Новости – В мире












В мире
Иран нам не союзник, а партнер

Хосейн Дехкан на конференции по международной безопасности в Москве. Фото: Максим Шипенков / ЕРА / ТАСС
Предложенный Тегераном союз против США невозможен
20 апреля, 2015 15:44
6 мин
Выступая на Международной конференции по безопасности в Москве, министр обороны Ирана бригадный генерал Хосейн Дехкан предложил России, Индии и Китаю создать оборонительный союз. Из слов главы Минобороны ИРИ следовало, что перечисленные страны должны объединить усилия против НАТО и ИГ.
Эксперты, опрошенные «Русской планетой», сошлись во мнении, что предложение Тегерана носит политический и пропагандистский характер. Также аналитики уверены, что оборонительный союз в озвученном Дехканом формате невозможен.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко отметил, что Индия и Китай являются геополитическими соперниками. «Говорить о создании некоего союза, где будут присутствовать эти страны, было бы неправильным», — считает эксперт.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН доктор исторических наук Владимир Сажин полагает, что Китай ни при каких условиях не будет вступать в какие-либо блоки, «тем более блоки, направленные против Соединенных Штатов». Причину эксперт видит в огромном количестве взаимных экономических интересов Пекина и Вашингтона. Предложение об оборонительным союзе Сажин назвал «мечтами Дехкана».
Эксперт по ближневосточной проблематике, сотрудник Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко заявил, что выходя с предложением о союзе, ИРИ пытается показать свою силу и могущество.
«Иран сейчас будет много подобных информационных поводов продуцировать. Тегерану это нужно, чтобы ядерная сделка, которую он, вероятно, заключит в ближайшее время, не воспринималась как капитуляция», — отметил эксперт. По мнению Демиденко, создание оборонительно союза возможно только «на бумаге», в реальности объединение работать не будет.
Коротченко призывал не спешить с выводами относительно возможного союза между Россией и Ираном. По словам эксперта, «надо двигаться от простого к сложному». «В любом случае мы рассматриваем Иран как дружественную страну. Нам необходимы отношения стратегического порядка. Жизнь расставит все точки над i», — заключил Коротченко.
Сажин отметил, что Россия не готова вступать в военный союз с Ираном. В предложении министра обороны Ирана историк усмотрел «своеобразный ответ на внутренние запросы в стране». «Это результат внутриполитической борьбы, которая идет с момента подвижек в иранской ядерной проблеме», — сказал Сажин.

Антиамериканская демонстрация в Тегеране
Антиамериканская демонстрация в Тегеране. Фото: Ebrahim Noroozi / AP
«Как в США, так и в Иране есть много недовольных начавшейся разрядкой. В исламской республике недовольные представлены оппонентами президента Роухани», — отметил Владимир Сажин. По словам эксперта, большую роль в разношерстной оппозиции играют армия и Корпус стражей исламской революции.
Демиденко заметил, что военно-стратегические приоритеты РФ, Индии, Китая и Ирана мало где пересекаются, «потому говорить о какой-либо совместной деятельности практически невозможно». Устремления Тегерана направлены прежде всего на поддержку шиитских организаций в странах ближнего Востока, подчеркнул эксперт.
«Приоритеты России связаны с постсоветским пространством. Китай главным образом стремится решить проблему с Тайванем, у Индии остро стоит вопрос отношений с Пакистаном», — напомнил Демиденко.
Коротченко, наоборот, заметил, что интересы двух держав пересекаются во многих сферах и главным образом в вопросе противодействия гегемонии США. В частности, стороны не заинтересованы в появлении иностранного военного присутствия на Каспии. Также у Москвы и Тегерана общий подход к сирийскому кризису.
В поддержку развития военно-технического сотрудничества и тесных экономических отношений с Ираном выступил Владимир Сажин. «После снятия санкций Тегеран станет крайне интересным субъектом для всего мира по многим аспектам. Россия должна занять свою нишу в постсанкционном сотрудничестве с исламской республикой», — подчеркнул эксперт.
Противоположную точку зрения «Русской планете» высказал Сергей Демиденко. По словам политолога, главные противоречия России и Ирана как раз заключаются в нефтегазовой сфере. «Исламская республика — это наш "природный конкурент" на этом направлении, и она очень трепетно относится к этому моменту», — отметил эксперт.
Демиденко напомнил, что в Иране сложилась тяжелая экономическая ситуация. И о том, что Тегеран в стремлении исправить положение «пойдет на все», потому что только нефтегазовый сектор способен принести республике быстрые деньги.
Эксперт также выразил сомнения относительно перспектив военно-стратегического партнерства России и Ирана. «С Саудовской Аравией мы воевать вряд ли пойдем, позиция по Сирии у нас общая, но для Москвы поддержка режима Асада не имеет столь принципиального значения, как для ИРИ», — полагает Демиденко.
По мнению эксперта, РФ важна ИРИ прежде всего как поставщик вооружения. В остальном «Иран будет с тем, с кем ему выгодно быть». Демиденко уверен, что в случае предоставления соответствующей возможности Тегеран будет готов поставлять газ в обход России.
«Я призвал бы абстрагироваться от эмоциональных оценок этой политики. Это ситуация, с которой нам нужно мириться. Иран — это специфическое государство», — предупредил эксперт.
Демиденко считает ИРИ никудышным союзником для России. «Иран — это такое государство, которое может быть союзником только самому себе. Тегеран действует исходя исключительно из собственных интересов, союзнические обязательства носят для него вторичный характер», — полагает аналитик.
Эксперт подчеркнул, что у Тегерана есть устойчивая сфера влияния, «которую он всеми силами отстаивает». В связи с этим Демиденко призвал рассматривать ИРИ исключительно как партнера.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости