В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Истребитель не долетел до тендера

Saab отказался от участия в крупнейшей военной сделке в истории Дании; эксперт: шведы совершают ошибку
Елена Коваленко
2 мин
Истребитель JAS 39 Gripen. Фото: Frans Dely / Gripen International
Закупка новых истребителей для военно-воздушных сил станет крупнейшей единовременной тратой из госбюджета в истории Дании. Тендер на 30 млрд датских крон ($5,4 млрд) продлится еще год, но уже вспыхнул первый скандал: от участия в тендере отказался шведский концерн Saab.
Компания должна была до 21 июля представить датским властям запрос на участие в тендере своего многоцелевого истребителя четвертого поколения JAS 39 Gripen, но в итоге отказалась от заявки. Как поясняет шведское Агентство по экспорту вооружений, это было совместным решением властей страны и представителей оборонной индустрии, принятым после анализа ситуации.
Причиной отказа, уточняет местное издание The Local, стала уверенность шведской стороны в том, что победитель уже определен. Датские военные якобы уже выбрали замену своим устаревшим F-16 — малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II.
Теоретически выиграть контракт может один из двух оставшихся в гонке конкурентов: F-35 Eurofighter Typhoon от конгломерата европейских компаний и F/A-18F производства Boeing, но это вызывает сомнение даже у самих датчан.
«Многое указывает на то, что выбор падет на единый ударный истребитель (другое название F-35. — РП), ведь это самый новый тип боевой авиации и в него инвестируют сами США. <...> Дания внимательно изучит, какие самолеты стоят на вооружения наших союзников», — сказал в эфире Датского радио военный обозреватель Андреас Крог.
Если Копенгаген остановит свой выбор на истребителе F-35, это станет еще одним успехом этого амбициозного, но проблемного проекта. Только в этом году Южная Корея заявила о намерении выделить около $7,8 млрд на закупку 40 истребителей F-35. Еще $11,6 млрд на закупку 58 машин этого типа планирует выложить Австралия. Приобрести F-35 собирается и Канада — 65 машин истребителей за $8,2 млрд.
Истребитель-бомбардировщик F-35. Источник: lockheedmartin.com
Истребитель-бомбардировщик F-35. Источник: lockheedmartin.com
Общая стоимость разработки и выпуска почти двух с половиной тысяч новейших истребителей, львиная доля которых останется в США, уже достигла $391 млрд. Эта сумма во много раз превысила запланированные при старте программы расходы и по всей видимости будет расти. Вместе с тем проектирование истребителя-бомбардировщика сопровождается рядом технических проблем — 23 июня на авиабазе ВВС США Эглин во Флориде у одного из F-35 взорвался двигатель, после чего на все полеты этих машин был наложен запрет. Он был частично снят, но Пентагон запретил отправлять истребители на международный авиасалон «Фарнборо».
Шведы совершают ошибку — у них был шанс одолеть Lockheed Martin (разработчика F-35 Lightning II. — РП) в борьбе за датский контракт, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Шведские "Грипены" раза в два дешевле F-35 и, главное, уже существуют. А в американской программе идет отставание на много лет. Возможно, это политические соображения, но мне этот поступок кажется странным, тем более что никто не отменял особых отношений Дании и Швеции в рамках скандинавской системы коллективной обороны. Может, они решили ориентироваться на контракт с Бразилией, ведь швейцарская сделка, видимо, тоже не состоится», — предположил в беседе с РП эксперт.
При любом исходе тендера датчане только выиграют. Как говорит Храмчихин, от датских ВВС мало что осталось: «У стоящих на вооружении F-16 ресурс полностью выработан, конечно, им нужна замена».
«Дания внесла максимально возможный вклад в ливийскую операцию НАТО, выделив для нее четыре истребителя-бомбардировщика F-16. Но менее чем через три месяца после начала боевых действий, при полном отсутствии сопротивления ПВО сил Каддафи, датчане полностью истратили запас авиационных боеприпасов, имевшихся у ВВС страны, после чего вынуждены были прекратить участие в операции», — описывал он ранее состояние датской военной авиации.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин