Новости – В мире












В мире
Если не Клинтон, то кто

Национальная конвенция республиканцев в Тампе, 29 августа 2012 года. Фото: David Goldman / AP
Люди, которые могут вытеснить демократов из Белого дома
27 июля, 2014 07:36
19 мин
До выборов следующего президента США еще более двух лет, но аналитики и журналисты уже намечают будущих участников гонки. Пока все говорит о том, что устоявшимся фаворитам — демократам — выиграть в третий раз подряд будет куда сложней: избиратель от них откровенно устал. Но это все же не говорит о том, что республиканцам завоевать большинство голосов будет легко. Для этого им, прежде всего, придется серьезно пересмотреть свои позиции по Ираку и Афганистану, а также повернуться лицом к мигрантам, считают эксперты.
Республиканская партия, из которой в свое время вышли президенты Рузвельт и Рейган, сейчас находится не в лучшей форме из-за внутреннего раскола. Как полагает Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», этот раскол возник с появлением в рядах республиканцев «Чайной партии» (Tea Party), движения с либертарианскими взглядами на экономику и крайне консервативными на вопросы внутренней политики.
Движение выступает за радикальное сокращение правительства и снижение налогов. Сторонники «Чайной партии» особенно активно и непримиримо поддерживают традиционные республиканские принципы: ограничение абортов, запрет однополых браков, строгая политика в отношении нелегальных мигрантов, свобода владения оружием.
Движение набирает популярность противопоставляя свои принципы политике Барака Обамы, все более левой и все менее популярной, отмечает Лукьянов. Так, в июне малоизвестный представитель «Чайной партии» Дэвид Брэт неожиданно победил на праймериз лидера республиканского большинства в палате представителей Эрика Кантора.
Среди потенциальных кандидатов в президенты от Республиканской партии — представители «Чайной партии» и умеренного «истеблишмента». Некоторые из них могут серьезно изменить внешнюю политику США и отношение американцев к мигрантам. Никто пока открыто не заявлял о своих президентских амбициях, но топ-лист людей, которых консерваторы хотят видеть на праймериз, уже готов. «Русская планета» рассмотрела нескольких самых заметных политиков, которые могут побороться за участие в президентской гонке 2016 года.

Митинг сторонников «Чайно партии» в Вашингтоне, 19 июня 2013 года. Фото: J. Scott Applewhite / AP
Митинг сторонников «Чайной партии» в Вашингтоне, 19 июня 2013 года. Фото: J. Scott Applewhite / AP
Один из таких — яркий представитель «Чайной партии» и молодого поколения республиканцев сенатор от штата Кентукки Рэндал Говард (Рэнд) Пол. Аналитический портал республиканцев US Conservatives ставит его на второе место в рейтинге возможных кандидатов.
Рэндал Пол прославился тем, что в отличие от большинства авторитетных республиканцев не одобряет вторжения США в Ирак. Сенатор считает, что оно нарушило равновесие между суннитами и шиитами в регионе и посеяло хаос, который продолжается до сих пор. «Сколько американцев послали своих сыновей и дочерей умирать в страну, которую иракцы не готовы защищать сами?» — спрашивает Пол на сайте журнала Politico. И в ответ получает жесткую критику от однопартийцев, в том числе от бывшего вице-президента и министра обороны США Дика Чейни, который назвал молодого сенатора изоляционистом.
Тем не менее позиция Пола по Ираку могла бы стать его козырем как на республиканских праймериз, так и на выборах президента: по данным июньского опроса New York Times и CBS, 63% республиканцев и 75% американцев в целом считают, что война в Ираке не стоила той цены, которую за нее заплатили. Впрочем, это не гарантирует, что в случае победы Пол радикально изменит внешнюю политику США: Барак Обама тоже использовал «антивоенную» риторику в своей кампании.
Другой фирменный знак Рэнда Пола — борьба с высокими налогами. Когда в 2011 году он избрался в Сенат, то сразу же выдвинул радикальный законопроект об уменьшении госрасходов в течение года на $500 миллиардов. Для этого Пол предлагал ликвидировать Министерство жилищного строительства и семь федеральных агентств как «провалившиеся» и не соответствующие Конституции. Демократы, доминирующие в Сенате, проект не пропустили. Позже Пол несколько раз голосовал против мер по сокращению бюджета, которые предлагала Демократическая партия, считая их недостаточными.
Пол прославился своим противостоянием с ЦРУ. Например, в 2011 году он выступил против поправок в «Закон о патриотизме» (Patriotic Act), которые расширяли возможности спецслужб по слежке за гражданами. В марте 2013 года он пытался помешать Сенату проголосовать за назначение главой ЦРУ Джона Бреннана, добиваясь, чтобы правительство сначала запретило использование беспилотных летательных аппаратов (дронов) над территорией США. Для этого Пол прибег к «флибустьерской» тактике — это своеобразный способ протеста, когда сенатор может говорить сколь угодно долго, затягивая и срывая сроки принятия законов и решений. Пол выступал дольше 12 часов, не садясь и не прекращая говорить. Но в итоге Бреннана все равно назначили.

Рэнд Пол, 22 апреля 2014 года. Фото: Andrew Nelles / AP
Рэнд Пол, 22 апреля 2014 года. Фото: Andrew Nelles / AP
Сенатор завоевал среди республиканцев достаточно большой авторитет. «В числе его советников — люди, которые служили на крупных постах у Рейгана и Буша-младшего. Когда Пол выступал у нас в центре, вместе с ним выступали такие люди как Генри Киссинджер, зал был переполнен республиканским внешнеполитическим истеблишментом, принимали его с овациями», — говорит Дмитрий Саймс, американский политолог и директор Центра национальных интересов в Вашингтоне.
«По последним опросам республиканцев, у Рэнда Пола самый высокий рейтинг, но предполагается, что на праймериз весь истэблишмент и Уолл-Стрит будут его останавливать, потому что он против военных интервенций», — замечает Саймс.
«Рэнд Пол слишком радикален, — считает Федор Лукьянов. — Он очень яркий, молодой и перспективный, но он заведомо не сможет собрать голоса большинства населения».
Обыграть демократов республиканцам очень помогли бы голоса выходцев из Латинской Америки, но традиционно они голосуют за демократов, говорит Валерий Гарбузов, заместитель директора Института США и Канады. «Республиканцы всегда занимали в отношении мигрантов твердую позицию, и это оказалось их больным местом. Сейчас им нужны неординарные ходы, неординарные личности. Возможно, в качестве кандидата нужна испаноязычная женщина. И программные установки партии, конечно, должны меняться», — говорит Гарбузов.
Если нелегальная миграция станет ключевым мотивом президентской кампании 2016, ее героем может стать Марко Рубио, сын кубинских иммигрантов. Как и Рэнд Пол, он прошел в Сенат при поддержке «Чайной партии». Рубио стал самым молодым спикером-латиноамериканцем в своем родном штате Флорида, а затем — одним из трех латиноамериканцев в Сенате, и New Republic даже назвал его «республиканским Обамой». Впрочем, однажды Рубио был пойман на спекуляции своим происхождением. Он утверждал, что его родители покинули Кубу после того, как к власти пришел «убийца» Фидель Кастро, однако журналисты Washington Post выяснили, что семья Рубио эмигрировала на три года раньше, скорее, в поисках лучшей жизни, чем спасаясь от репрессий.

Марко Рубио, 23 июля 2014 года. Фото: AP
Марко Рубио, 23 июля 2014 года. Фото: AP
Ричард Пайпс, политолог, бывший эксперт ЦРУ и сторонник республиканцев, в комментарии «Русской планете» заметил, что предпочел бы видеть именно Рубио основным кандидатом в президенты от партии. «Он очень умен и осведомлен во многих вопросах, к тому же он латиноамериканец, что принесет ему голоса других латиноамериканцев», — замечает Пайпс. Но набрать действительно большую популярность Рубио, как и Полу, может помешать его радикальный консерватизм.
В 2012 Рубио предложил законопроект, позволяющий работодателям не включать затраты на контрацепцию в страховку своих сотрудников, исходя из своих религиозных и моральных предпочтений. Законопроект не приняли, впрочем, за республиканцев эту битву выиграли религиозные бизнесмены: в июне 2014 года фирмы Hobby Lobby и Conestoga Wood Specialties отстояли в Верховном суде право не включать противозачаточные средства в страховки своих работников. Так что поддержка у идеи есть, в том числе во власти.
В июле 2013 года Рубио пообещал внести в Конгресс законопроект о запрете прерывания беременности после 20-й недели. Однако осенью документ представил Линдси Грэм. Журналист New Republic Нора Каплан-Брикер считает, что Рубио, с его президентскими амбициями, ведет себя осторожно и не хочет лично возглавлять борьбу с абортами, которая лишит его голосов умеренных республиканцев, в том числе испаноязычных.
Еще одна яркая фигура — Кристофер Джеймс (Крис) Кристи, губернатор Нью-Джерси и бывший федеральный прокурор штата. Его считают одним из самых сильных возможных оппонентов Хиллари Клинтон, пишет Washington Post. Кристи был достаточно популярен и как прокурор, и как губернатор, несмотря на неоднократные подозрения в коррупции и злоупотреблении властью.
«Кристи создал облик человека, который ничего не боится, говорит, что думает, борется с коррупцией. Он республиканский губернатор в штате, который воспринимается как центристский и склоняющийся к демократам. И он умел успешно работать с законодательной властью Нью-Джерси даже тогда, когда ее контролировали демократы, поэтому он производит впечатление человека, который может сотрудничать даже со своими политическими соперниками во благо штата», — замечает Дмитрий Саймс.

Переписка подчиненных Криса Кристи на экране проектора во время судебных слушаний по инциденту в Форт Ли, 9 января 2014 года. Фото: Mel Evans / AP
Переписка подчиненных Криса Кристи на экране проектора во время судебных слушаний по инциденту в Форт Ли, 9 января 2014 года. Фото: Mel Evans / AP
Репутация Кристи изрядно пострадала после скандала с пробками в городе Форт Ли осенью 2013 года. 9 сентября на дороге, ведущей к мосту Джорджа Вашингтона, неожиданно начались ремонтные работы, и две из трех полос оказались заблокированы. Движение на всех прилегающих улицах остановилось. Мэр города Марк Соколич сообщил, что он не инициировал никаких работ, и на протяжении четырех дней все пытались понять, что происходит, а жители, ежедневно пересекавшие мост по пути на работу, стояли в мертвых пробках.
Загадка разрешилась в январе: журналисты получили переписку подчиненных Кристи. Из нее следовало, что команда губернатора устроила имитацию ремонта дороги, чтобы насолить мэру города Форт Ли, писала New York Times. Дело в том, что Соколич на губернаторских выборах 2013 года поддержал не Кристи, а его соперницу Барбару Буоно.
«Пришло время для кое-каких дорожных проблем в Форт Ли», — писала заместитель главы администрации Кристи Энн Келли давнему другу губернатора и сотруднику портовой администрации Нью-Йорка Дэвиду Уайлдстейну. Когда переписка была опубликована, всех особенно возмутил пассаж про школьные автобусы, которые, разумеется, тоже часами торчали на мосту. «Ничего, это дети тех, кто голосовал за Буоно», — замечал Уайлдстейн.
Кристи стоял на том, что ничего не знал о провокации, и немедленно уволил нескольких своих подчиненных. Расследование инцидента не окончено до сих пор. Тем не менее, история, получившая название Bridgegate, прочно ассоциируется с именем Кристи, и доверие к губернатору серьезно упало. Судя по телефонному опросу канала Fox News, проведенному в апреле, честным губернатора Нью-Джерси считают 41% респондентов. Столько ему же не верят. После скандала у Кристи впервые за два его губернаторских срока оказалось больше противников, чем сторонников: в марте 2014 года политику губернатора одобряли 41% жителей Нью-Джерси, не одобряли — 44%, писала Washington Post.

Крис Кристи, 17 июля 2014 года. Фото: Charlie Neibergall / AP
Крис Кристи, 17 июля 2014 года. Фото: Charlie Neibergall / AP
Bridgegate оказался не последним скандалом в карьере Кристи: в июне этого года New York Times рассказывала о промежуточных итогах нового расследования против губернатора. На этот раз подозревают, что Кристи «закрывал дыры» в бюджете штата за счет фондов, которые должны были пойти на строительство туннеля под рекой Гудзон — всего на $1,8 миллиарда. И, в отличие от предыдущего скандала, за который поплатились только подчиненные Кристи, новая история касается лично его и может поставить крест на его президентских амбициях, пишет New York Post.
Еще один возможный кандидат от республиканцев — Джон Эллис (Джеб) Буш, младший сын Джорджа Буша-старшего, губернатор Флориды с 1999 по 2007 год. Само происхождение из семьи Бушей, традиционно пользующихся в Республиканской партии большим авторитетом, добавляет бывшему губернатору политических очков, говорит Федор Лукьянов. Портал USconservatives.org считает его самым перспективным республиканским кандидатом.
Guardian описывает Джеба Буша как политика, который может урезонить радикальных консерваторов из «Чайной партии». Это поможет завоевать голоса умеренного большинства, необходимые для победы на президентских выборах. «Республиканцам нужно отнять у демократов колеблющийся электорат, который принимает решение в последний день», — считает Валерий Гарбузов.
Буш удовлетворяет двум важным критериям: он умеренный консерватор и с сочувствием относится к нелегальным иммигрантам, а его жена имеет мексиканские корни. В публичных выступлениях Буш говорит о том, что латиноамериканские иммигранты заслуживают сочувствия. «Они должны заплатить определенную цену, но никого не должно раздражать, что люди приехали в эту страну, чтобы обеспечить свои семьи», — цитирует политика Guardian. Буш предлагает разрешить мигрантам без виз получать легальный статус: для этого они должны выплатить долги по налогам, доказать свою грамотность и профессионализм.
Конек Буша — реформа образования. Будучи губернатором Флориды, он ввел в штате стандарты финансирования школ исходя из результатов тестов учеников. Впрочем, по оценке Национального центра образовательной политики, реформа не повлияла на общее качество образования во Флориде.

Джеб Буш, 12 мая 2014 года. Фото: John Minchillo / AP
Джеб Буш, 12 мая 2014 года. Фото: John Minchillo / AP
И Джеба Буша, и Криса Кристи поддержат умеренные республиканцы, считает Дмитрий Саймс, но положение Буша лучше. «У него очень мало противников. Он не харизматичный политик, не вызывает восторгов, его взгляды слишком умеренны, а позиция по внешней политике неясна, — говорит Саймс. — И неизвестно, до какой степени он готов бороться за президентство. В отношении Кристи все ясно: он об этом мечтает и готов за это сражаться. Но сейчас, когда в его кандидатуре появились трещины, на Буша давят, чтобы он тоже баллотировался».
Ни один из этих четырех кандидатов не является достаточно яркой и объединяющей фигурой, чтобы завоевать уверенную победу в 2016 году, считают российские эксперты. Выдвиженцы «Чайной партии» Марко Рубио и Рэнд Пол слишком консервативны, репутация Криса Кристи сильно пострадала, а дуэль «Клинтон-Буш» по второму разу будет похожа на пародию, уверен Федор Лукьянов.
Телефонный опрос канала Fox News, проведенный 4 апреля 2014 года, показал: если бы выборы состоялись весной, Хиллари Клинтон обошла бы и Кристи, и Буша, и Рубио, и Пола. Серьезные проблемы есть у самой партии, считают аналитики: республиканцы слишком долго не хотели пересматривать свои позиции по вопросам семьи и миграции, а тем временем демография Америки меняется не в их пользу.
У республиканцев сейчас очень низкий рейтинг среди небелого населения, молодежи и одиноких женщин. Именно эти социальные категории будут в ближайшее время расти и все больше влиять на политику в США, пишет профессор Ларри Сабато, директор Центра политологии в Университете Вирджинии.
«Республиканская партия воспринимается как партия 50-х годов, спорят только о том, прошлого или позапрошлого столетия. Партия должна показать, что тоже живет в XXI веке, например, продемонстрировать лояльность к однополым бракам, которые находят все большую поддержку у американцев», — считает Сабато. С ним согласен Валерий Гарбузов: чтобы вернуть себе популярность, республиканцам нужно серьезно пересмотреть свои программные установки, «а до сих пор им это не очень удавалось».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости