Новости – В мире












В мире
Ее величество засуха

Ячмень, растущий в различных уголках Ближнего Востока, где ранее существовали древние цивилизации. Изображение: Simone Riehl / University of Tübingen
Засухи были определяющим фактором в первичном освоении Ближнего Востока человеком, считают климатологи
12 августа, 2014 12:00
6 мин
Американские ученые впервые смогли провести параллель между климатом и первыми шагами человечества по Земле, сопоставив историю расселения первых культур по так называемому плодородному полумесяцу Ближнего Востока с теми условиями, которые царили в его разных частях примерно 10—15 тысяч лет назад. Это помогло им раскрыть два ключевых фактора, управлявших процессом первичной колонизации, — засухи и способность людей бороться с ними. Выводы ученых и комбинированные климатически-исторические карты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Большинство антропологов считают, что предки современного человека покинули Африку примерно 70—100 тысяч лет назад и начали колонизацию планеты с Ближнего Востока, с территории «плодородного полумесяца». Этот термин, впервые появившийся в книгах американского археолога Джеймса Берстеда в начале прошлого века, обозначает узкую полоску земли на территории Египта, Сирии, Израиля, Ирака и некоторых других современных ближневосточных государств. В этом «полумесяце» в прошлом господствовал относительно мягкий и влажный климат, идеальный для выращивания пшеницы и других злаков.
«Полумесяц» считается родиной земледелия — его жители начали выращивать различные сельскохозяйственные культуры уже 10-12 тысяч лет назад. Что интересно, у агрикультуры Земли нет четко определенной родины. Раскопки в иранских горах Загрос, проведенные в 2013 году немецкими антропологами под руководством Симоны Риль из университета Тюбингена, показали, что сразу пять групп первых ближневосточных колонистов открыли секрет выращивания злаков независимо друг от друга примерно 9800 лет назад.
Это открытие заставило Риль задуматься, какие антропогенные и природные феномены могли влиять на процесс расселения людей по Ближнему Востоку и их склонность к переходу от собирательства и охоты к оседлому образу жизни. Самой очевидной и вероятной причиной этого мозаичного характера расселения людей по «плодородному полумесяцу» является климат и его местные особенности. Пригодность той или иной местности к земледелию напрямую зависит от количества осадков, того, насколько суровыми бывают зимы и знойными летние сезоны, как часто происходят и какой силой обладают засухи и потопы.
В истинности этой гипотезы уверены многие ученые, однако ее подтверждение затруднено тем, что у археологов, палеонтологов и палеоклиматологов почти нет способов выяснить, каким был климат в той или иной точке «полумесяца». Риль и ее коллеги из университетов Тюбингена, Хохенхайма и американского Йеля решили эту проблему, обратив внимание на общеизвестную в палеонауках вещь — непостоянность долей обычного углерода-12 и его тяжелого собрата углерода-13 в тканях диких и культурных растений. Как объясняют ученые, пропорция изотопов углерода в побегах и семенах растений напрямую зависит от условий, в которых они растут, что позволяет использовать их для восстановления истории климата в точке их произрастания.

Комбинированная климатически-историческая карта «плодородного полумесяца». Изображение: Simone Riehl / University of Tübingen
Комбинированная климатически-историческая карта «плодородного полумесяца». Изображение: Simone Riehl / University of Tübingen
Антропологи попытались восстановить климатическую картину Ближнего Востока в последние 10 тысяч лет, используя зерна ячменя, одной из первых сельскохозяйственных культур мира, в качестве страниц климатической летописи «плодородного полумесяца». В общей сложности ученым удалось измерить доли изотопов углерода в тысяче зерен злака, которые были найдены на территории 33 различных стоянок людей на Ближнем Востоке.
По словам Риль, доля тяжелого углерода-13 в ячмене зависит в основном от того, как хорошо растение снабжалось влагой после опыления и во время роста зерен. Когда наступает засуха, злаки защищают себя от обезвоживания, закрывая устьица — поры, которые помогают растениям эффективнее всасывать углекислоту из воздуха. Когда это происходит, злак переключается на другой режим захвата СО2 из атмосферы, который благоприятствует проникновению атомов тяжелого углерода-13 в его ткани. Этот феномен позволил немецким и американским антропологам определить, как часто древний ячмень из «плодородного полумесяца» переживал засухи и как они влияли на судьбу первых цивилизаций мира.
В общей сложности ученым удалось выделить три крупных эпизода в климатической истории Ближнего Востока, когда часть или почти все цивилизации того времени переживали сильнейшие засухи, нередко служившие причиной исчезновения или резкого ослабления тех или иных культур.
Второй из них был хорошо известен и до публикации работы Риль и ее коллег в журнале PNAS — засуха 2200 года до нашей эры, которая, предположительно, послужила причиной падения Древнего царства в Египте и Аккадского государства в междуречье Тигра и Евфрата. Два других эпизода — засухи 3200 и 1200 годов до нашей эры — ранее не привлекали внимания археологов, историков и палеоклиматологов.
По словам авторов статьи, во время этих событий и даже при менее заметных засухах «плодородный полумесяц» распадался на несколько регионов, каждый из которых по-своему реагировал на природный катаклизм. К примеру, близкие к Средиземному морю районы, поймы рек и некоторые участки на западных склонах почти не страдали от последствий засух, что выражалось в относительно низких долях углерода-13 в зернах ячменя, выращенных на их территории.
С другой стороны, более уязвимые к засухе районы, такие как бассейн реки Хабур в Междуречье и некоторые участки на территории древнего Египта и Синая, часто становились непригодными для земледелия в разгар трех больших засух. Эти климатические выводы хорошо сочетаются с археологическими свидетельствами того, что цивилизации в данных регионах или резко сокращались, или полностью исчезали в эти времена. В некоторых случаях эта закономерность не соблюдалась, например, для жителей сирийского царства Катна, чьи посевы практически не чувствовали засухи. Авторы статьи объясняют это тем, что носители этой культуры освоили технику орошения ячменя, источником воды для которого служило ныне высохшее озеро неподалеку от столицы Катны.
Все подобные случаи взлетов и падений древних цивилизаций в «плодородном полумесяце» в результате действия засух и других климатических феноменов были отражены в серии историко-климатических карт, подготовленных авторами статьи для различных исторических периодов — раннего, среднего, позднего Бронзового века и начала Железного. Как считают исследователи, эти карты убедительно свидетельствуют в пользу того, что климат и изменения климата играли заметно большую роль в истории расселения человечества по Земле, чем принято считать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости