Новости – В мире












В мире
Аннексия по-исламистски

Беженцы в провинции Ниневия, 10 июня 2014 года. Фото: Safin Hamed / AFP / East News
После захвата второго по величине иракского города Мосул боевики-исламисты подошли к крупному нефтезаводу; из региона сбежали уже около 500 тысяч человек
11 июня, 2014 15:37
8 мин
Боевики-исламисты из организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL), захватившие на прошлой неделе второй по величине иракский город Мосул, взяли под свой контроль город Байджи в 200 километрах к северу-западу от Багдада. В Байджи расположен крупный нефтеперерабатывающий завод.
Тяжелые бои между войсками под руководством шиитского правительства Багдада и боевиками суннитского ISIL вспыхнули в Мосуле утром 7 июня. В течение четырех дней исламистам удалось отбросить правительственные силы: сейчас, передает Reuters, столкновения фактически прекратились, а город вместе с аэропортом и другими стратегическими объектами перешел под контроль исламистов. Местный командный центр иракских войск подтвердил, что «армия и полиция покинули свои позиции, и теперь их полностью контролируют террористы ISIL». Город пришлось покинуть и губернатору провинции Атиле Ниджаифи.
По данным агентства, сейчас над большинством правительственных зданий в городе развеваются черные флаги ISIL, а на улицах можно обнаружить множество тел погибших солдат и полицейских. Захватив город, боевики освободили всех заключенных из местной тюрьмы — в общей сложности около трех тысяч человек. «Мы не можем победить их, не можем. Они хорошо натренированы на уличные бои, а мы нет. Нам нужна целая армия, чтобы выгнать их из Мосула. Они как призраки: появляются, чтобы выстрелить и исчезнуть в считаные секунды», — рассказал Reuters один из офицеров.
После наступления боевиков на провинцию Ниневя тысячам семей пришлось бежать, в основном на север, к Курдистану, где этнические курды Ирака имеют автономию и собственные дисциплинированные крупные вооруженные силы. «Мосул сейчас похож на ад. Там повсюду огонь и смерть», — рассказала уезжающая вместе со своими детьми местная жительница Амина Ибрагим.
По данным источников «Международной организации миграции» в правительстве провинции Ниневия, свои дома покинули около 500 тысяч иракцев, опасавшихся всплеска насилия после захвата города боевиками. Поскольку в городе действует комендантский час и запрет на передвижение на транспорте, многим местным жителям пришлось бежать пешком. Семьи из Могула двигаются в трех направлениях — пытаются скрыться в преимущественно нежилом восточном береге города, бегут к дальним частям Ниневии либо пытаются достигнуть Курдистана. Но чтобы попасть в последний, беженцы должны иметь там родственника или спонсора, который сможет получить для них разрешение на въезд.
Правозащитники отмечают, что иракцы, решившие остаться в городе, страдают от нехватки еды, питьевой воды и электроэнергии: в результате бомбардировок были разрушены важные объекты инфраструктуры, в частности главная водонапорная станция.

Горящий автомобиль иракских сил безопасности в Мосуле, 10 июня 2014 года. Фото: AFP / East News
Горящий автомобиль иракских сил безопасности в Мосуле, 10 июня 2014 года. Фото: AFP / East News
11 июня боевики продвинулись на юг, к крупному нефтеперерабатывающему заводу у города Байджи. По словам источников Reuters в иракских спецслужбах, исламисты не стали открыто атаковать его, вместо этого предварительно отправив на переговоры примерно с 250 охранниками делегацию местных племенных вождей, которые должны были убедить их сдать завод. Источники агентства утверждают, что охранники дали свое согласие при условии, что им разрешат безопасно добраться до другого города. Министр нефти Ирака Абдул Карим Луаиби, в свою очередь, утверждает, что нефтяным объектам ничего не угрожает.
Позже, по данным агентства, в город с населением около 200 тысяч человек въехали около 60 автомобилей боевиков, которые отправились к тюрьме и освободили заключенных. По пути они подожгли один из отделов полиции и здание суда. Как рассказал местный житель Джасим Аль-Каси, предварительно они сделали предупреждение местным полицейским и солдатам, посоветовав им не оказывать сопротивление. «Вчера на закате некие боевики связались с самыми видными шейхами племен из Байджи по мобильному телефону и сказали им: „Мы придем, чтобы умереть или взять Байджи под контроль, поэтому мы советуем просить ваших сыновей из полиции и армии сложить оружие и ретироваться до вечерней молитвы“», — пояснил он.
Свою обеспокоенность произошедшим уже высказали США и ООН. Пресс-секретарь Госдепа Джен Псаки назвала ситуацию чрезвычайно серьезной, что свидетельствует об ухудшении безопасности в стране в целом. Генсек ООН Пан Ги Мун, в свою очередь, призвал «всех политических лидеров продемонстрировать национальное единство против стоящих перед Ираком угроз, которые могут быть устранены только на основе конституции и в рамках демократического политического процесса».
В конце апреля в Ираке прошли парламентские выборы, по итогам которых большинство мест заняла коалиция «Правительство закона» во главе с премьер-министром Нури аль-Малики, исповедующим ислам шиитского толка. При этом на западе Ирака и на востоке Сирии существует квазигосударственное образование Исламское государство Ирака и Шама, сторонники которого являются суннитами.
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко считает, что взятие Мосула и провинции Ниневия — это один из этапов расширения Исламского государства Ирака и Шама, куда входит множество как сирийских, так и иракских городов и даже целых провинций, в том числе Эракка, Джраблус, Дейр эз-Зор и Салах ад-дин.
«Исламское государство Ирака и Шама может соперничать и соперничает даже с двумя правительствами: с одной стороны, с Нури аль-Малики, а с другой — с Башаром Асадом (президент Сирии. — РП). Многие исследователи считают, что в самое ближайшее время они объявят о создании исламского халифата, но я считаю, что исламское государство существует там уже давно. Города, которые попали под контроль этого квазиобразования, представляют собой исламские эмираты, в которых организовывается по шаблонам исламского шариата социальная, политическая, культурная и экономическая жизнь», — пояснил эксперт «Русской планете». По его словам, по шариатским законам действует в Исламском государстве Ирака и Шама и правосудие — как утверждает арабист, там «чуть ли не ежедневно рубят руки, головы, распинают людей за какие-то преступления».
Как отметил Игнатенко, в этих исламских эмиратах происходит насильственная мобилизация молодежи в армию, а также плотная работа с детьми для создания резерва боевиков для расширения квазигосударства.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости