В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Понтифик-утопист

Папа римский Франциск. Фото: Gregorio Borgia / AP

Папа римский Франциск известен тем, что поддерживает бедных и критикует богатых. Риторика, которую использует новый лидер Ватикана, восходит к леворадикальной «теологии освобождения»

Елена Коваленко
24 декабря, 2013 09:26
12 мин
В марте ватиканский престол занял епископ Хорхе Марио Бергольо из Буэнос-Айреса — столицы Аргентины, где принадлежность к Римско-католической церкви декларируют 92 с лишним процента населения. Новый папа представляет Южную Америку — чрезвычайно важный для этой конфессии континент; Бергольо стал первым папой из Нового Света.
Понтифик, взошедший на престол при почти небывалых обстоятельствах (его предшественник Бенедикт XVI стал первым за последние 600 лет, кто отрекся от престола) взяли тронное имя Франциск — в честь святого Франциска. Ранее ни один глава католической церкви не осмеливался называть себя так.
«Это все равно, что взять имя Иисус или Петр (в честь апостола, которого католическая церковь называет основателем. — РП), — писал сразу после интронизации аналитик National Catholic Reporter Джон Аллен, ссылаясь на свои беседы с церковными историками, — Иисус или Петр может быть только один, так что это почти кощунственно для папы — брать себе такое имя».
Сразу после интронизации глава католической церкви пояснил, почему выбрал такое тронное имя: «Я начал думать о Франциске Ассизском — защитнике бедных. Потом о войнах, а Франциск — человек мира». И добавил, что хочет сделать католичество «бедной церковью для бедных».
Еще во время церемонии Франциск запомнился публике приказом сделать кольцо рыбака (знак папского сана) из серебра, а не из золота. Он отказался от автомобилей представительского класса, которые использовал предшественник, заменив их Ford Focus в стандартной комплектации. На свой день рождения глава Ватикана пригласил бездомных, уборщиков и поваров.
Символические шаги, которые много значат для широкой аудитории, дополнялись действиями, понятными ограниченному кругу понимающих в делах католической церкви. В сентябре он встретился с другим священником из Латинской Америки — 85-летним отцом Густаво Гутьерресом из Перу. Они отслужили мессу, позавтракали, потом непродолжительное время беседовали.
Акция памяти Оскара Ромеро в Сан-Сальвадоре в 2013 году. Фото: Roberto Eecobar / EPA / ИТАР-ТАСС
Акция памяти Оскара Ромеро в Сан-Сальвадоре, 2013 год. Фото: Roberto Eecobar / EPA / ИТАР-ТАСС
Этой встрече можно было бы не придавать значения, если бы Гутьеррес не считался истинным отцом спорной и в прошлом официально осуждавшейся Римом «теологии освобождения».
Название всему движению, которое на сегодняшний момент известно далеко за пределами Латинской Америки, дала изданная в 1971 году книга Гутьерреса «Teologia de la liberacion» («Теология освобождения»).
Перуанец был одним из нескольких сотен латиноамериканских священников и тысяч мирян, вдохновленных идеей христианства как средства избавления от нищеты и неравенства. Борьба за этот идеал стоила жизни многим людям, погибшим в ходе репрессий, развернутых диктаторами, которые возглавляли страны Латинской Америки в XX веке.
Одним из самых известных священников, ставших жертвой террора, был архиепископ Сан-Сальвадорский Оскар Ромеро — в 1980 году правые боевики застрелили его во время службы в соборе. После смерти Ромеро стал одним из символов теологии освобождения.
В июне 2013-го приложение к газете La Stampa — Vatican Insider — сообщило о том, что «все препятствия к беатификации Оскара Ромеро сняты». Беатификация — это этап, предваряющий канонизацию. Этот процесс был невозможен при папе Иоанне Павле II, под давлением его сторонников сдвинулся с мертвой точки при Бенедикте XVI, но по-настоящему активизировался только после того, как престол занял Франциск.
В прошлом Ватикан неоднократно выступал с официальным осуждением теологии освобождения, обвиняя ее сторонников в марксизме и обмане верующих.
 
Первым, кто описал утопическое пространство, в котором общество процветает без частной собственности, был человек, которого католическая церковь причислила к лику святых — правда, произошло это спустя 400 лет после его смерти. Английского писателя Томаса Мора, автора знаменитой «Утопии», канонизировали в 1935 году. Чуть раньше, в 1918-м, его имя появилось на стеле в Александровском саду рядом с фамилиями Бакунина, Чернышевского и Либкнехта.
Вторым радикальным левым теоретиком, который доносил до паствы свое видение христианства в обществе всеобщего равенства, был протестантский проповедник Томас Мюнцер. Он верил, что «правители должны сравняться с последним христианином», а в своих посланиях к властям и городам заявлял, что «призван Богом к истреблению тиранов». Оба Томаса — и Мюнцер, и Мор — жили в один исторический период. Германского священника казнили в 1525 году, британского мыслителя обезглавили в 1535-м.
В английской революции XVII века активно участвовали религиозные группы, близкие по духу и идеологии к современной теологии освобождения: сначала это были «левеллеры», потом от них отделилось более радикальное крыло, «диггеры».
Последние захватывали пустующие земли, утверждали, что после разрушения старого мира «никто и не пожелает иметь больше, чем другие, или быть господином над другими, или требовать чего-либо себе лично». Все эти движения были подавлены.
В XIX веке идею о том, что «истинный верующий должен быть коммунистом», в Германии пропагандировал Вильгельм Вейтлинг, автор «Евангелия бедного грешника». В 1836 году он создал Союз справедливых — позже в эту организацию вступили Карл Маркс и Фридрих Энгельс; именно для Союза они писали свой «Коммунистический манифест».
В начале XX века социалистические идеи частично захватывают католическую культуру во Франции. Исследователи подчеркивают, что левые так и были меньшинством в церкви — подавляющая часть как священников, так и паствы оставались консерваторами, сексистами и антисемитами. Одним из лидеров «левого крыла» французских католиков был член Социалистической партии писатель Шарль Пеги — именно он возглавил движение «дрейфусаров», активисты которого добились оправдания по знаменитому «делу Дрейфуса».
Портрет Шарля Пеги кисти Жана-Пьера Лорана (без увеличения)
Портрет Шарля Пеги кисти Жан-Пьера Лорана
Перед Второй мировой и во время войны во Франции активно действовали группы «христианских социалистов», они участвовали в движении Сопротивления наравне с прочими силами, выступавшими против фашистского режима Виши и немецкой оккупации.
Влияние левых «в миру» сильно беспокоило официальный Ватикан. В 1950-х Рим попытался исправить ситуацию, создав движение «рабочих священников». Церковь направила священников на заводы и фабрики с двумя миссиями: они должны были препятствовать пропаганде коммунистов и обращать рабочих в католичество.
Но часто происходило обратное: священники становились коммунистами. Служители церкви стали активистами в профсоюзах, многие из них проникались левыми идеями. Потерпев неудачу, Рим принял решение остановить этот проект и вернуть священников в лоно церкви. Часть священников согласились с этим, часть остались работать в профсоюзах. Те, кто решил остаться, напрямую противостояли Ватикану, и официальная церковь прервала всякое сотрудничество с полевевшими священниками. Активисты движения переименовались в конфедерацию демократических профсоюзов: в конце 50-х — начале 70-х эта организация часто действовала радикальнее, чем компартия.
 
Первой страной, где стали усваивать идеи французских религиозных мыслителей, была Бразилия. Местные студенты, изучавшие французский язык, перевели труды «рабочих священников» на португальский и адаптировали их к местным условиям. В скором времени бразильская интеллигенция выработала свою, более радикальную трактовку революционного христианства. В 60-е многие чины церкви, в том числе епископы и кардиналы, симпатизировали идеям католического социализма.
Один из лидеров нового движения бразильский епископ Элдер Камара объяснял свою идеологию так: «Когда мне удается накормить бедных, меня называют святым. Когда я спрашиваю, почему бедные люди голодают, меня называют коммунистом».
В начале 70-х движение наконец приобрело название — как раз благодаря перуанцу Густаво Гутьерресу, который выпустил свою книгу «Теология освобождения».
Но наибольшее количество сторонников новое течение по-прежнему привлекало в Бразилии, самой крупной католической стране, где c 1965 по 1985 год правила военная хунта.
Камило Торрес, 1965 год. Фото: AP
Камило Торрес, 1965 год. Фото: AP
Священники критиковали и власть светскую, и власть духовную, то есть свое начальство в Риме. Один из самых влиятельных церковных интеллектуалов того периода Леонардо Бофф сравнивал авторитарную власть папы римского с полномочиями, которыми располагает генеральный секретарь компартии СССР. В 1985 году церковный суд в Риме приговорил его к году «тишины» — священнику запретили любые публичные выступления и лишили всех постов.
От слов и проповедей десятки служителей католической церкви переходили к делу, а именно присоединялись к вооруженным революционным группировкам.
Таким священником был колумбиец Камило Торрес — его тоже считают одним из основателей теологии освобождения. Торрес считал, что для обеспечения социальной справедливости христиане обязаны участвовать в вооруженной борьбе, и утверждал, что «если бы Иисус жил сегодня, то он был бы партизаном». В конце 1965 года он присоединился к повстанцам из «Армии национального освобождения» (ELN). Полтора месяца спустя он погиб в первом же бою с правительственными войсками Колумбии.
Священники активно участвовали в вооруженном сопротивлении режиму Сомосы в Никарагуа. Сторонники теологии освобождения стали одной из главных движущих сил революции, а идеология Сандинистского фронта национального освобождения базировалась одновременно на неомарксизме и «левом» восприятии христианства.
Вдохновителем движения мексиканских сапатистов называют еще одного влиятельного священника — мексиканского епископа Самуэля Руиса. Восстание в штате Чьяпас началось в 1994 году, но свою миссионерскую работу Руис начал задолго до него — как и его коллеги по теологии освобождения, в 60-х. Он не возглавлял восставших крестьян, а, скорее, помог им самоорганизоваться. Его прихожане стали лидерами движения сапатистов. А когда началось восстание, он взял на себя роль переговорщика между повстанцами и властями Мексики. На вопрос, кем он себя считает — партизаном или теологом освобождения, он отвечал: «Для меня важнее освобождение, чем теология».
 
В Ватикане на события в Латинской Америке и в других регионах, куда проникала теология освобождения, реагировали довольно нервно. Некоторых священников — например, Тисса Баласурия на Шри-Ланке — отлучили от церкви. Служившему в Индии Себастьяну Каппену пришлось вступить в публичную полемику со Святым престолом после выхода его книги «Иисус и свобода»; впрочем, церковь не решилась углублять этот конфликт.
Официальную позицию по поводу теологии освобождения сформулировал кардинал Ратцингер — тот самый, который в 2005 году стал папой Бенедиктом XVI. В 1983 году он возглавлял «Конгрегацию доктрины веры» — орган, отвечающий за ортодоксальность и чистоту вероучения.
Ратцингер в специальной «Инструкции по теологии освобождения» объяснял церковной оппозиции, почему новая теология противоречит католической доктрине. Он отмечал, что во многом убеждения «левых» священников верны, но все равно они совершают серьезную ошибку.
Он указывал, что сторонники новой теологии используют католический термин «Народ Божий», но превращают его в «марксистский миф»; в их идеологии «народ» приобретает совершенно другой смысл.
«Народ — это антитеза иерархии, антитеза всем институтам, которые воспринимаются (в теологии освобождения) как система подавления. В конечном счете любой, кто участвует в классовой борьбе, является членом этого „народа“; „Церковь народа“ в таком случае становится антагонистом иерархической церкви», — писал кардинал Ратцингер.
Бенедикт XVI в последний день понтификата. Фото: Ettore Ferrari / EPA / ИТАР-ТАСС
Бенедикт XVI в последний день понтификата. Фото: Ettore Ferrari / EPA / ИТАР-ТАСС
Именно Ратцингер, впоследствии ставший папой римским, отвечал за все репрессивные меры в отношении недовольных официальной позицией церкви. Запрещенный в служении бразильский пастор Леонардо Бофф позже говорил, что репрессии Рима против «левых» священников развернуты по приказу американских спецслужб. «Эти распоряжения Ватикан получал от ЦРУ и АНБ, которыми в свою очередь командовал Рейган (президент США Рональд Рейган)», — утверждал бывший священник.
В 2005 году Ратцингер занял престол, а его должность блюстителя чистоты веры в 2012 году досталась немецкому епископу Герхарду Людвигу Мюллеру, ученику автора «Теологии освобождения» Густаво Гутьерреса.
 
Как глава ордена иезуитов в Аргентине, а впоследствии епископ, Хорхе Марио Бергольо никогда не выступал противником теологии освобождения, но никогда и не был известен как ее активный защитник. Он пояснял, что поддерживает движение, но не разделяет его идеологии. Когда конфликт между Римом и иезуитами чуть не привел к расколу — ему пришлось заниматься усмирением недовольных. Позже он говорил, что часто действовал слишком жестко, о чем теперь жалеет.
После того как в 1983 году в Аргентине военная хунта передала власть законному правительству, епископа Бергольо обвиняли в том, что он почти не сопротивлялся диктатуре, при власти которой погибли от 10 до 30 тысяч человек.
Его даже подозревали в причастности к аресту и пыткам двух священников, которые пытались построить коммуны в трущобах, используя принципы теологии освобождения. Расследование опровергло эти обвинения. «Может, он был не так смел, как другие священники, но никогда не сотрудничал с режимом», — говорил о новом папе аргентинский писатель и правозащитник, нобелевский лауреат Адольфо Перес Эскивель.
Получив папскую тиару, Бергольо послал первому миру первый и самый понятный сигнал — когда выбрал свое тронное имя. Святой Франциск Ассизский известен как критик богатых и мирской власти церкви.
Первой поездкой Франциска за пределы Рима стало путешествие на остров Лампедуза в Средиземном море. Туда на самодельных лодках тысячами плывут беженцы и нелегальные мигранты — это одна из самых доступных с побережья Африки территорий Евросоюза.
Во время мессы папа римский, одетый в лиловую траурную ризу, произнес проповедь. Он говорил о погибших в море: «Они плыли на лодках в надежде найти лучшее будущее, но этот путь оказался дорогой к смерти. Так об этом писали газеты. С тех пор как несколько недель назад мне стало известно об этой истории (к сожалению, такие истории случаются часто), мысль о погибших не оставляет меня. Она, как заноза в сердце, мучает меня постоянно. Поэтому я приехал сюда, чтобы помолиться в знак солидарности и пробудить наше сознание, так как подобное больше не должно повториться».
В конце ноября Ватикан опубликовал послание — с ним понтифик обращается ежегодно в честь Всемирного дня мира Римско-католической церкви. Цитаты из этого документа, скорее, уместны для речи крайне левого политика.
Франциск обрушился с критикой на «дикий капитализм», который он назвал «новой тиранией», и задается вопросом, почему в мире так мало радости, зато много «нервозности и эгоцентризма».
«Теория просачивания благ сверху вниз, которая предполагает, что экономический рост, поощряемый свободным рынком, неминуемо приведет к большей справедливости и открытости в мире, — рассуждает папа о распространенной либеральной теории, — это мнение опирается на наивную и грубую веру в добропорядочность тех, кто обладает экономической властью и обожествляет сложившуюся экономическую систему».
«Культура потребления убивает нас, — считает понтифик, — мы становимся неспособны испытывать чувство сострадания бедным».
«Как это может быть, что когда пожилой бездомный умирает, то это не становится новостью, но становится новостью падение фондового рынка на два пункта?» — возмущается Франциск.
Хорхе Марио Бергольо разговаривает с мужчиной в метро в Буэнос-Айресе. Фото: Sergio Rubin / AP, архив
Хорхе Марио Бергольо разговаривает с пассажиром в метро Буэнос-Айреса. Фото: Sergio Rubin / AP, архив
Папа римский призывает мировых лидеров гарантировать людям «достойную работу, образование и здравоохранение» и прямо осуждает «идолопоклонство деньгам».
«Подобно тому, как заповедь „Не убий“ устанавливает ценность человеческой жизни, сегодня мы должны сказать „Не делай так“ экономике отчуждения и неравенства. Эта экономика убивает», — объясняет понтифик.
Послание папы смутило американских консерваторов, резче всех высказался известный радиоведущий Раш Лимбо: он назвал идеи, которые проповедует понтифик, чистым марксизмом. «Что это? Это кто-то написал за него или навязал ему. Это банальный марксизм, прозвучавший из уст папы. Дикий капитализм? Такого нигде нет. Дикий капитализм — так описывают приверженцы социал-либерализма экономику Соединенных Штатов. Дикий, нерегулируемый», — возмущался консервативный ведущий. Он пояснил, что сам не католик, но верил папе, пока тот не обратился к «левой риторике».
Франциску пришлось оправдываться. «Идеология марксизма ошибочна, — говорил он в интервью ватиканскому корреспонденту Андреа Торниелли. — Но я встречал много марксистов в своей жизни, это были хорошие люди, так что я не чувствую себя оскорбленным».
Риторика, обращенная к бедным, не могла не столкнуться с неприятием внутри самой католической церкви. Прелатам не нравится, что делает новый папа, а Франциск говорит о децентрализации церкви, о публичности ранее закрытого банка Ватикана.
Но кардиналы знали, кого они выбирали папой. У церкви возникли проблемы с прихожанами, в том числе, в традиционно католических странах, среди которых была и Латинская Америка. Все больше людей предпочитали протестантские номинации, такие как баптисты или пятидесятники. Католичество все больше ассоциировалось с рассуждениями о недопустимости абортов и осуждением гомосексуалистов.
О геях и абортах рассуждал и Бергольо — сразу после его выбора конклавом пресса называла нового понтифика «представителем консервативного крыла Римско-католической церкви».
В 2010 году он выступал резко против легализации гомосексуальных браков в Аргентине. Он говорил, что подобное нововведение — это шаг «Отца Лжи», который «стремится запутать и обмануть детей Божиих», и просил членов сената страны «не действовать по ошибке». Несмотря на его увещевания и акции протеста, которые поддерживала католическая церковь, парламент проголосовал «за» однополые браки.
Позже Бергольо выступал против бесплатного распространения контрацептивов — программы, которую запустило правительство Аргентины под руководством Кристины Киршнер.
Став папой, он смягчил позицию в отношении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. «Если человек — гей и ищет Бога, и имеет добрую волю, кто я, чтобы судить его?» — говорил понтифик.
В католической церкви уже началась открытая борьба с теперь уже «правой» оппозицией — 16 декабря отставку отправлены два американских епископа, известных своими ультраконсервативными взглядами, Раймонд Бурк и Джастин Ригали. Последний, кроме своих резких высказываний о греховности абортов и запрете однополых браков, известен еще и тем, что рукоположил, а позже защищал нескольких священников, признанных виновными в изнасилованиях мальчиков.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ