Новости – В мире












В мире
Дружба под барабанную дробь

Нарендра Моди (2-й справа) и Синдзо Абэ (крайний справа) во время чайной церемонии в Токио, 1 сентября 2014 года. Фото: Yuya Shino / Pool / AFP / East News
Индия налаживает «глобальное партнерство» с Японией, не забывая про Китай
5 сентября, 2014 10:03
6 мин
Глава индийского правительства Нарендра Моди, отметивший на этой неделе 100 дней пребывания на своем посту, проявляет завидную активность на внешнеполитическом фронте. В сентябре индийский премьер посетит США, а несколько дней назад Моди провел переговоры со своим японским коллегой Синдзо Абэ. Свой визит в Японию премьер-министр назвал очень успешным, по его словам, индо-японские отношения перешли на уровень «специального стратегического и глобального партнерства». Что скрывается за дежурными дипломатическими формулировками и каковы перспективы сотрудничества крупнейших экономик Азии?
Дружба через «Твиттер»
О том, что премьер-министры Индии и Японии Нарендра Моди и Синдзо Абэ выведут отношения двух стран на новый уровень, заговорили сразу после победы возглавляемой Моди «Бхаратия Джаната парти» (БДП) на выборах в индийский парламент в мае этого года. Лидеры обеих стран ставят перед собой схожие цели и реализуют самые масштабные за последние несколько десятилетий экономические реформы, получившие в прессе названия, соответственно, «Абэномика» и «Модиномика». Политики придерживаются правого курса в политике, замешанного на национализме и умеренном, но ясно артикулируемом милитаризме. При этом, согласно характерному парадоксу национализма, Абэ и Моди часто возвращаются к паназиатским идеям, отводя, конечно, ключевые роли в Азии своим странам, а не Китаю.
Известно также, что политики состоят в давних приятельских отношениях — они «фолловят» друг друга в «Твиттере», а Моди называет Абэ своим старым другом даже в официальных выступлениях. Причем начался их, как любят писать в англоязычной прессе, «броуманс» еще когда Моди занимал пост губернатора штата Гуджарат на северо-западе Индии. В 2012 году Моди посетил Токио, тогда как в США ему запретили въезд задолго до этого — у него был тогда не самый лучший имидж ввиду обвинений в потворстве жестоким антимусульманским погромам, произошедшим в 2002 году в нескольких городах Гуджарата.
Связывают Синдзо Абэ и Нарендру Моди и очевидные экономические потребности двух государств. Япония и Индия — это страны с самыми большими объемами ВВП в Азии после Китая, однако товарооборот между ними достиг в прошлом году лишь $15,8 млрд, что составляет менее четверти от размеров индо-китайской торговли ($66,7 млрд в 2013 году) и несоизмеримо с японо-китайскими показателями ($311,9 млрд в 2013 году). При этом сколь крепко Токио и Нью-Дели зависимы от Пекина, столь же сильно они желают от этой зависимости избавиться, ведь китайский экспорт преобладает над импортом в обеих странах. Общая канва японо-индийских отношений также способствует благоприятному сотрудничеству: в отличие от большинства стран Восточной и Южной Азии у Индии и Японии нет ни территориальных споров, ни затаенных обид по поводу острых моментов военной истории.
Встретили как родного
Неудивительно, что Абэ успел поздравить Моди с победой на выборах, когда еще не закончился подсчет голосов, но уже было ясно, кто станет следующим премьер-министром Республики Индия. Тогда же Моди пообещал, что Япония станет первой страной за пределами южно-азиатского региона, которую он посетит с официальным визитом. Однако никто не ожидал столь явного проявления теплых чувств между двумя лидерами, далеко выходящего за рамки дипломатического протокола.

Нарендра Моди, Синдзо Абэ и настоятель храма Тодзи Мори (слева направо) в Киото, 31 августа 2014 года
Нарендра Моди, Синдзо Абэ и настоятель храма Тодзи Мори (слева направо) в Киото, 31 августа 2014 года
Перед началом визита Нарендра Моди в его аккаунте в «Твиттере» — кстати, недавно он стал вторым по популярности после Барака Обамы политиком в этой социальной сети — появилась серия записей на японском, в которых Моди напоминал, как здорово провел время в Японии в свою прошлую поездку, и выражал самые радужные надежды на ближайшие встречи. Прием в Стране восходящего солнца превзошел все его ожидания.
Первая часть пятидневного визита прошла в неформальной обстановке в древней столице Киото, где Моди представили классическую программу по знакомству с традиционной культурой и искусством Японии — провели специальную чайную церемонию, показали старые буддийские храмы и даже попросили поиграть на японских барабанах на одной из встреч. Абэ из кожи вон лез, чтобы произвести впечатление радушного хозяина, а Моди лучился от благодушия. Все это привело в настоящий восторг японцев и индийцев, следивших за красочным спектаклем по фотографиям в том же Твиттере.
Соглашения и инвестиции
Хотя Моди и провозглашал динамичное развитие «всех сфер сотрудничества» между Индией и Японией, подписанные соглашения — по обороне, здравоохранению, возобновляемой энергии, строительству дорог и улучшению положения женщин в обществе — в основном подтверждают намерения продолжать диалог, но не утверждают конкретных планов. В военной сфере стороны решили укреплять взаимодействие, всячески намекая на то, что целью его станет противостояние экспансии Китая. По договору о совместном производстве гидросамолетов US-2, о возможности заключения которого писали накануне поездки Моди, был достигнут «существенный прогресс», но дата следующего раунда консультаций пока не назначена. Также пока не удалось добиться прорыва и в переговорах о сотрудничестве в сфере мирного атома.
Самым большим успехом Моди стала договоренность об увеличении прямых инвестиций со стороны Японии. В общей сложности в ближайшие пять лет Япония, которая сейчас уже является крупнейшим инвестором в экономику Индии, выделит более $35 млрд индийскому правительству на реализацию таких программ, как восстановление и очистка Ганга, строительство городов нового типа с использованием «умных» технологий и возобновляемой энергии и обновление инфраструктуры. Одним из ключевых проектов для Моди является модернизация знаменитых железных дорог Индии, прославляемых как главное достижение колониальной эры еще Карлом Марксом, но пришедших к настоящему времени в довольно плачевное состояние по сравнению с тем же Китаем. И, как заверил Абэ, Япония, имеющая опыт экспорта своих технологий в этой отрасли на Тайвань, с удовольствием окажет Индии в том числе финансовую помощь в этом начинании.

Нарендра Моди и Синдзо Абэ (слева направо) во время пресс-конференции в Токио, 1 августа 2014 года. Фото: Shizuo Kambayashi / AP
Нарендра Моди и Синдзо Абэ (слева направо) во время пресс-конференции в Токио, 1 августа 2014 года. Фото: Shizuo Kambayashi / AP
Моди, в свою очередь, предлагает Японии выгодные условия по переносу производства в Индию и по увеличению доли японских компаний в стране. Согласно предварительным соглашениям, количество компаний из Японии на индийском рынке должно в ближайшие несколько лет увеличиться вдвое.
«Слово Будды»
В своей заключительной речи по итогам переговоров Моди использовал все возможные штампы и маркеры из арсенала восточной дипломатии. Он вспомнил про то, что XXI век будет «веком Азии», а значит, крупнейшие страны этого континента — конечно, Индия и Япония — должны стать мировыми лидерами. Он также пообещал, что Индия и Япония вместе понесут миру «слово Будды», тем самым подчеркнув как общие духовные ценности, так и приверженность принципам мирного урегулирования конфликтов, все-таки какой-либо реальной эскалации или тем более войны не хочет здесь никто.
Если отбросить торжественный пафос и декоративные формулировки, можно увидеть в японо-индийском сближении действительно важные перспективы. Так, именно Индия и Япония — наряду с Германией и Бразилией — являются первыми кандидатами на включение в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН. И если раньше этому мешал строго антивоенный статус Японии, то теперь проект о реформе Совбеза вполне может обрести реальные очертания, о чем Моди также не забыл упомянуть.
Столь ярко прошедший визит Моди в Японию добавил ему много очков на мировой арене. Представитель американского Госдепартамента Джен Псаки поддержала переход на новый уровень отношений Индии с Японией — своим главным союзником в Тихоокеанском регионе — и обозначила необходимость продолжения трехсторонних консультаций США — Индия — Япония. Внимание привлекают и переговоры Нарендры Моди с премьер-министром Австралии Тони Абботом, последовавшие сразу за возвращением Моди из Японии. Газета Economic Times уже делает из этого предположение о модели будущего союза Индия — Австралия — Япония, который сможет объединить Азиатско-Тихоокеанский регион и выступить противовесом Китаю.
Однако не стоит преувеличивать грозные намеки Абэ и Моди в адрес Пекина. Оба они в первую очередь исповедуют принципы Realpolitik и не собираются по-настоящему портить отношения с Китаем. Более того, на этот месяц назначена поездка председателя КНР Си Цзиньпина в Индию, в ходе которой, как пишет Times of India, китайский лидер может предложить Моди пакет инвестиций на ту же сумму, что и Абэ. Японский премьер тоже старается привлечь внимание партнеров из Поднебесной, сразу после завершения чаепитий и прогулок с Моди он назначил двух прокитайски настроенных депутатов на ключевые посты в возглавляемой им Либерально-демократической партии Японии. Всем лидерам азиатских стран приходится, таким образом, играть в сложную внешнеполитическую игру по балансировке своих собственных интересов с амбициями Китая.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости