Новости – В мире
В мире
Душа бумаги
Фото: Алексей Филиппов / ИТАР-ТАСС
Результаты исследования показали, что люди существенно лучше воспринимают текст с листа, а не с экрана электронного ридера
29 августа, 2014 16:08
4 мин
Эксперимент, поставленный исследователями из Университета Ставангера (Норвегия), позволил установить, что читатели лучше воспринимают текст, когда читают его с листа, а не с экрана ридера на основе электронных чернил.
Пятидесяти испытуемым было предложено прочитать повесть Элизабет Джордж. Одна половина из них читала произведение на бумаге, а другая — на электронной ридере Amazon Kindle. Затем их проверяли на запоминание всевозможных подробностей, описанных в тексте: объектов, персонажей, пейзажей.
Руководитель исследования Анна Манген считает, что эмоциональные переживания читателя могут зависеть от того, каким носителем информации он пользуется. Ранее те же исследователи провели эксперимент, в котором проверялось, насколько испытуемые будут сопереживать героям небольшого грустного рассказа, прочитанного как с бумаги, так и с экрана планшета iPad. Экспериментальным путем выяснилось, что пользователи iPad существенно меньше сопереживали героям произведения и хуже запоминали подробности текста, чем те, кто читал с листа.
Но в эксперименте с Kindle большинство показателей, связанных с эмоциональным восприятием текста, оказались одинаковыми как у испытуемых, которые читали бумажную книгу, так и у тех, кто использовал для этого электронную читалку. В то же время, пользователи Kindle существенно хуже восстанавливали хронологию событий произведения.
Из этого исследователи заключили, что осязательные ощущения, которые возникают у обладателей Kindle, не позволяют им эффективно запоминать сюжет книги. По словам Манген, когда человек читает произведение, напечатанное на бумаге, он ощущает, как уменьшается количество страниц справа и растет слева. Человек буквально чувствует, где именно, по хронологии книги, располагается то или иное событие.
Манген также упоминает в своей работе другое исследование, в ходе которого 72 норвежским старшеклассникам предложили прочитать текст на бумаге или на экране компьютера. После опроса было выяснено, что ученики существенно лучше воспринимают написанное с листа.
Исследование, проведенное Манген и ее коллегами, является частью большой международной инициативы, в рамках которой предполагается выяснить, насколько человеку удобно читать оцифрованный текст. Помимо выявления проблем, возникающих у читателей, ученые, например, установили, что люди все реже берутся за длинные произведения.
Манген считает, что задачей исследователей является предоставление результатов своих работ издателям, которые сформируют новую стратегию публикации для разных произведений. Они смогут адекватно оценивать, какие тексты можно выпускать исключительно в цифровом виде, а для чтения каких обязательно потребуется под рукой бумажная книга.
«Мне кажется, что важно различать, является ли произведение легким для чтения, где читателю не обязательно воспринимать каждое слово, или сложным романом, как, скажем, "Улисс" Джеймса Джойса, который требует постоянного сосредоточения на тексте», — говорит она.
Манген замечает, что в ее исследовании принимали участие лишь два опытных пользователя Kindle. Она хочет повторить эксперимент с большим количеством людей, которые постоянно читают книги с помощью читалок. Манген, впрочем, полагает, что результаты такого эксперимента не будут сильно отличаться от итогов предыдущего.
«Мы не должны считать [комфорт чтения на электронных устройствах] вопросом привычки и, основываясь на этом утверждении, заменять бумажные учебники в школах на оцифрованные», — считает исследователь. По ее словам, сами ученики в ходе опытов показали, что им легче воспринимать текст с бумаги.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости