В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости В мире
Русская планета
В мире

Бензин по талонам, которых нет

В Казахстане повысились цены на бензин, после чего он пропал из продажи. Эксперты связывают это с системными ошибками Министерства нефти и газа
Виктория Кузьменко
5 сентября, 2014 19:59
9 мин
Фото: Александр Рюмин / ИТАР-ТАСС
В Казахстане уже несколько дней дефицит топлива, сообщает Центральноазиатская новостная служба. В Астане в свободной продаже бензина 92-й и 95-й марок фактически нет, его отпускают по талонам, которые почти невозможно купить, а крупные автозаправки обслуживают в основном корпоративных клиентов.
21 августа в стране розничная стоимость бензина марок Аи-92/93 повысилась на 10% — со 115 тенге до 128 тенге. Данную меру министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин объяснял высоким спросом на более дешевое топливо у проживающих в приграничных регионах россиян и киргизов. Среди других причин он назвал остановку производства на Павлодарском нефтехимическом заводе и аварию на Ачинском НПЗ.
Однако даже после повышения цен на топливо купить его до сих пор остается проблемой. Автовладельцам в регионах, где еще остались запасы ГСМ на мелких заправочных станциях, приходится заправлять машины бензином более низкого качества — 80-й марки.
Раньше импорт российского бензина закрывал до 40% спроса в стране. Однако после возникших проблем с работой местных НПЗ, в августе 2014 года топливная компания «КазМунайГаз Онимдери» заключила контракты с несколькими российскими производителями, например с «Башнефтью», «Лукойлом». Согласно договоренностям, в республику к началу сентября должны быть поставлены дополнительные 34 тысячи тонн нефтепродуктов.
Однако эти объемы не покрывают потребности Казахстана в топливе, дефицит которого в сентябре предположительно составит около 176 тысяч тонн. Сейчас для решения этой проблемы в стране ведутся переговоры с российскими компаниями. Планируется, что таким образом Казахстан в сентябре сможет дополнительно получить еще около 85 тысяч тонн ГСМ.
Как пояснил главный специалист по реализации нефтепродуктов филиала — «КазМунайГаз Онимдери» по Астане и Павлодарской области Жанат Шахманов, проблемы с топливом связаны с поставкой нефтепродуктов. Однако он заверил, что вскоре вагоны из России с АИ-95 прибудут в столицу.
«Так как продукт из России, мы не можем спрогнозировать конкретно дату поставки. Но как только поступает, мы реализацию открываем», — сообщил он, добавив, что ждать поступлений бензина на заправки жителям столицы придется от двух дней до недели. По поводу регионов, по его словам, ситуация остается неясной.
Между тем министр энергетики Казахстана Владимир Школьник предложил гражданам республики ответить на повышение цен и образовавшийся дефицит на бензин выбором в пользу общественного транспорта или совместной езды на легковых автомобилях, передавало Казахское телеграфное агентство «КазТАГ».
«Я призываю это делать, если есть возможность не в громадном джипе ехать на работу. Понимаете, здесь, в Астане, нельзя проехать, нужно организовываться и ездить в одной машине по несколько человек», — сказал министр, добавив, что сам он ходит на работу пешком. При этом Школьник затруднился сказать, будут ли повышены цены на ГСМ в сентябре текущего года.
Досым Сатпаев со своими коллегами Расулом Жумалы и Айдосом Сарымом. Фото: личная страница Досыма Сатпаева в Facebook
Досым Сатпаев со своими коллегами Расулом Жумалы и Айдосом Сарымом. Фото: личная страница Досыма Сатпаева в Facebook
Его заявление вызвало отклик в обществе. Так, известный казахстанский политолог Досым Сатпаев на своей странице в Facebook опубликовал фото, на котором он со своими коллегами Расулом Жумалы и Айдосом Сарымом едут в одной машине, тем самым следуя совету министра.
«Выполняем поручение министра энергетики В. Школьника о необходимости экономии бензина и едем втроем в одной машине с Расул Жұмалы и Aidos Sarym:-)) А вы кого подвезли сегодня, товарищ В. Школьник???» — написал в соцсети политолог.
Как писало издание 31.kz, их читатели также не остались безразличны к заявлению чиновника. Комментаторы на сайте проявляют единодушие: «Нелегко призывать простых смертных экономить бензин, когда твой сын владеет Орским НПЗ» и «Цинизм госчиновников: привести к желаемой цене на бензин в два этапа. Мойте посуду грязной водой, ездите в одной машине».
По словам казахстанского аналитика нефтегазового сектора Сергея Смирнова, после девальвации национальной валюты стоимость импортируемого ГСМ повысилась, что повлияло на снижение объема импортируемого из России топлива и привело к дефициту в Казахстане.
Он отметил, что нехватка бензина в стране возникает регулярно, в основном это происходит весной и осенью, когда проходят посевные и уборочные работы. «На заправочных станциях в эти сезоны в основном наблюдается нехватка дизельного топлива», — добавил аналитик.
Раньше основным фактором при возникновении дефицита была только стоимость нефти на мировом рынке. Сейчас же к этому добавилась февральская девальвация тенге, сказал Смирнов.
«Внутреннее производство покрывает только 60% рынка, остальная часть восполнялась за счет российских поставок. Но до девальвации, даже при условии более высоких цен на российское топливо, розничным АЗС удавалось сводить концы с концами. Сейчас же им просто невыгодно завозить нефтепродукты из России», — пояснил аналитик.
Он отметил, что сейчас стоимость литра бензина Аи-92 на российско-казахстанской границе составляет около 125 тенге. С учетом всех расходов вроде транспортировки, хранения и так далее конечная его цена превысит 150 тенге.
Добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти. А поскольку нефтедобыча Казахстана ориентирована на экспорт сырья, то заводы загружены не полностью. Сейчас три казахстанских нефтеперерабатывающих завода не дают топливо того количества и качества, которое нужно потребителю, пояснил аналитик, добавив, что, ко всему прочему, правительство запоздало с их модернизацией.
«В свое время министр нефти и газа заявил, что, если мы снимем с экспорта 7 млн тонн и направим их на переработку, то бюджет потеряет $1,8 млрд, то есть власти не заинтересованы в поставках сырья на завод. То же самое и с производителями нефти: когда они поставляют ее за рубеж, то они не платят НДС, а при поставке нефти на завод они должны его платить, им это тоже невыгодно», — рассказал Смирнов.
По прогнозам аналитика, проблемы с дефицитом топлива в Казахстане удастся решить к началу ноября. Он объясняет это тем, что в октябре закончится плановый капитальный ремонт на Чимкентском нефтеперегонном заводе. После этого производственные объемы в стране увеличатся.
Эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов говорит, что ситуация с дефицитом ГСМ повторяется в стране ежегодно, при этом до сих пор эта проблема никак не решается.
По его мнению, несмотря на все меры, которые принимает правительство, до сих пор поставлять сырую нефть на мировой рынок более прибыльно, чем перерабатывать и продавать ее на внутреннем рынке.
«Кроме того, дефицит топлива — это такая неофициальная форма давления продавцов нефтепродуктов на правительство с целью снижения цен. Плюс еще есть определенный дисбаланс по топливу между Казахстаном и Россией. Стране удобно экспортировать и перевозить нефтепродукты из Казахстана в Россию. И пока в республике не отменят все налоги и не уравняют доходы от продаж переработанной нефти и сырой, по-моему, эта проблема никак не решится», — заключает Шибутов.
Кроме того, он связал проблемы с запасами топлива в стране, в том числе с противодействием со стороны государственных органов развитию линий НПЗ и созданию новых заводов.
темы
9 мин