Новости – В мире












В мире
«Это еще один повод ущипнуть Россию»

Павел Бойцов. Фото: Департамент оборонной полиции Эстонии
Власти Эстонии подозревают 88-летнего бывшего сотрудника МВД Павла Бойцова в преступлениях против человечности за участие в операциях против «лесных братьев»
25 марта, 2014 17:21
8 мин
Полиция безопасности совместно с Государственной прокуратурой Эстонии заподозрили бывшего сотрудника по борьбе с бандитизмом МВД Эстонской ССР Павла Бойцова, который боролся с «лесными братьями», в совершении преступлений против человечества в период с 1945 по 1949 год.
Бойцова подозревают в совершении преступлений по статье 89 Пенитенциарного кодекса («Преступление против человечности»). Об этом во вторник, 25 марта, сообщает со ссылкой на госпрокуратуру эстонское издание Postimees.
«Имеются основания подозревать, что Павел Бойцов в качестве вооруженного переводчика и бойца в составе оперативной группы участвовал в нападениях на гражданское население, а также в допросах и других операциях, связанных с преследованием гражданских лиц. Целью этих операций было лишение людей права на жизнь и справедливый суд», — говорится в заявлении прокуратуры.
Согласно эстонскому законодательству преступления против человечности, так же как и преступления военного времени, даже если они были совершены по приказу командира или представителя государственной власти, не имеют срока давности. Таким образом, Бойцов может понести уголовное наказание даже в настоящее время.
Подозреваемый работал в отделе по борьбе с бандитизмом вырусского отдела МВД ЭССР (до марта 1946 года входил в состав НКВД) с августа 1945-го по июнь 1946 года. Отдел боролся с политическим бандитизмом, а именно с вооруженными противниками советский власти. В основном это были партизанские отряды так называемых «лесных братьев», которые скрывались от репрессий и вели подрывную деятельность против органов власти.
Оперативные группы, сформированные из работников милиции, НКВД, солдат и добровольцев проводили операции, выявляли отряды лесных братьев и им сочувствующих.
Эстонская полиция сообщает, что подозревает Бойцова в том, что 1 апреля 1946 года он участвовал в облаве на хутор Мяэритса, также называемый хутором Хиндрику (волость Сымерпалу, Вырумаа). Тогда сотрудники органов госбезопасности напали на отряд «лесных братьев» которым руководил Ааво Прууз. После длившейся восемь часов осады подразделениям МВД в составе 120 человек и 15 бойцам истребительного батальона удалось поджечь хутор. Двое «лесных братьев» были убиты в ходе перестрелки, восемь членов отряда предпочли погибнуть в огне, продолжая борьбу до последнего. Не сдавшиеся «лесные братья» подняли над хутором сине-черно-белый флаг (официальный государственный Эстонской Республики). Причиной зачистки стало предпринятое 13 марта 1946 года отрядом «лесных братьев» из 25 человек нападение на исполком волости Сымерпалу, в ходе которого было убито 13 «советских активистов» деревень Осула и Сульби и членов их семей.

«Лесные братья». Фото: runivers.ru
«Лесные братья». Фото: runivers.ru
Сейчас эстонская полиция просит всех, кто знает что-либо о не имеющих срока давности возможных преступлениях Павла Бойцова или других сотрудников вырумааского отдела по борьбе с бандитизмом, сообщить об этом.
Похожие обвинения в 1998 году выдвигались в адрес ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова, который был командиром отряда 1-й Латвийской партизанской бригады, воевавшей с фашистами на территории Латвии, а после войны работал в рижской милиции. Латвийские власти обвиняли Кононова в убийстве во время войны девяти мирных жителей. В январе 2000 года он был приговорен к шести годам заключения за геноцид и преступление против человечества. Тогда Кононов подал кассационную жалобу в Верховный суд Латвии, который счел предъявленные обвинения недостаточно обоснованными и доказанными. В апреле того же года ветерана освободили из-под стражи, а президент России Владимир Путин личным указом предоставил Кононову российское гражданство.
После этого с 2003 по 2004 год Кононов прошел через целый ряд судебных инстанций, пытаясь доказать свою невиновность. Латвия в свою очередь до последнего доказывала причастность ветерана к военным преступлениям. В результате одного из судебных заседаний суд учел доводы защиты, в частности то, что полицаев нельзя квалифицировать как мирных жителей. Бывший партизан был признан виновным не в совершении военных преступлений, а в бандитизме, к тому же со многими оговорками. Тем не менее 30 апреля 2004 года Верховный суд Латвии приговорил Василия Кононова к одному году и восьми месяцам тюрьмы за военные преступления. В тюрьму Кононов не попал, так как уже отбыл срок в тюрьме.
Кононов безуспешно пытался обжаловать приговор через Европейский суд по правам человека и требовал многомиллионных компенсаций за моральный ущерб, но суд их не удовлетворил.
В странах Прибалтики после получения независимости оценивают советский период как оккупацию, эта оценка неоднократно приводила к обострению отношений, в том числе России и Эстонии. Так, в 2006 году в Таллине на заседании горсобрания фракция националистического Союза Отечества потребовала убрать из центра города бронзовый памятник советскому солдату и перезахоронить останки солдат из братской могилы на городском кладбище. Политики мотивировали свои требования тем, что памятник «героизирует оккупацию страны Советским Союзом в 1944 году и не вяжется с существованием независимой Эстонской Республики». В мае того года неоднократно возникали стычки между эстонскими националистами и пророссийски настроенными гражданами страны и приезжавшими активистами из России.
В 2007 году парламент Эстонии поддержал во втором чтении поправку к законопроекту «Об устранении запрещённых строений», согласно которой монумент павшим во Второй мировой войне считается запрещённым строением и правительство обязано организовать его перемещение в течение 30 дней после вступления в силу закона. В соответствии с данной поправкой, «запрещёнными сооружениями признаются сооружения, возвеличивающие оккупацию Эстонской республики, проведение массовых репрессий в Эстонии, которые могут нанести ущерб жизни, здоровью или имуществу людей, вызывают вражду или могут вызвать нарушения общественного порядка».
Помимо этого в Эстонии и Латвии регулярно проходят марши ветеранов легионов СС, которые утверждают, что защищали свою страну от советской оккупации. Последний раз подобный марш прошел в Риге 16 марта 2014 года. Правительство Латвии предостерегало от участия в марше, ссылаясь на соображения безопасности и на ситуацию на Украине. В Москве назвали марш памяти ветеранов латвийских легионеров «циничным надругательством над миллионами жертв нацизма».
Экс-депутат Госдумы Виктор Алкснис в разговоре с «Русской планетой» отметил, что у определенных представителей политических кругов прибалтийских государств существует некий «комплекс неполноценности».
«В глубине души все эстонцы понимают, что никакие это были не борцы за независимость, а это были люди, воевавшие на стороне Гитлера и потерпевшие поражение во Второй мировой. Но публично признавать это никто не будет. И, таким образом, в том числе поднимая вопросы о бывших сотрудниках НКВД, эстонские власти пытаются как-то замаскировать или даже изжить свой комплекс», — объясняет политик.
«Это еще один повод ущипнуть Россию, потому что в этой ситуации она вряд ли может предпринять реальные шаги по защите ветеранов. И для эстонского руководства это лишний раз повод ублажить свои амбиции», — резюмирует Алкснис.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости