Новости – В мире












В мире
Американские базы попросили на выход

Полицейский патрулирует территорию вблизи военно-морской базы в Панаме. Фото: Arnulfo Franco / AP
Американцы могут потерять военные базы в Латинской Америке
10 апреля, 2015 16:13
4 мин
Сегодня в Панаме открывается саммит Союза южноамериканских наций — аналог ЕС в Латинской Америке. Он обещает стать самым громким за долгое время своего существования. Генсек Союза южноамериканских наций Эрнесто Сампер накануне призвал южноамериканских участников форума вывести со своих территорий все военные базы США. Это заявление можно было бы воспринять как очередное демагогическое высказывание горячего южноамериканского лидера, если бы не определенные тенденции, свидетельствующие, что влияние США в регионе, который они считали своим еще за сто лет до обретения мировой гегемонии, неуклонно падает.
Доктрина Монро
Политика США в отношении стран Латинской Америки была выработана еще в первой четверти XIX века. В 1823 году пятый президент США Джеймс Монро в обращении к Конгрессу страны провозгласил новые принципы внешней политики страны. Он объявил, что считает восточное полушарие вотчиной европейских стран, отметив, что американцы не будут вмешиваться в дела европейских государств в Европе, Азии и Африке. Взамен американское правительство обещало рассматривать любую попытку европейцев «распространить свою систему на любую часть западного полушария, как представляющую опасность американскому миру и безопасности». Таким образом, американцы потребовали от европейских держав не вмешиваться в дела молодых государств Латинской Америки, которые, по мнению Монро, становились объектом американских притязаний. Свое влияние в регионе США поддерживали не только за счет обширной сети военных баз, которых на данный момент там больше двадцати, но и благодаря контролю над финансовой системой и политическими элитами латиноамериканских государств.
Первый серьезный удар по американской гегемонии нанес СССР, в 50-х годах XX века активно экспортировавший в регион социалистические идеи, которые быстро приобретали популярность в обширных бедных слоях населения. В 60-х случилась революция на Кубе, потом в Сальвадоре, Никарагуа, а в Чили, Аргентине к власти пришли «левые» правительства. Регион быстро превратился в горячую точку на мировой карте, а в 1962 году едва не стал отправной точкой для Третьей мировой войны. Противоборство двух колоссов, США и СССР, в Латинской Америке продолжалось вплоть до падения Союза, что привело к краху многих коммунистических режимов из-за исчезновения источника финансирования. Казалось бы, после крушения своего главного конкурента США должны были серьезно упрочнить свое влияние в регионе, однако этого не произошло.
Латиноамериканская альтернатива
«США уже 10 лет не уделяют внимания жизни Латинской Америки, — отмечает академик РАЕН доктор исторических наук Николай Марчук, — их внимание с начала 2000-х годов сместилось в Азию, на Ближний восток и в Китай, из-за чего произошло ослабление американских позиций на континенте».
Причин ослабления американского влияния много. В том числе усталость местных элит от постоянной борьбы разных крупных игроков за влияние в Латинской Америке. Все это вызывает желание самостоятельно заняться собственными проблемами. Сейчас, впервые за долгое время, в регионе появились реальные претенденты на гегемонию, прежде всего Бразилия, которая серьезно экономически усилилась за последние годы. «Бразильцы совместно с Аргентиной, другим южноамериканским тяжеловесом, а также Парагваем и Уругваем создали МЕРКОСУР — субрегиональный торгово-экономический союз, который постепенно распространяет свое влияние на соседние страны. В него уже вступили Боливия и Чили, проявляют заинтересованность Перу и Эквадор», — рассказывает Марчук. Бразилия входит в БРИКС, объявила о своем вступлении в Азиатский банк структурных инвестиций, что для нее является шагом в сторону от американского контроля. Вступить в БРИКС жаждет и соседняя Аргентина. Правда, разговоры о ее членстве в организации в этом году были отложены еще на год, но само стремление также подчеркивает общее направление мыслей нынешнего руководства страны.
«Даже ближайшие союзники США, Колумбия и Чили, обиженные из-за того, что в начале 2000-х Вашингтон их "бросил", сейчас начинают потихоньку привыкать», — отмечает эксперт. И вот уже бывший колумбийский президент Эрнесто Сампер выступает с откровенно антиамериканским заявлением о выводе военных баз США из региона.
«Настал прекрасный момент для новой повестки в отношениях Латинской Америки и США. Больше не должно быть никаких военных баз США в Южной Америке. Это относится к эпохе холодной войны», — цитирует нынешнего генсека Союза южноамериканских наций LaRed21.

Эрнесто Сампер
Эрнесто Сампер. Фото: David Mercado / Reuters
Заявление было сделано после того, как Белый дом объявил Венесуэлу «необычной и чрезвычайной угрозой» для национальной безопасности США, что вызвало единодушное возмущение во всей Латинской Америке. Вашингтон оказывает давление на Каракас в связи с многочисленными акциями протестов против нынешнего президента Николаса Мадуро, связанных с тяжелой экономической ситуацией в стране. «Большинство стран Латинской Америки восприняли введение санкций против Венесуэлы как оказание давления на суверенное государство, некоторые идут еще дальше и хотят включить в итоговую декларацию встречи требования отменить санкции», — отметил Марчук. По мнению эксперта, США, конечно, в любом случае наложат вето на подобное предложение, но такие тенденции не могут их не беспокоить. Особенно тенденция к объединению стран региона. В конце 2011 года было создано Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, объединившее 33 страны региона без участия США и Канады. Это также подчеркнуло стремление стран-участников начать решать свои проблемы без Вашингтона.
В этом свете американо-кубинское сближение — единственное светлое пятно для Белого дома в Южной Америке, однако и здесь трудно предсказать, чем закончатся переговоры.
Кроме того, пока в странах Латинской Америки огромное количество внутренних проблем, чтобы они могли концентрироваться на внешнеполитических вопросах. «Проблемы есть в Бразилии, где проходят масштабные акции протеста против нынешнего президента Дилмы Русеф, то же самое происходит в Аргентине, где у населения есть серьезные нарекания к политике правительства. Поэтому эти страны пока не готовы взять на себя роль регионального лидера», — считает Марчук.
Крадущийся тигр, затаившийся дракон
«Между тем на смену ослабевшему американскому влиянию в регион приходят новые игроки. Это и европейские страны, и страны Юго-Восточной Азии, и даже Иран, который активно начинает принимать участие в инвестиционных проектах в той же Аргентине. Но наиболее крупным инвестором, конечно же, становится Китай», — отмечает Марчук.
В начале января председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай готов вложить в следующие 10 лет $250 млрд инвестиций в страны Латинской Америки. Такое сотрудничество, по мнению заместителя директора института Латинской Америки РАН Владимира Сударева, является взаимовыгодным для обеих сторон. «Китай, нуждающийся в природных ресурсах, покупает нефть у Венесуэлы, медь у Перу и Чили и соевые бобы у Аргентины и Бразилии. В обмен на это страны Латинской Америки получают многомиллиардные китайские инвестиции в свою экономику и долгосрочные кредиты», — рассказывает политолог. «Китай участвует в крупных экономических проектах, в том числе в строительстве нового канала между Тихим океаном и Атлантикой в Никарагуа, который по пропускной способности должен обойти Панамский канал, контролируемый США, — добавляет Марчук, — и пока ни одна из сторон, даже Вашингтон, не могут тягаться с финансовыми возможностями китайцев, что приводит к усилению позиций Пекина в регионе».
Российская же сторона из-за финансовых сложностей вынуждена ограничиться поставкой вооружений в отдельные страны региона, а также разработкой отдельных проектов, в том числе и в нефтегазовой области, считает Марчук. Нельзя сказать, что наши позиции в регионе слабеют, но и их улучшение тоже идет очень медленно. С ним согласен и Сударев. Если раньше, еще в советские годы, на экспорт в Латинскую Америку шли определенные идеи, которые играли основную роль в продвижении советского влияния, то теперь поставлять из этой области нам нечего, отмечает эксперт. Впрочем, это общая черта российской внешней политики последних лет. Ставя себе актуальные задачи, мы пока не имеем в арсенале достаточного количества средств для их достижения.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости