Банкиры врут
2 мин чтения
Фото: Paul Bradbury / Getty Images / Fotobank.ru

Фото: Paul Bradbury / Getty Images / Fotobank.ru

Склонность банковских работников ко лжи заложена в корпоративной культуре организаций финансового сектора, выяснили ученые

Работа в банковской сфере заставляет человека вести себя нечестно. Как пишет журнал Nature, к такому выводу пришли ученые из Цюрихского университета по итогам эксперимента с участием сотрудников крупного международного банка, который показал, что работники этой организации являются в целом честными людьми, но если им напомнить об их профессии, они начинают усиленно лгать. Исследователи подчеркивают, что аналогичные эксперименты, проведенные среди профессионалов в других областях, показывают, что такое поведение свойственно именно банковским служащим.

Поводом для исследования стали скандалы в финансовом секторе последних лет, когда старшие сотрудники компаний попадали в поле зрения властей в рамках дел о крупных махинациях. Этому факту существовало два объяснения: либо организации, имеющие дело с деньгами, привлекают к себе мошенников, либо корпоративная культура банков побуждает работников идти на обман.

Прямое сравнение банковских сотрудников с людьми других профессий не дало бы желаемого результата: фокус-группы настолько разнятся, что сравнивать их просто бесполезно. Группа ученых во главе с Аленом Коном использовала подход, согласно которому у человека может быть несколько условных личностей, основанных на их половой, этнической или профессиональной идентичности. Они разделили 128 испытуемых, работающих в одном банке, на две группы. В контрольной группе провели опрос, который включал вопросы на предмет самочувствия участников и удовлетворенности их своей жизнью, но не включал вопросы относительно профессиональной деятельности. Затем им предлагалось подбросить монету десять раз в уединенной обстановке и заполнить отчет о том, на какую сторону каждый раз она падала. Запись падения на заданную сторону приносило участнику денежное вознаграждение.

Во второй группе общие вопросы были заменены на вопросы о профессии. Например, вместо вопроса о том, сколько часов в день человек смотрит телевизор, его спрашивали, чем он занимается в банке. Таким образом испытуемых побуждали переключиться на личность банковского работника перед тем, как они начнут подкидывать монету.

Оказалось, что у контрольной группы распределение результатов отчета сходилось с ожидаемым биноминальным. Это значило, что люди честно записали, на какую сторону падала монета.

Результаты второй группы существенно отличались от ожидаемых. Если в первой группе доля выигрышных падений монеты составляла 51,6%, то во второй — уже 58,2%. А количество участников, солгавших во время заполнения отчета, составило 26% против 16%.

Ученые допустили, что объяснить такую ситуацию можно несколькими факторами: во лжи банковских работников могла быть виновата система премий, с помощью которых организация стимулирует улучшение производительности труда сотрудника или просто избыток вопросов о деньгах. Однако с помощью дальнейшего анализа и повторения экспериментов они отвергли эти возможности. В результате они заключили, что повышенная нечестность является именно чертой, прививаемой корпоративной культурой этих организаций. Исследователи отмечают, что честность особенно важна в сфере финансов, так как она напрямую влияет на повышение доходности банка и на экономику в целом. В будущем они собираются провести подобную проверку в банках, которые ввели в корпоративную программу тренинги по этике, и сравнить ее результаты с уже имеющимися.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Важны не намерения, а потенциал» Далее в рубрике «Важны не намерения, а потенциал»НАТО обдумывает сотрудничество с Украиной, а пресс-секретарь президента РФ требует гарантий и грозит «принять меры предосторожности» Читайте в рубрике «В мире» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»Сооснователь IT-гиганта представил в Технопарке МФТИ настоящий гоночный болид «Формулы-1» Станислав Протасов: «Технологии Acronis спасают миллионы»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
20 ноября 2014, 12:34
А у меня знакомый работал "банковским обличителем" одно время - ездил по банкам и записывал на диктофон то как общаются с клиентами банковские сотрудники.
Только вот лично я подозреваю, что это сами хозяева банков таким образом вычисляли тех сотрудников, которые не умеют "грамотно развести клиента"....)
20 ноября 2014, 11:27
Согласен, у самого жена банковский работник - постоянно пытается что-нибудь, да соврать.
20 ноября 2014, 12:04
А у моей с этим проблем, ей тяжело работать в этой сфере, потому что все на вранье. Бывает даже такое, что в сложной ситуации приходится искать решение у вышестоящего начальства, которое при негативном развитии ситуации отнекивается от своих же указаний. Их разве что на диктофон записывать , что бы свою правоту отстоять.
19 ноября 2014, 23:49
Спасибо ученым, что они наконец рассказали простым людям, что банкиры врут...
20 ноября 2014, 12:31
Ага, то то ведь мы без них об этом и не догадывались))
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!