Новости – В мире












В мире
Горячая линия вместо демаркационной

Индийская девушка на индо-китайской границе в Аруначал-Прадеш. Фото: Anupam Nath / AP
Индия и Китай в четвертый раз за 20 лет пытаются мирно разрешить спор о пограничных территориях
23 октября, 2013 13:40
3 мин
Соглашение, которое должно урегулировать многолетний пограничный конфликт между Индией и Китаем, подписано в среду по итогам переговоров главы правительства КНР Ли Кэцяна и индийского премьер-министра Манмохана Сингха, сообщает Hindustan Times.
Это — главный из девяти документов о сотрудничестве в области культуры, инвестиций и военного дела, подписанных во время нынешнего официального визита премьера Индии в Пекин. Из-за отсутствия четко проведенной границы в районе Гималаев, которую заменяет линия фактического контроля протяженностью свыше 4000 км, пограничные трения между двумя странами длятся уже более полувека. Эта договоренность стала четвертой; первая была заключена еще в 1993 году.
Соглашение обязует командующих пограничными войсками двух стран организовать «горячую линию» и наладить контакты между офицерами патрулей, чтобы впредь избежать встреч индийских и китайских военнослужащих: ранее они нередко перерастали в открытые столкновения.
«Когда наши державы пожимают друг другу руки, мир это замечает», — написал Сингх в своем твиттер-аккаунте.
Индийский премьер заявил, что заключенная договоренность должна стать важной вехой в китайско-индийских отношениях.
«Мы подписали совместное соглашение, чтобы обеспечить мир и спокойствие на наших границах, пока мы готовимся к переговорам о разумном, справедливом и взаимовыгодном решении пограничного вопроса. Отношения между Китаем и Индией — это, прежде всего, отношения между 2,5 миллиардами наших граждан», — уточнил Сингх.

Ли Кэцян и Манмохан Сингх. Фото: Rolex Dela Pena / EPA / ИТАР-ТАСС
Ли Кэцян (слева) и Манмохан Сингх. Фото: Rolex Dela Pena / EPA / ИТАР-ТАСС
Его китайский коллега Кэцян тоже выражает оптимизм относительно спорной территории в Гималаях.
«Индия и Китай — две древние цивилизации. Наши народы имеют достаточно мудрости, а наши правительства возможностей, для того чтобы разобраться с противоречиями на границе и при этом не навредить двусторонним отношениям», — цитирует Reuters председателя правительства КНР.
Вместе с тем очередной конфликт на спорных землях закончился лишь в мае текущего года. Подразделения китайской армии вошли на 10 км вглубь гималайской долины Дапсанг, на которую претендует Индия, и разбили там лагерь, в котором оставались в течение еще трех недель. Несмотря на протесты индийской стороны, Пекин отрицает, что это было нарушением границы.
К спорным территориям относится плато Аксай-Чин в Тибете, на которое претендует Индия, и регион в северной части индийского штата Аруначал-Прадеш, который стремится получить Китай.
В 1962 году разногласия между двумя государствами вылились в кровопролитную войну. Народно-освободительная армия Китая нанесла индийцам ряд тяжелых поражений, однако отсутствие поддержки со стороны Советского Союза вынудило председателя КНР Мао Цзэдуна объявить об одностороннем прекращении огня. Боевые действия унесли жизни свыше 3000 индийцев и 722 китайцев.
Еще более напряженные отношения у Индии складываются с другим соседом — Пакистаном. Расположенный в Гималаях штат Джамму и Кашмир много лет остается ареной вооруженного конфликта между индийской армией и исламистами, получающими поддержку с пакистанской территории. В среду утром индийские власти обвинили Исламабад в провокации на границе — в результате перестрелки пограничников и вооруженных боевиков, пытавшихся проникнуть на территорию штата, есть убитые и раненые, пишет «Би-би-си».
Подписанный договор только частично снижает напряженность на границе; официальной демаркации границы и решения вопроса спорных территорий пока не произошло, напоминает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН политолог Алексей Фененко.
«Этот договор — нормальная часть интеграции Индии в ШОС. Напомню, что 2 октября на встрече министров иностранных дел двух стран было заявлено об официальном приглашении Индии в эту организацию. В условия членства входит обязательная демилитаризация на границах между странами-участницами», — объясняет политолог.
По мнению Фененко, подписанием нового китайско-индийского договора могут быть недовольны США.
«Администрация президента Обамы все время пыталась сыграть на пограничном споре Индии и Китая. Например, говорилось о том, что в рамках двустороннего сотрудничества в конфликтных зонах могут появиться американские военные. Теперь у Соединенных Штатов меньше возможностей играть на противоречиях между Индией и Китаем», — уточняет ученый.
Есть ряд объективных причин, почему китайско-индийский спор до сих пор не разрешен в международном суде или иным способом, отмечает Фененко.
«Из-за природных условий в горных регионах Тибета и Гималаев провести границу даже технически непросто. Второй важный момент: если спорные земли отходят Китаю, это автоматически приближает его к Дели и внутренним индийским районам. Если же Индия удовлетворит свои претензии, то получит непосредственный выход в Тибет, идею автономии которого она не раз поддерживала. Понятно, что Китай опасается такого развития событий», — рассказывает специалист.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости