В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
В мире
В мире

Экономическое затмение

Афроамериканцы заметно «чернеют» во время экономических кризисов, выяснили ученые
Елена Коваленко
2 мин
Фото: Rene van Bakel / ASAblanca / Getty Images / Fotobank.ru
Социологи обнаружили, что афроамериканцы становятся заметно «чернее» в представлении других жителей США, если речь заходит о всемирном кризисе. Это говорит о прямом влиянии экономики на то, как люди воспринимают представителей других рас. Выводы ученых, результаты опросов и фотороботы «усредненных» афроамериканцев опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Мы хорошо знаем, что социально-экономическая пропасть между белыми американцами и представителями других рас и меньшинств становится более глубокой во времена экономических неурядиц. Наше исследование показало, что экономическое неблагополучие меняет то, как человек воспринимает лица других людей на визуальном уровне, и что это искажение может быть причиной усиления этого неравенства», — заявил Дэвид Амодио из университета Нью-Йорка (США).
Амодио и его коллега Эми Крош пытались найти ответ на вопрос: почему среднее благосостояние белокожих американцев снизилось лишь на 16% за время рецессии по сравнению с 50% для афроамериканцев.
Ученые провели соцопрос среди нескольких сотен жителей США европейского происхождения. Опрос состоял из четырех частей, каждая из которых явным или неявным образом оценивала расовые стереотипы добровольцев.
Первая часть опроса представляла собой обычную анкету из нескольких сотен вопросов по самым разным общественным темам. К примеру, ученые интересовались, считают ли участники исследования, что успехи афроамериканцев в экономике и политической жизни могут негативно сказаться на положении белых людей.
Во второй части социологи показывали респондентам серию из 110 портретов-коллажей из внешности типичного европейца и африканца и просили разделить их на расовые группы.
Морфинг лица афроамериканца и американца европейского происхождения. Изображение: Krosch et al
Морфинг лица афроамериканца и американца европейского происхождения. Изображение: Krosch et al
Третий блок эксперимента был «творческим» — участники опросов, сами того не подозревая, составляли портрет типичного афроамериканца. На экран компьютера выводились две фотографии лиц крайне плохого качества, необходимо было выбрать изображение выходца из Африки. Секрет заключался в том, что обе картинки представляли собой искаженный портрет одного и того же молодого афроамериканца. Объединив сотни портретов, которые выбрал тот или иной доброволец, социологи получили «фоторобот» типичного афроамериканца в его представлении.
Последняя часть опроса включала в себя экономическую игру. Участники играли роль менеджера социальной службы, помогающей бедным жителям США. Ученые выдавали добровольцам по 15 долларов, показывали несколько портретов, полученных в ходе предыдущего эксперимента, и просили распределить деньги между ними.
В половине случаев социологи манипулировали мнением опрашиваемых, вставляя в ролики с лицами людей 25-й кадр, на котором были написаны слова, связанные с кризисом: «дефицит», «ресурсы», «ограниченный», «скудный». В других случаях ученые просто упоминали кризис и текущие экономические проблемы США. Подобный прием сделал афроамериканцев в сознании добровольцев заметно «чернее», чем они были на самом деле.
К примеру, участники второй части опроса считали афроамериканцами уже тех виртуальных людей, изображения лиц которых содержали лишь 30% от фотографии чернокожего человека. Аналогичные результаты были получены и в других частях эксперимента — после 25-го кадра портреты типичных афроамериканцев получались более черными и типично африканскими, а добровольцы-«соцслужащие» выделяли им заметно меньше денег, чем людям с более европейской внешностью. Данный эффект наблюдался как среди людей с расовыми предрассудками, так и среди американцев с подчеркнуто толерантным отношением к цвету кожи.
Амади и Крош полагают, что результаты опроса позволяют говорить о том, что экономические проблемы и мысли о них искажают расовые стереотипы и то, какими мы видим представителей других рас и этнических меньшинств. Как считают социологи, усилия мозга на подавление неприятных мыслей о кризисе мешает подавлять осознанные и неосознанные расовые предубеждения. По словам ученых, этот фактор следует учитывать правительству США и муниципалитетам при составлении программ социальной и экономической помощи.
«Наше открытие указывает на то, что мы недооцениваем сложность искоренения расовой дискриминации. Мы обычно считаем, что наше зрение передает картинку окружающего мира со 100% точностью, и поэтому мы даже не сможем заметить того, как наши убеждения о равенстве или неравенстве рас искажаются под действием экономических факторов», — заключил Крош.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин