Новости – В мире












В мире
«Это не Норвегия или какая-то европейская страна, где у силовиков нет опыта»

Горящие полицейские машины в центре Сараево. Фото: Dzenan Krijestorac / EPA / ИТАР-ТАСС
Протесты против безработицы в Боснии и Герцеговине представитель ЕС назвал поводом для интервенции; местные националисты и российские эксперты усматривают в них руку Госдепа
11 февраля, 2014 05:00
15 мин
Верховный представитель по Боснии и Герцеговине Валентин Инцко не исключает возможности ввода войск Евросоюза в страну, если волнения там будут усиливаться. Об этом чиновник сообщил австрийской газете Kurier в субботу, 8 февраля. «Если ситуация обострится, нам, возможно, придется подумать о введении войск ЕС. Но не прямо сейчас», — сказал он.
«Мы призываем всех лидеров правительств всех уровней в Боснии и Герцеговине серьезно отнестись к требованиям граждан, пресечь попытки использования протестов для нагнетания страха и продвижения националистической повестки, и собраться вместе, чтобы прийти к серьезным компромиссам, необходимым для развития Боснии и Герцеговины», — говорится в опубликованном в Sarajevo Times 9 февраля обращении посольства США в Сараево. Дипломаты выступают против насилия и указывают на необходимость реформ.
Входящая в правящую коалицию Социал-демократическая партия Боснии тоже призывает прекратить насилие и «немедленно организовать досрочные выборы».
Беспорядки в Боснии и Герцеговине начались в прошлую среду. К концу третьего дня протестов сообщалось более чем о 200 пострадавших. Первая демонстрация, которая закончилась столкновениями с полицией, состоялась 5 февраля в городе Тузла —
на улицы вышли рабочие предприятий-банкротов, требуя вернуть им работу или обеспечить достойное пособие по безработице (после войны 1992—1995 годов четыре крупнейших завода бывшего югославского региона были приватизированы, а в нулевые развалились).
Демонстранты атаковали администрацию города, полицейские ответили им слезоточивым газом. Вечером того же дня на улицы Тузлы вышла безработная молодежь и футбольные фанаты, люди били стекла и поджигали автомобильные покрышки и мусорные контейнеры.
На следующий день после разгона демонстрации, в четверг, акции солидарности с Тузлой прошли в Сараево, Мостаре, Зенице и Бихаче, причем в столице демонстранты закидали камнями и дымовыми шашками здание правительства.
В пятницу протестующие взяли штурмом здание администрации Тузлы, а общее количество охваченных акциями городов достигло двадцати. В частности, в Тузле демонстранты забросали камнями и подожгли два правительственных здания и разграбили соседний супермаркет, а очевидцы отмечали, что из окон горящего административного здания выпрыгивали люди; активисты выбрасывали из окон мебель и телевизоры. Занятия в школах из-за протестов были отменены, уточняет Deutsche Welle.
В Мостаре несколько тысяч протестующих штурмовали два правительственных здания и подожгли мэрию. В Сараево люди пытались прорваться в президентский дворец, но их остановили водометы, и в итоге толпа подожгла одно крыло здания вместе с двумя полицейскими машинами, караулкой и администрацией города.
В результате протестов главы Тузланского и Зеницко-Добойского кантонов подали в отставку. По словам премьер-министра боснийско-хорватской половины страны Нермина Никшича, в беспорядках виноваты «хулиганы», которые воспользовались ситуацией, «чтобы создать хаос».
К выходным насилие сошло на нет: жители Тузлы даже подмели улицы от осколков и камней, оставшихся после столкновений, —
отмечает Deutsche Welle.
Конфедеративное государство Босния и Герцеговина состоит из трех автономных административных единиц: боснийско-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, боснийско-сербской Республики Сербской и округа Брчко, формально входящего в состав каждой из территорий и находящегося под международным протекторатом. У каждой из двух национальных республик есть свое правительство, президент и парламент. Обязанности президента конфедерации исполняют поочередно члены триумвирата — Президиума Боснии и Герцеговины. Важную роль в этой сложной системе власти играет институт Верховного представителя ЕС — чиновника, выступающего гарантом соблюдения Дейтонского мирного соглашения, которое в 1995 году положило конец гражданской войне.
По данным Trading Economics, уровень безработицы в Боснии и Герцеговине в конце 2013 года достиг 44,5%. Средняя заработная плата в стране составляет $570, а каждый пятый босниец живет за чертой бедности.

Протестующие громят провительственное здание в Сараево. Фото: Sulejman Omerbasic / AP
Протестующие громят правительственное здание в Сараево. Фото: Sulejman Omerbasic / AP
«Я хочу снова гордиться своей страной, а то, что есть сейчас, не работает. Я бы хотел увидеть, как собравшаяся здесь молодежь получит работу и будет счастливой.
Сейчас все несчастны, никто не улыбается, я тоже не улыбаюсь. Плачет даже земля, на которой мы стоим», —
сказал «Би-би-си» 81-летний Томислав Байкуса. Вместе с другими родителями он пришел к центральному полицейскому участку Сараево, чтобы выяснить судьбу несовершеннолетних, задержанных полицейскими во время протестов. Байкуса, бывший узник концлагеря во время Балканского конфликта 1990-х, рассказал, что на свою пенсию — около €194 — он содержит троих иждивенцев, в том числе сына, который с 1992 года не может найти работу.
«Он (верховный представитель по Боснии и Герцеговине Инцко. — РП) продолжает призывать к демократии. Мы пытались ее осуществить долгие годы, но ничего не происходит. Я против насилия, но эти протесты должны продолжаться», — уверен боснийский пенсионер.
Поддержать родственников задержанных в воскресенье приехали несколько сотен протестующих, отмечает «Би-би-си». В итоге старший офицер сообщил собравшимся в мегафон, что на данный момент под арестом находятся десять человек; позже все они были доставлены в прокуратуру.
Протесты в Боснии и Герцеговине продолжаются. Несколько сотен человек собрались в понедельник, 10 февраля, у президентского дворца, скандируя «Отставка!» и требуя от Инцко «работать или уйти». Позже протестующие переместились к зданию правительства. Кроме отставки правительства, люди требуют от парламентариев отказаться от 50% своего дохода, увеличить пенсии и обеспечить трудоустройство безработных. Мирные митинги проходят также в Тузле и Моштаре.
«Огневой мощи в Боснии достаточно. И как только уровень бедности достигнет определенного барьера, как только пенсионеры перестанут получать пенсии, учителя и полицейские не получат зарплат — что уже на горизонте — тогда, скорее всего, появится движение насильственного характера», —
считает бывший немецкий посол в Боснии и бывший верховный представитель по Боснии и Герцеговине Кристиан Шварц-Шиллинг. «Здесь как на Украине. Там международное сообщество проснулось только тогда, когда возникла критическая ситуация. То же самое произойдет и в Боснии», — приводит его слова Deutsche Welle.
«Босния и Герцеговина — это несостоявшееся государство, и это понимают его жители. Политическое устройство, закрепленное конституцией, очень тормозит развитие государства. Экономика и хозяйство так и не восстановились после войн. И даже устремленность в Евросоюз, политическая и финансовая помощь, которая поступает извне, не смогли вывести экономику на новый уровень», — объясняет «Русской планете» научный сотрудник отдела европейских политических исследования ИМЭМО РАН Полина Соколова.
По ее словам, в Республике Сербской ситуация лучше, потому что она функционирует как независимое государство: из-за более тесных связей с Россией, прежде всего в сфере энергетики, экономические показатели здесь выше, чем по стране в целом.
«Максимум, что может произойти, — это перевыборы. И, скорее всего, ситуация будет развиваться в сторону пересмотра государственного устройства», —
прогнозирует эксперт.
«Беспорядки — всегда питательная почва для радикально настроенных групп, и в Боснии этот вопрос очень серьезно может дестабилизировать ситуацию, потому что государство продолжает быть разделенным по этническому принципу», — подчеркнула Соколова.

Мужчина спасается от пожара во время протестов в Тузле. Фото: Amel Emric / AP
Мужчина спасается от пожара во время протестов в Тузле. Фото: Amel Emric / AP
Сербский экономист, заместитель председателя националистической Сербской радикальной партии Деян Мирович считает происходящее попыткой государственного переворота, направленного против Республики Сербской и ее президента Милорада Додика. Додик, уверен националист, единственный из всех балканских политиков, кто хочет сотрудничать с Россией.
«Безработица была всегда. В Македонии тоже безработица, в Сербии уровень безработицы 30%, но никогда не было бунтов. Сложная экономическая ситуация не возникла сегодня или год назад, она была и раньше. В 2008 году в Боснии был серьезный экономический кризис, но люди не устраивали восстание. Хотя, конечно, экономические причины и низкие зарплаты нельзя отметать», — сказал Мирович РП.
«Это все очень похоже на Украину. Потому что есть определенная часть страны, которая хочет в Евросоюз, и есть другая часть, которая, наоборот, не хочет, это как раз Республика Сербская», —
отметил он. Политик считает, что за радикалами в Боснии и Герцеговине «стоят Запад и посол США».
Мирович недоумевает, почему власти столь мягко реагируют на происходящее.
«Они прошли гражданскую войну, у них есть достаточно опыта. Это не Норвегия или какая-то европейская страна, где у силовиков нет опыта или не хватает мужества разогнать протестующих», —
заметил функционер Сербской радикальной партии.
Научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова напомнила «Русской планете», что регион уже давно находится на грани социально-экономического коллапса. «Экономическая ситуация во всех странах пост-югославского пространства с течением времени только ухудшается, закрытие предприятий и массовые увольнения — это тот самый процесс, который идет уже на протяжении многих лет, и здесь ничего удивительного и нового не произошло», — пояснила она.
По мнению Филимоновой, происходящее в Боснии и Герцеговине — это «акция, которая была подготовлена Западом еще много лет назад и направлена на смену политической элиты федерации Боснии и Герцеговины и в Республике Сербской».
«Речь идет о ликвидации Дейтонского соглашения, полной смене политической элиты и приведении страны в НАТО. Это та самая „оранжевая революция“, тот самый государственный переворот по типу украинского», —
уверена эксперт. После этого, считает она, протесты могут перекинуться и на Сербию.
«Управляется все это из одной организации — CANVAS (Centre for Applied Nonviolent Action and Strategies, „Центр прикладных ненасильственных действий и стратегий“. — РП) — это бывший сербский „Отпор!“ (студенческое движение, добивавшееся свержения режима Слободана Милошевича в Сербии; основатель CANVAS Срджа Попович — действительно выходец из „Отпора“. — РП). Сейчас активисты CANVAS проводят попытку государственного переворота на Украине. Эта же организация подготовила революцию в Боснии и Герцеговине», — утверждает Филимонова.
Кроме того, по ее словам, в Боснии и Герцеговине находятся базы радикальных исламистских группировок, члены которых прошли подготовку в Сирии и непременно «включатся в обрушение режима федерации в Боснии и Герцеговине».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости