Эволюция по-африкански
3 мин чтения
Охотник-собиратель из племени Батва на промысле. Фото: George Perry

Жизнь в экваториальных лесах Африки превращает людей в пигмеев, считают ученые

Генетики проанализировали структуру ДНК у представителей нескольких племен африканских пигмеев и с удивлением обнаружили, что у них нет общих эволюционных и генетических корней, несмотря на очевидные сходства во внешности и анатомии. Это означает, что жизнь в экваториальных и тропических лесах Черного континента в буквальном смысле заставляет человека эволюционировать в пигмеев, утверждают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

На сегодняшний день на Земле существует несколько десятков племен пигмеев, живущих по большей части на территории тропической и экваториальной Африки. Многие антропологи считают пигмеев и родственных им народов потомками первых кроманьонцев, которые не покинули Африку вместе с соплеменниками во время «великого исхода» в Азию и Европу. Подобные предположения подтверждаются генетической экспертизой — уникальный набор мутаций в генах пигмеев показывает, что их предки отделились от общего древа эволюции человечества как минимум 50 тысяч лет назад.

Интерес ученых подстегивает и то, что пигмеи существуют не только на территории Африки, но и в некоторых регионах Юго-Восточной Азии. К их числу относятся филиппинский народ аэта ростом в 150 сантиметров, андамандцы и семанги, живущие в примерно таких же условиях, что и их африканские кузены. Данный факт заставил многих антропологов предполагать, что превращение в пигмеев является реакцией на крайне специфические условия жизни в тропическом лесу — хронический недостаток пищи, высокую температуру и влажность, большое количество патогенов и высокую смертность среди взрослого населения. Несмотря на всю научную привлекательность подобной гипотезы, ее так никто и не пытался проверить до сегодняшнего дня.

Луис Баррейро из университета Монреаля (Канада) и более дюжины других антропологов из США, Франции, Швейцарии обнаружили серьезные генетические доказательства в пользу данной теории, расшифровав и сравнив геномы у нескольких племен пигмеев, живущих на территории Уганды, Конго и некоторых других африканских стран. Они принадлежали к трем ключевым группам пигмеев — племенам бачига и батва из лесов Восточной Африки, а также племени бака из бассейна реки Конго. Кроме того, авторы статьи включили в исследование и образцы ДНК, полученные у добровольцев из племен нзеби и нзиме, которые регулярно контактируют с пигмеями бака и являются их окном во внешний мир.

Антропологи проанализировали почти три сотни образцов ДНК и выделили в каждом из них почти миллион так называемых однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) — мутаций длиной в один нуклеотид, которые постепенно накапливаются в геноме по мере смены поколений и достаточно редко серьезно влияют на работу генов. По числу совпадающих и различающихся SNP, а также по другим признакам генетики могут определять, когда разделились представители того или иного народа, насколько они родственны друг другу и как шла их раздельная эволюция после того, как их предки пошли раздельными путями.

Женщина-пигмей с ребенком из племени батва в национальном парке Бвинди на территории Уганды. Фото: George Perry

В отличие от многих других генетиков, авторы статьи сфокусировали свое внимание не на всем геноме в целом, а только на той его части, которая была непосредственно связана с характерными анатомическими признаками пигмеев и их уникальными особенностями в работе организма и иммунной системы.  К их удивлению, наборы мутаций для всех 16 блоков генов, связанных с пигмейством, были абсолютно различными для племен бачига и батва, которые живут практически по соседству. Это заставило ученых сравнить наборы SNP для пигмеев бачига и батва с теми мутациями, которые встречаются в ДНК их предполагаемых западных родичей из племен бака. И в этом случае Баррейро и его коллегам не удалось найти сходств в устройстве «пигмейских» частей генома в ДНК племен бака и батва — геном западных пигмеев содержал в себе третий набор мутаций, непохожий на те, которые присутствовали в генах бака и бачига.

Все эти факты, как утверждают авторы статьи, говорят о том, что народы бака, батва, бачига и другие низкорослые этносы Африки стали пигмеями в результате так называемой конвергентной эволюции — развитием сходных признаков в результате обитания в примерно одинаковых условиях среды. По всей видимости, жизнь в экваториальных и тропических лесах Африки буквальным образом вынуждает человека меняться и превращаться за достаточно короткое время по меркам эволюции, 20-30 тысяч лет, в настоящих пигмеев.

Подобное открытие хорошо перекликается с другим любопытным фактом из жизни африканских пигмеев, который был обнаружен одним из авторов статьи Натаниелем Домини из Дартмутского колледжа в Хановере (США) в январе прошлого года. Наблюдая за собирателями одного из племен батва в Уганде, он заметил, что их ноги необычным образом сгибались в те моменты, когда пигмеи взбирались по голым стволам деревьев в поисках ульев пчел, чей мед особенно высоко ценится во всей экваториальной Африке. Изучив видео этого процесса в лаборатории, Домини и его коллеги поняли, что ступни этих аборигенов могут сгибаться и разгибаться под необычно большим углом — 45 градусов, вместо обычных для человека 12-18 градусов. Благодаря этому пигмеи могут буквально идти вертикально вверх по стволу дерева, что позволяет им лазать по ним не хуже, чем шимпанзе. Подобную способность жители угандских лесов приобрели благодаря изменениям в структуре мускулов и связок, которые могли происходить в рамках тех же эволюционных процессов, превративших их в пигмеев.