Новости – В мире












В мире
Личный космос

Шаттл Endeavour приземляется в аэропорту Лос-Анджелеса. Фото: NASA
Место государства в космическом пространстве стали занимать частные компании и НКО
6 июня, 2013 05:02
7 мин
Российский гигант ракетно-космической промышленности РКК «Энергия», возможно, сократит количество производимых космических кораблей. Одна из главных причин падения спроса на продукцию РКК «Энергия» – конкуренция со стороны частных американских корпораций, говорится в отчете предприятия за I квартал 2013 года.
«В настоящее время спрос на космические услуги (и пилотируемые, и беспилотные) на мировом рынке постепенно возрастает. После того как NASA закрыла программу шаттлов, Россия стала монополистом в области пилотируемых полетов… Однако, из-за успешно реализуемых планов американских коммерческих компаний по созданию пилотируемых и грузовых кораблей, монополия России на пилотируемый космос обещает быть недолговечной», — говорится в отчете.
Изучение космоса сегодня — часть не только науки, но и военно-промышленного комплекса и высоких технологий. Позволить себе содержать космический комплекс может считанное число государств – США, Евросоюз и Россия. На подходе Китай, Япония, Индия и Бразилия, у которых главным ограничителем исследований в этом направлении являются не столько финансы, сколько недостаточные научные знания и технические возможности.
На финансирование NASA в 2012 году было выделено $17,7 млрд. Бюджет других агентств более скромен, но также не мал: в том же году страны – участницы космической программы Евросоюза выделили агентству ESA $5,2 млрд, а Роскосмос получил на свои нужды от российского правительства $4,4 млрд.
Однако даже такие миллиардные расходы несравнимы с затратами первых лет космической гонки, когда соревнование между США и СССР носило не только научный, но и идеологический характер. Канадский журналист и научный обозреватель Клод Лефлер подсчитал, что с учетом современной покупательной способности доллара высадка человека на Луну обошлась США в $109 млрд.

Шаттл Enterprise, 1979 год. Фото: NASA
После крушения СССР у властей Соединенных Штатов появились более приземленные приоритеты, что не могло не сказаться на космической программе. Специалисты NASA были вынуждены искать более дешевые и экономичные варианты для многих из своих проектов – в их число вошла и программа челноков «Космическая транспортная система». Эта программа NASA, позволившая за 30 лет осуществить 135 пусков космических челноков «Шаттл», была закрыта летом 2011 года. Однако за несколько лет до последнего старта NASA начала подготовку к новой программе по доставке людей и грузов на околоземную орбиту, которая получила название «Коммерческая орбитальная транспортировка».
Чтобы обеспечить в будущем независимую перевозку грузов и доставку астронавтов, в том числе и на МКС, NASA заключила контракты с двумя коммерческими компаниями. Первый контракт был подписан с фирмой «Space Exploration Technologies», более известной как SpaceX. За 12 транспортных миссий, совершенных на их космических кораблях, им причитается $1,6 млрд.
Второй контракт стоимостью $1,9 млрд NASA отдала корпорации Orbital Sciences с условием, что она обеспечит 8 грузовых полетов в космос. Большая сумма за меньшее количество миссий объясняется тем, что вместимость космического корабля Cygnus, разработанного этой компанией, в несколько раз выше, чем у аппарата конкурента. «Русская планета» подробно писала об этом проекте в связи с запуском ракеты-носителя «Антарес», также созданной инженерами «Orbital Sciences». Она стартовала 21 апреля с нового космодрома на острове Уоллопс (штат Вирджиния), предназначенного исключительно для коммерческих запусков. В ходе полета на околоземную орбиту была успешно выведена прототип того самого грузового корабля Cygnus.
О «Коммерческой орбитальной транспортировке» пишут и аналитики РКК «Энергия». С их точки зрения, именно космический корабль Dragon, спроектированный для этой программы SpaceX, будет главным конкурентом российских кораблей «Союз» и «Прогресс».

Полет грузового космического корабля Dragon к МКС. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Полет грузового космического корабля Dragon к МКС. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
«С октября 2012 года американское космическое агентство NASA может самостоятельно выполнять грузовые перевозки и возвращать грузы с МКС с помощью грузового космического корабля Dragon компании SpaceX. Весьма успешные полеты Dragon открыли новую страницу в пилотируемой космонавтке, и NASA возлагает на этот корабль большие надежды. В связи с этим спрос на грузовые корабли “Прогресс” на международном рынке существенно сократился»,— написано в отчете.
Корпорация SpaceX разработала не только Dragon. Ее инженеры построили ракету-носитель «Фалькон-9», которая уже пять раз взлетала в космос. Запуск «Фалькона» в мае 2012 года стал первым в истории полетом коммерческого космического транспорта к МКС. В космос был выведен космический корабль «Дракон», который успешно состыковался с МКС и доставил на его борт 520 кг полезного груза. Через несколько дней он успешно вернулся на Землю вместе с грузом весом 665 кг (научные образцы и оборудование со станции).
По схеме полета «Дракон» напоминает российский «Союз». Ученые и проектировщики SpaceX обещают в будущем несколько модификаций корабля: пилотируемая (экипаж до 7 человек), грузо-пассажирская (экипаж 4 человека + 2,5 тонны грузов), грузовая (до 3 тонн грузов, используется сейчас).
В NASA пока решают, как будут организованы первые пилотируемые коммерческие рейсы: следует ли заказывать отдельные полеты, словно в космическом такси, или брать космолеты частных компаний в лизинг. В первой модели астронавты будут пассажирами, которых везет пилот частной компании, в схеме лизинга астронавты будут управлять кораблем сами.
У «Дракона» есть и свои недостатки – в их число входит высокая максимальная перегрузка. Если на шаттлах она не превосходила трехкратной силы тяжести, то в кабине «Дракона» перегрузка в 4-5 раз выше земной.
Вторая компания, выбранная NASA для своей программы, также вполне готова составить конкуренцию «Союзу». Корпорация Orbital Sciences построила и запустила в космос собственную ракету «Антарес, которая стартовала 21 апреля с нового космодрома на острове Уоллопс, предназначенного исключительно для коммерческих запусков. В ходе полета на околоземную орбиту был успешно выведен прототип грузового космического корабля «Сигнус», о чем писала «Русская планета». Испытания нового корабля еще будут продолжаться.

Корабль Dream Chaser. Фото: Sierra Nevada Corporation
Есть и другие компании, которые получают финансовую поддержку от NASA по программе развития коммерческих пилотируемых кораблей. Например, Sierra Nevada Corporation, которая строит корабль Dream Chaser. Это крылатый аппарат, основанный на принципах космического корабля HL-20, незаконченного проекта NASA в 1980-90-х годах. Компания оснастила HL-20 гибридной двигательной установкой для прерывания запуска и для орбитального маневрирования, обеспечив большую гибкость по сравнению с шаттлами.
При запуске одноразовой ракетой «Атлас-5» или другим подобным носителем Dream Chaser может нести груз или экипаж из 7 человек (возможно сочетание людей и грузов) и лететь в пилотируемом или автоматическом режиме. Подвижные элементы на поверхности аппарата позволяют ему совершать маневр в диапазоне 1600 км при планирующем спуске перед посадкой, который он совершает как самолет, на взлетно-посадочную полосу.
Однако ввод Dream Chaser в эксплуатацию планируется только на 2015 год, а «Dragon» корпорации SpaceX совершил уже 3 полета к МКС.
Основал эту команию Элон Маск – бизнесмен, помогавший запустить электронную платежную систему PayPal. Это далеко не единственный случай интереса к космосу со стороны известных хайтековских деятелей и компаний. Свои космические мини-программы есть у топ-менеджеров Google, Cisco, Amazon.com. Многие из них уже имеют прототипы капсул или ракет.
К примеру, Джеф Безос, основавший крупнейший интернет-сервис торговли товарами и услугами Amazon.com, также владеет компанией Blue Origin, которая разрабатывает космический корабль «Нью-Шепард». Испытания прототипа состоялись уже в 2006 году, а в 2012 году инженеры Blue Origin протестировали готовый аппарат. Работы над «Нью-Шепардом» продолжаются, в его задачи входят пилотируемые полеты к МКС. В будущем он сможет принять на борт до трех членов экипажа.
Еще один частный проект –SpaceShipOne. Его совладельцами являются соучредитель Microsoft Пол Аллен, авиаконструктор Берт Рутан и пилот Майкл Мелвилл. Их корабль стал самым первым частным аппаратом, проникшим в космос. Именно SpaceShipOne выиграл конкурс, учрежденный фондом Х prize для разработчиков частных летающих аппаратов в размере $10 млн. Премия Ansari X prize была обещана первой негосударственной организации, которая на одном космическом корабле совершит минимум два пилотируемых космических полета в течение двух недель.

Ануше Ансари. Фото: тут anoushehansari.com
Ануше Ансари. Фото: anoushehansari.com
Награда была названа в честь Ануше Ансари, сделавшей самой большой вклад в премиальный фонд. Эта американка персидского происхождения заработала свой капитал в области телекоммуникаций, однако уже много лет увлекается космосом. В сентябре 2006 года она отправилась в полет к МКС на российском корабле «Союз», став первым космическим туристом среди женщин и первым выходцем из Ирана на околоземной орбите.
Призовой фонд другой премии X prize достигает $30 млн. Он учрежден вместе с компанией Google и открыт для любой частной компании, а также для отдельных изобретателей и сообществ. Чтобы победить в конкурсе и взять первый приз в размере $20 млн. надо до конца 2015 года сконструировать луноход, после чего аппарат должен быть доставлен на лунную поверхность и проехать по ней не менее 500 метров. Обязательным условием доказательства успешного прилунения является передача на Землю фото- и видеозаписей.
За второе место в соревновании полагается $5 млн, еще $5 млн – это фонд премий. Например, если луноход сфотографирует артефакты бывшего присутствия землян на Луне – посадочные ступени американских кораблей «Аполлон», останки советских межпланетных станций «Луна», залежи льда в лунных кратерах и так далее. При этом одно из главных условий конкурса состоит в том, что для всех команд государственное финансирование не может превышать 10% стоимости проекта.
Сейчас в гонке участвуют несколько десятков команд из США, Европы, Китая, Австралии и Индии. Россия представлена лишь одной командой – «Селеноход». Вероятно, никого больше такой конкурс в когда-то ведущей космической державе не заинтересовал.
Российский частный бизнес не принимает участия в космических программах. Почему в стране космос остается исключительно государственным, в интервью «Русской планете» рассказал глава IT-холдинга, президент IBS Group Анатолий Карачинский:

Анатолий Карачинский. Фото: Руслан Шамуков / ИТАР-ТАСС
Анатолий Карачинский. Фото: Руслан Шамуков / ИТАР-ТАСС
«Я не считаю разумным сравнивать опыт российских и американских компаний. С моей точки зрения, компании вроде Google ничего не делают зря. Есть пиар-проекты, инвестиции и непосредственно деньги на благотворительность или науку. И вот проект Google о том, что кто-то куда-то полетит и получит за это приз – пиар чистой воды.
Давайте смотреть на суть. Мир живет совершенно одинаково: коммерческая компания будет вкладывать туда, что, так или иначе, принесет ей коммерческую выгоду. А то, что американские компании вкладывают деньги в технологии, которые им полезны, так и мы вкладываем деньги в технологии, которые нам полезны.
Проблемы, с которыми сталкиваются коммерческие компании в США и России, кардинально разные. У нас другой формат, мы скорее похожи на Францию или Китай. Почти все высокие технологии находятся в ведении государства. Попробуйте вот так просто начать строить ракеты – вам сразу по башке дадут. Лидерами нашей экономики являются сырьевые компании, а технологических чемпионов мирового уровня у нас нет. Могут еще появиться: еще не вечер, ведь нашей экономике, по большому счету, лет 10.
Сколько вы знаете публичных хайтек-компаний в России? По сути их только три – “Яндекс”, Mail.ru и наша IBS Group. А если нет публичных компаний, то откуда возьмутся деньги? Да и сколько зарабатывает тот же “Яндекс”? Он вынужден конкурировать с Google, а ресурсов неизмеримо меньше. Так что ему приходится тратить все заработанное на то, что бы догнать главного конкурента. В российском хайтеке прибыль в тысячи, если не в десятки тысяч раз меньше, чем в США».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости