Новости – В мире












В мире
Глубоководный ужас Швеции

Шведские корабли во время поисковых работ у острова Готланд, 19 октября 2014 года. Фото: Marko Saavala / EPA / ТАСС
РП вспоминает, почему за последние полвека в Стокгольме постоянно боялись советских и российских подлодок
20 октября, 2014 16:47
6 мин
Таинственная история с неизвестной подводной лодкой, якобы терпящей бедствие у берегов Швеции, заставила многих вспомнить о многочисленных аналогичных случаях времен холодной войны, когда обнаружение настоящих или мнимых советских субмарин порождало в шведском обществе настоящий психоз по борьбе с «неминуемым вторжением СССР». РП вспоминает, когда и как шведы за последние полвека искали в своих водах неопознанные подводные объекты.
Сами шведы отслеживают предполагаемые визиты непрошенных гостей с начала 1960-х годов. По данным шведской прессы, первый инцидент был зафиксирован в 1962 году, когда акустические приборы ВМС страны обнаружили вблизи острова Готланд неизвестную подводную лодку. После атаки глубинными бомбами она покинула территориальные воды королевства и скрылась в неизвестном направлении. Аналогичный эпизод повторился осенью 1969 года, когда во время учений шведского флота в северной части Ботнического залива появилась иностранная субмарина, которая после обнаружения быстро удалилась в нейтральные воды.
В 1974 году шведы замечают перископ чужой подлодки в районе все того же острова Готланд. В это раз на ее перехват они отправляют эсминец, который не смог идентифицировать принадлежность субмарины, прежде чем она ушла в открытое море. Это удалось сделать осенью 1976 года, когда во время учений королевского флота в районе Стокгольмского архипелага по кратковременному сигналу радара и шуму винтов шведские моряки обнаружили советскую подводную лодку проекта 613, которой после этого также удалось быстро покинуть шведские воды.
Через четыре года, 18 сентября 1980 года, история с обнаруженной шведским военным буксиром вблизи острова Утё чужой субмариной приобрела почти детективный характер. На ее перехват были вызваны ударные противолодочные вертолеты, которые сделали предупредительные выстрелы в сторону подлодки. Погоня за ней продолжалась до 6 октября, когда неизвестное подводное судно удалось выпроводить в нейтральные воды.
Самый серьезный и известный инцидент случился ночь с 27 на 28 октября, когда советская подводная лодка С-363 села на мель вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна, где в тот момент проходили секретные испытания новой модели торпед. Произошел международный скандал, Советский Союз, оправдываясь, заявил, что субмарина непреднамеренно сбилась с курса из-за повреждения навигационного оборудования. Учитывая, что район аварии расположен далеко от международных вод и там очень сложный для навигации фарватер, такие объяснения ни в Швеции, ни в других странах не сочли убедительными. Через неделю С-363 была отбуксирована шведскими военными судами в открытое море, после чего она вернулась на базу в Лиепая.

Подводная лодка С-363 на мели вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна. Фото: navy.ru
Подводная лодка С-363 на мели вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна. Фото: navy.ru
В шведской прессе лодку окрестили Whiskey on the rocks (здесь название алкогольного коктейля — игра слов, так как лодка принадлежала к проекту 613, который по классификации НАТО назывался Whiskey), а в СССР ее стали иронично называть «Шведским комсомольцем». Этот неприятный случай привел к серьезному охлаждению отношений СССР и Швеции. Вместе с предыдущими эпизодами он породил в шведском обществе настоящий страх возможного советского военно-морского вторжения.
В октябре 1982 года после нового инцидента с неизвестной субмариной в Харсфиорде шведские ВМС разработали и установили в своих водах систему противодействия в виде многочисленных ловушек, сенсоров и глубинных мин. В 1983 году шведы четыре раза объявляли охоту за «неопознанными подводными объектами» в разных местах своей акватории. В феврале 1984 года загадочную субмарину искали в бухте Карлскруна, для чего использовали 22 глубинные бомбы, а в июне 1986 года на морском дне вблизи острова Готланд были найдены следы колеи подводного транспортного средства длиной около 1,1 тысячи метров. Через год в том же районе, рядом с городом Каппелхамнсвикен, снова были обнаружены следы подводного судна, одновременно еще одну субмарину искали во фьорде Тёрефьёрд. В 1988 году по шумам винтов была зафиксирована подлодка южнее Стокгольма, в бухте Ховригебуктен. В том же году во время испытания новейшей шведской субмарины в районе острова Хевринге под ее килем на большой скорости прошел неизвестный объект.
Швеция с давних времен позиционирует себя как нейтральная страна, поэтому сведения о появлении здесь иностранных субмарин воспринимаются очень болезненно. Самой распространенной версией всех этих происшествий была, естественно, советская. СССР, в свою очередь, постоянно отвергал эти обвинения (кроме случая с С-363, когда это было бессмысленно). В шведской прессе периодически появляются предположения, что нарушителями территориальных вод страны были не советские подводные суда, а натовские, в частности американские. Выдвигаются также версии, что в большинстве указанных случаев аппаратура принимала за чужую подлодку шум моторов гражданских судов либо просто помехи в эфире.
Советский подводный флот активно действовал около шведских берегов во время Второй мировой войны. В 2007 году вблизи Аландских островов шведскими поисковиками была обнаружена подводная лодка Щ-305, которая была потоплена финнами в ноябре 1942 года. В 2009 году шведские подводники установили в своих территориальных водах местонахождение подорвавшейся на мине в 1940 году советской субмарины С-2. Спустя еще два года, в августе 2011 года командой спасательного судна подводных лодок Королевского флота Швеции около острова Готланд была найдена еще одна подводная лодка – С-6, которая до этого с августа 1941 года числилась пропавшей без вести.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости