Дронам тут не место
3 мин чтения
Беспилотный летательный аппарат Euro Hawk. Фото: Northrop Grumman Corp./Cassidian / dapd

Беспилотный летательный аппарат Euro Hawk. Фото: Northrop Grumman Corp./Cassidian / dapd

Одним из условий соглашения для формирования правительственной коалиции в Германии станет отказ от приобретения боевых беспилотников

Германия может полностью отказаться от приобретения боевых беспилотных летательных аппаратов на следующие четыре года, пишет Spiegel. Об этом свидетельствует оказавшийся в распоряжении журналистов черновик коалиционного соглашения между социал-демократами (СДПГ) и объединением немецкого канцлера Ангелы Меркель (ХДС/ХСC).

«Мы категорически осуждаем незаконные убийства с помощью дронов. Германия будет добиваться включения боевых беспилотных систем в международные соглашения о разоружении и контролем над вооружениями», — сказано в черновом соглашении.

Один из пунктов документа делает практически невозможной закупку военных дронов до следующих парламентских выборов, утверждает источник Spiegel, знакомый с ходом переговоров.

«Прежде чем закупить качественно новые боевые системы, мы будем тщательно изучать все связанные с этим вопросы гражданского и конституционного права, а также обратим особое внимание на вопросы этики», — утверждается в соглашении.

Такое решение еще больше подорвет авторитет министра обороны Германии Томаса де Мезьера, чья репутация уже пострадала после громкого скандала вокруг проекта по созданию нового тяжелого беспилотника на основе американского RQ-4 Global Hawk. В 2012 году де Мезьер называл программу по разработке дрона Euro Hawk очень важной для Германии; он же в мае 2013 года объявил о ее закрытии, оценив программу как «ужас без конца».

Сначала причиной закрытия были названы трудности с сертификацией дрона для полетов в европейском воздушном пространстве, затем удвоение первоначальной стоимости проекта. Ряд немецких журналистов и оппозиция обвинили в провале программы де Мезьера.

Министра упрекали в том, что, зная о резком превышении расходов на строительство дронов, он нарочно скрыл эту информацию от бундестага.

Как сообщает Defence News, на Euro Hawk Германия потратила € 508 млн; по другой версии, сумма трат превысила € 1,6 млрд. Газета Süddeutsche Zeitung назвала сложившуюся ситуацию позором для Минобороны и его начальства. Как писали журналисты, несмотря на проблемы, возникшие еще на раннем этапе проекта, она длилась десять лет и оказалась более живучей, чем все министры, которые ей занимались.

Хотя в Германии многие ожидали, что фиаско дрона-долгостроя заставит де Мезьера уйти в отставку, этого не произошло. Во время июньских слушаний в бундестаге министр заявил, что не считает себя виновным в провале программы. Еще раньше, в мае, он заявил о планах министерства по закупке для ВВС Германии 16 новых дронов в ближайшие несколько лет: переговоры велись с американским производителем многоцелевых беспилотников Predator, а также с его израильским конкурентом, выпускающим дроны Heron. Видимо, теперь этим планам не суждено сбыться.

Германия не будет отказываться от беспилотников только по этическим причинам, полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Сложно придумать более абсурдное объяснение, чем отказ от беспилотников из-за их незаконного использования. Сами беспилотники никого не убивают, это делают люди, которые ими управляют. Не хочешь — не убивай. Думаю, что у немцев сейчас очень низкий уровень амбиций. Тот же проект Euro Hawk был свернут по традиционным европейским причинам отсутствия денег и желания. В области «дроностроения» немцы сильно отстали от Америки и Израиля, видимо даже от Китая и не видят смысла кого-то нагонять», — говорит военный эксперт.

Если говорить о дальнейших планах Германии в отношении дронов, то вряд ли они полностью прекратят их закупку и эксплуатацию, считает эксперт по беспилотным системам Денис Федутинов.

«Можно лишь говорить о некоем моратории на оснащение беспилотников оружием, поскольку удары с помощью подобного рода систем в представлении массового сознания в последнее время стали ассоциироваться с жертвами среди мирного населения», — отмечает специалист.

В области больших беспилотников у Германии было три больших программы, рассказывает эксперт. По его словам, два проекта были связаны с БПЛА семейства Global Hawk: уже закрытая Euro Hawk и совместная с другими странами НАТО AGS (Программа наблюдения за наземными целями).

«Полагаю, что основными причинами закрытия программы Euro Hawk было устранение некоторого дублирования программ на фоне оптимизации бюджетных расходов. А также то обстоятельство, что за время реализации программы взятый за основу немецкого БПЛА аппарат Global Hawk версии Block 20 успел несколько устареть. В AGS используются БПЛА Global Hawk более современной модификации — Block 40. Основные финансовые затраты по этому натовскому проекту несет Германия. Так что неудивительно, что немцы решили провести ревизию своих беспилотных программ», — развивает свою мысль Федутинов.

Из-за финансовых причин для европейских стран разработка собственного БПЛА имеет смысл только в рамках совместных проектов, заключает специалист.

«Третьим большим беспилотником люфтваффе является "онемеченный" вариант израильского БПЛА Heron. Эти системы применялись германскими военными в боевых операциях, в том числе в Афганистане. Таким образом, беспилотные комплексы, с которыми работают германские военные, имеют в основе зарубежные платформы: израильскую и американскую. Создавать собственную достаточно дорого», — подытоживает Федутинов.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
17 ноября 2013, 12:09
Тут еще дело в том, что пилот, сидящий в самолете, все же понимает, что он делает и чувствует свою ответственность. А оператор, сидящий за компьютером, видит все в формате компьютерной игры и поэтому может сознательно наломать кучу дров
16 ноября 2013, 13:32
Читайте Пелевина "Снафф", все в точку предугадывает, мастер!!
16 ноября 2013, 16:48
Снафф,при чем тут он,там же говорится о порнобизнесе или я не то снафф вспомнил?
Это вы про "Снаф" Паланика, а я про Пелевина
Дроны дороги и полностью зависят от дистанционного управления, а значит систему можно взломать и беспилотники уничтожтожать и направлять против своих же хозяев.
А пилот - это человек, который принимает решения самостоятельно. Поэтому не зависит от хакеров и прочих помех. Другое дело что пилоты гибнут при боевых операциях, ну так на то оно и военная служба..
16 ноября 2013, 11:07
У российских военных еще с начала 2000-х есть боевой ЭМИ-генератор «Ранец-E», который стреляет СВЧ излучением на десятки километров. С помощью такой машины можно поджарить любой беспилотник в два счета.
17 ноября 2013, 12:10
Таким оружием можно не только беспилотники сбивать. Вот бы наши гаишники в своей работе такие использовали при поимке нарушителей, а то бестолково гоняются за ними по городу...
16 ноября 2013, 11:39
СВЧ излучение-опаснейшая штука и эта пушка,рядом с которой,я не хотел бы стоять во время ее работы. На сколько я понимаю у нас и без микроволновок есть ракеты,способные поразить подобные цели.
15 ноября 2013, 21:57
Беспилотные ядерные ракетоносцы,вот чего боится Европа,а не отсутствие денег или не желание заниматься программой. Очень опасны эти дроны в чужих руках,а с современными системами безопасности никто не может гарантировать утечки контроля над десятками таких машин.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!