от системы, известной как кафала, при которой гастарбайтер находится в полной зависимости от компании, оформившей ему въездную визу, не может сменить работу или покинуть страну без разрешения.
Сезонные рабочие в Катаре, как правило, платили регистрационные взносы, равные обещанной им годовой зарплате, только чтобы получить возможность въехать в страну. Реальная оплата труда оказывалась значительно ниже, и гастарбайтеры были вынуждены работать сверхурочно, только чтобы не задолжать работодателю. Многие не выдерживали нагрузки — шесть-семь 12-часовых рабочих дней в неделю.
Кафала, однако, не является исключительно катарской практикой. Своя «стройка века» сейчас идет и в столице ОАЭ Абу-Даби, и здесь, утверждает The New York Times, большинство приезжих рабочих тоже находятся в рабском положении.
На северо-западе города находится остров Саадият («Cчастье» в переводе с арабского). На деньги эмира Абу-Даби Халифа ибн Зайд Ан-Нахайяна здесь возводятся филиалы Лувра и музея Гуггенхайма. Рядом с ними 27 апреля было официально завершено строительство кампуса для местного филиала Университета Нью-Йорка — тоже за счет правящей семьи.
В 2009 году руководство университета представляло свой амбициозный проект как «зону культурной свободы» в стране, где не существует независимых университетов, а забастовки — вне закона. Чтобы подчеркнуть свою приверженность демократическим стандартам, Университет Нью-Йорка опубликовал «положение о трудовых ценностях». Строителям нового кампуса гарантировали достойные условия: компенсацию регистрационных сборов, оплату сверхурочных, сохранение паспортов на руках у рабочих, проживание не более четырех человек в одной комнате, разрешение трудовых конфликтов без угроз, запугивания и последствий и так далее.
Журналисты The New York Times связались с несколькими десятками работников из Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш и Непала, трудившихся над зданиями университета, и те рассказали, что большинство обещаний его руководства не выполнялось. Например, почти каждый опрошенный гастарбайтер платил за то, чтобы его наняли, и обратно эти деньги не получил. Во многих случаях такие взносы соответствовали годовому заработку.

Филиал Университета Нью-Йорка в Абу-Даби. Фото: stjohns.sa.edu.au
Филиал Университета Нью-Йорка в Абу-Даби. Фото: stjohns.sa.edu.au
Зарплата же оказывалась в два раза ниже, чем по договору. Например, одному маляру работодатель обещал в месяц базовую сумму, эквивалентную $408. Работая сверхурочно, по 11 часов шесть дней в неделю, реально он получал не более $272. С учетом затрат на питание он отправлял домой не более $100 в месяц, которые уходили на оплату долгов, возникших из-за регистрационного взноса, говорится в газете.
Как говорится в расследовании, типичное жилье гастарбайтера в ОАЭ — комната 18 квадратных метров на 15 человек. Люди спят по трое на двухъярусных кроватях — третий ночует на полу под койкой. Паспорта отнимают у всех, а некоторые строительные фирмы забирают у рабочих и банковские карты.
В октябре прошлого года работники одного из подрядчиков попытались устроить забастовку. Они забаррикадировались в трудовом лагере. На второй день на территорию ворвалась полиция. Десятки людей оказались в тюрьме, где их избивали, добиваясь признания в организации стачки. Через несколько дней гастарбайтеров депортировали.
Еще два сезонных рабочих оказались поначалу в гораздо лучших условиях: их повышали, им индексировали зарплаты, но за полгода до конца контракта деньги перестали поступать. Прошло 16 месяцев, но строительная компания так и не расплатилась, и теперь гастарбайтеры, у которых уже истекли разрешения на пребывание в стране, не могут выехать из ОАЭ: они должны больше $1 тысячи местной бакалее за еду и не могут себе позволить штрафы за нарушение визового режима.
Представители руководства Университета Нью-Йорка заверили журналистов, что ничего не знают об этих инцидентах. В последнем годовом отчете инженерной фирмы Mott MacDonald, проводящей для вуза мониторинг условий труда, говорится лишь о единичных проблемах; октябрьская забастовка не упоминается вовсе.
С точки зрения руководства университета, его положение о трудовых ценностях выполняется полностью в той области, за которую вуз отвечает непосредственно — то есть в отношении сотрудников кампуса: охранников, поваров, уборщиков и так далее. Что касается строителей, все они работают на внешних подрядчиков, до которых доведены пожелания американского заказчика, но проконтролировать их выполнение невозможно.
Университет Нью-Йорка не может и не пытается повлиять на ситуацию еще и по той причине, что выступает в этой ситуации как гость. Фактически, весь кампус оплачен эмиром Абу-Даби, который к тому же пообещал вузу несколько пожертвований в размере $50 млн каждое.
Представители вуза, впрочем, с гордостью заявляют о других достижениях. Подрядчики действительно не используют труд несовершеннолетних и доставляют строителей из мест проживания на стройплощадки бесплатно. Трудящихся награждают за выявленные нарушения техники безопасности, благодаря чему количество несчастных случаев составляет 0,03 на 100 тысяч рабочих часов — ниже, чем на олимпийской стройке в Лондоне (0,16 на 100 тысяч).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости