Новости – В мире
В мире
Художественная галерея возрастом в 40 тысяч лет
Отпечатки рук в индонезийской пещере, оставленные 39,9 тысячи лет назад. Фото: Kinez Riza
Наскальная живопись из пещер острова Сулавеси оказалась древнейшим свидетельством присутствия людей в Юго-Восточной Азии
8 октября, 2014 21:01
8 мин
Антропологи обнаружили, что считавшаяся ранее заурядной наскальная живопись в пещере Марос на индонезийском острове Сулавеси — рисунки свиней-бабирусс и отпечатки рук художников — оказалась следом первых современных людей в Юго-Восточной Азии, живших на ее территории 35–40 тысяч лет назад. Это означает, что люди начали двигаться из Африки в сторону Австралии и Азии одновременно с миграциями в Европу и на Ближний Восток, где аналогичные произведения искусства начали появляться примерно в то же время. История переоткрытия людей, живших неподалеку от необычных «хоббитов» острова Флорес, была изложена в журнале Nature.
«Многие люди зачастую считают, что Европа была центром самого раннего "культурного взрыва" и первого всплеска креативности в истории человечества, который произошел примерно 40 тысяч лет назад и больше всего был заметен по изменениям в технике наскальной живописи. Как показывает возраст рисунков с острова, примерно в это же время люди на противоположной стороне земного шара делали столь же потрясающие рисунки, как обитатели пещер в Испании и Франции», — рассказывает о сути открытия Максим Обер из университета Гриффита в городе Голд-Кост (Австралия).
Публикация работы Обера и его коллег стала очередным подтверждением в пользу набирающей сейчас популярность гипотезы. Согласно этой теории, Австралия и Юго-Восточная Азия были колонизированы предками современных людей, покинувшими Африку примерно 100 тысяч лет назад, — одновременно или даже раньше, чем Европа и Ближний Восток.
Сейчас существует две основные теории, описывающие процесс освоения всех континентов планеты нашими непосредственными предками. Основной считается так называемый «ближневосточный» вариант, или «ливанский коридор», как часто выражаются антропологи. Сторонники этой гипотезы считают, что человечество сначала проникло на Ближний Восток через территорию современного Ливана и только после этого заселило Европу, Азию и Америку.
Рисунок свиньи-бабируссы, нарисованный на стене пещеры Марос примерно 35 тысяч лет назад. Фото: Kinez Riza
Рисунок свиньи-бабируссы, нарисованный на стене пещеры Марос примерно 35 тысяч лет назад. Фото: Kinez Riza
Альтернативная гипотеза предполагает множество волн миграции: многие ученые считают, что первые современные люди могли сначала появиться в Южной Азии, Австралии и Микронезии. Лишь потом, через несколько тысяч или десятков тысяч лет, новая волна африканских мигрантов направилась в сторону Леванта и Средиземноморья. За последние несколько лет палеонтологи, антропологи и генетики обнаружили десятки свидетельств в пользу этого предположения.
К примеру, в 2011 году известный датский палеогенетик Эске Виллерслев расшифровал геном австралийских аборигенов и выяснил, что их предки проникли на территорию южного континента свыше 60 тысяч лет назад, заметно раньше, чем люди появились на территории других уголков Земли. Почти одновременно с этим британские палеонтологи обнаружили на территории Омана, лежавшего в сотнях километров к югу от «ливанского коридора», останки людей и следы поселений, существовавших в Аравии примерно 106 тысяч лет назад. Подобные открытия все чаще заставляют антропологов и других ученых по-новому взглянуть на давно известные и хорошо известные памятники культуры и останки древних людей.
Руководствуясь подобной идеей, Обер и полдюжины других антропологов из Австралии и Индонезии обратили внимание на наскальные рисунки в пещере Марос в южной части острова Сулавеси, которые были найдены еще в 50 годах прошлого века. Их первооткрыватели, ориентируясь на быструю эрозию пород в тропических пещерах, расположенных у берегов моря, посчитали, что они были нарисованы древними жителями острова примерно 10 тысяч лет назад, и с тех пор никто не пытался оценить их возраст при помощи точных методов.
Авторы статьи решили восполнить этот пробел. Они обратили внимание на то, что все рисунки были покрыты тонкой патиной из известняка и других минералов, которые отложились на стенках пещеры из-за того, что по ним периодически протекала вода.
Как объясняют ученые, во всех природных минералах с большой долей известняка встречается небольшое количество атомов радиоактивного урана-234, который со временем распадается в торий-230. Период полураспада тория-230 намного короче аналогичного показателя для его прародителя — 75 тысяч против 245 тысяч лет.
Атомы и соединения тория крайне плохо растворяются в воде и не вымываются в результате воздействия стихий, тогда как уран легко может исчезать из породы или накапливаться в ней вместе с потоками воды. Благодаря этому доля атомов тория в образце остается примерно одинаковой на протяжении всего времени ее существования, так как единственным источником их появления являются новые атомы урана-234, поступающие в породу вместе с водой. Это позволяет оценить возраст породы по доле продуктов распада тория-230 внутри нее.
Когда Обер и его коллеги измерили концентрацию атомов тория и его следов в самых нижних слоях патины на рисунках с Сулавеси, их ожидал большой сюрприз — следы творчества жителей пещеры оказались заметно старше, чем считали ученые. Более того, как оказалось, эти рисунки могут поспорить по степени своей древности с теми образцами европейской наскальной живописи, которые сегодня считаются самыми древними следами художественного искусства.
Так, по расчетам авторов статьи, все рисунки свиней-бабирусс и прочих животных появились на стенах пещеры примерно 35–36 тысяч лет назад, а один из «отпечатков» рук (обведенные и раскрашенные контуры рук древних живописцев) был сделан его обладателями 39,9 тысячи лет назад. Для сравнения, самым древним следом человеческого (или неандертальского) искусства на Земле сегодня считается красный круг в испанской пещере Эль-Кастильо, он был начертан на ее стенах примерно 40,8 тысячи лет назад. По мнению авторов статьи, самый древний рисунок животного в Европе — изображение носорога в французской пещере Шове — может быть ровесником или даже «младшим братом» индонезийских бабирусс из пещеры Марос.
У этого открытия, пишут ученые, есть две возможных интерпретации, и обе из них ставят под сомнение ведущую роль Европы в развитии искусства в каменном веке. Сами авторы статьи склоняются в пользу того, что их открытие свидетельствует об одновременном всплеске культурного развития в тех частях Земли, куда мигрировали люди после того, как они покинули Африку.
Другое возможное объяснение того, как древние индонезийцы освоили живопись раньше или одновременно с европейцами, заключается в том, что на самом деле это искусство было изобретено еще раньше, в то время, когда общие предки древних европейцев и индонезийцев жили в Африке и готовились ее покинуть. Если это действительно так, то есть все основания полагать, как считают Обер и его коллеги, что следы древнейшей наскальной живописи должны встречаться и в Африке.
«Вполне может быть, что рисунки в пещерах и связанные с ними иные формы самовыражения были частью культурных традиций всех людей, которые покинули Африку и распространились по Азии и Австралии задолго до того, как они достигли Европы», — добавляет Адам Брумм из университета Гриффита, другой автор статьи.
На Сулавеси и на других островах Индонезии, отмечают исследователи, существуют десятки других образцов пещерного искусства, возраст которых тоже пока никто не оценивал. В ближайшее время палеонтологи проведут аналогичные исследования в этих пещерах и попытаются понять, насколько широко было распространено художественное искусство во время каменного века в Юго-Восточной Азии и в Австралии.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости