Новости – В мире












В мире
Путь из пуштун в туркмены

Фото: Александр Туманов / ИТАР-ТАСС
Строительство трансафганской железной дороги из Туркмении в Таджикистан может угрожать российским геополитическим интересам в регионе
7 июня, 2013 04:51
3 мин
Лидеры трех стран Центральной Азии 5 июня посетили церемонию закладки железной дороги, которая должна связать Туркменистан сначала с Афганистаном, а потом с Таджикистаном, сообщает информационное агентство «Фергана».
В торжественном открытии принял участие президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, а также прибывшие с однодневным визитом глава Таджикистана Эмомали Рахмон и афганский президент Хамид Карзай. Они привезли с собой золотой рельс, который должен символизировать начало строительных работ. Также главы государств написали послание к потомкам, поместили его в капсулу и вместе замуровали ее в железнодорожном полотне, бросив первые лопаты бетона.
Сейчас попасть из Туркменистана в Афганистан можно только по автотрассе. О необходимости развития транспортных путей в регионе сказал в своей речи Бердымухамедов.
«Мы приняли решение создать новый путь, учитывая транспортные потребности наших стран и их геополитическую позицию. Это важный и своевременный шаг, а также символ наших добрососедских отношений»,— цитирует туркменского президента индийское издание Business Standard.
Ожидается, что финансовую помощь в строительстве дороги, окажет Азиатский банк развития. Этот банк был основан в 1966 года для стимуляции роста экономики в Азии и на Дальнем Востоке. Средства банка формируются за счет взносов стран-членов и дохода от кредитования. В его работе участвуют 48 азиатских и 19 западных стран.
Новый железнодорожный коридор выгоден всем странам, участвующим в его строительстве, но может стать инструментом в геополитических играх США, считает гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.
«Безусловно, этот проект курируется на самом высоком уровне, ведь его реализация важна и для Ашхабада и для Таджикистана и для Кабула. Прежде всего, для последнего, ведь в результате Афганистан будет включен в новую региональную транспортную сеть»,— отмечает политолог.
Власов отметил, что США вполне могут стоять за этим строительством.
«Официальные российские структуры избегают конкретной оценки влияния проекта, особенно в контексте приближающегося вывода войск коалиции из Афганистана. Однако известно, что это дорога строится как часть проекта великого шелкового пути, который находится под патронажем США»,— добавляет эксперт.
Еще в 2004-2005 американский политолог Фредерик Старр сформулировал идею «Большой Центральной Азии», напомнил Власов. «Согласно этой концепции Центральная Азия включает в себя не только постсоветские страны, но и Афганистан с Пакистаном. По сути, речь идет о включении бывших советских республик в зону традиционных интересов Запада — сначала Великобритании, затем США. Так что не исключено, что американцы могут воспользоваться новым коммуникационным проектом в своих интересах», – предполагает эксперт.
«Безусловно, Ашхабад будет выступать одним из главных драйверов проекта. У Афганистана нет больших средств, Таджикистан тоже небогат, к тому же никак не может закончить свой масштабный проект — Рогунскую ГЭС. Так что источники финансирования будут диверсифицированы. Насколько мне известно, из международных финансовых институтов о возможной поддержке проекта заявили Азиатский банк развития и Исламский банк развития»,— рассказал Власов.
Существует масса экономических и политических причин, почему проект трансафганской железной дороги может оказаться неудачным, однако в случае его успеха Россия может понести экономические убытки, полагает ведущий специалист в области отношений стран СНГ аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
«Железная дорога может стать удобным маршрутом для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и компрессионного газа из Туркменистана в Таджикистан. В таком случае Россия, которая поставляет ГСМ во многие республики Центральной Азии, лишится одного из рынка сбыта. У туркменов два нефтеперерабатывающих завода, один как раз находится в Сейди — это город недалеко от места, где начинается дорога»,— объяснил эксперт.
По словам Куртова, Таджикистан в свою очередь кровно заинтересован в строительстве железной дороги, не проходящей через территорию Узбекистана.
«Между двумя странами последние два года идет конфликт из-за возведения ГЭС на трансграничных реках. Узбекистан всячески мешает Таджикистану строить собственные гидротехнические сооружения, в частности перекрывает движение для составов со стройматериалами по своим железным дорогам. Однажды узбекские власти даже приказали разобрать железную дорогу, ведущую в одну из южных областей Таджикистана. Поэтому проект нового маршрута через Афганистан лоббировало, прежде всего, таджикское руководство»,— пояснил эксперт.
«Исторически сложилось, что Афганистан лишен железнодорожной сети. Существует железная дорога, которая ведет в Мазари-Шариф (один из уездов на севере страны) из Узбекистана, но она небольшой протяженности и не является транзитной. На то есть серьезные причины. Афганистан – это классическая страна караванных разбойников, которые грабили караваны, проходившие через его территорию»,— рассказал эксперт.
Нестабильность в Афганистане только растет, практически все эксперты и политики уверены, что после вывода войск американских союзников хаос в стране только увеличится, заметил Куртов.
«На афганской земле строителей как минимум могут обложить непомерными поборами, и это в лучшем случае. Также не стоит забывать, что часть железнодорожного пути неизбежно пройдет по территории заселенной этническими узбеками, которые имеют контакты с официальным Ташкентом. А узбекские власти, как мы помним, имеют зуб на Таджикистан. Так что лично у меня есть большие сомнения, что этот проект, который был так помпезно открыт, будет осуществлен, по крайней мере, в ближайшее время»,— заключил Куртов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости