Африка пытается встать на крыло
2 мин чтения
Самолет AHRLAC. Фото: Mujahid Safodien / AFP / East News

Самолет AHRLAC. Фото: Mujahid Safodien / AFP / East News

Нигерия и ЮАР пытаются построить первый за долгое время самолет на континенте

Первый самолет, не предполагающий использования импортных запчастей, разработан Нигерийским институтом авиационных технологий (НИАТ). Проект создания легкого учебно-тренировочного самолета Farawa 2 может стать прорывом в африканском авиастроении, но ему угрожает нехватка финансирования.

Как сообщает Defense News, новая машина призвана прийти на смену устаревшим моделям Air Beetle-18 — модификации американского легкого самолета RV-6. Их начали собирать в 1989 году на нигерийских заводах из деталей, закупленных в США. Сейчас они нередко выходят из строя, а запчастей для их починки не хватает.

Farawa 2 спроектирован с учетом местной специфики, в частности погодных условий Западной Африки, уверяют разработчики. Все детали будут производиться внутри страны, в самом проекте учтены недоработки Air Beetle-18, например, слишком высокая температура двигателя и некомфортные сидения для пилотов.

Впрочем, самолет не проходил еще ни одного летного испытания, а его дальнейшая разработка и запуск в серийное производство потребует огромных денежных затрат, отмечает глава НИАТ вице-маршал авиации Тони Адокву. Необходимых средств у командования ВВС Нигерии, курирующего работу научно-исследовательского института, пока нет.

В парламенте Нигерии рассматривается закон об отдельной программе финансирования НИАТ вне бюджета ВВС. «Если закон будет принят, мы сможем разработать больше технологий для борьбы с повстанцами внутри страны», — подчеркнул Адокву. В последние месяцы в Нигерии участились вооруженные столкновения правоохранителей с боевиками исламистского движения «Боко Харам».

Если финансовая проблема не будет решена, Нигерия рискует уступить «авиагонку» ЮАР. В конце июля южноафриканцы успешно испытали прототип легкого штурмовика AHRLAC. Это первый боевой самолет, полностью разработанный и построенный в Африке, отметил председатель правления компании-разработчика Paramount Group Айвор Ичиковиц. Легкий самолет может использоваться в миротворческих и разведывательных миссиях.

По словам Ичиковица, которые приводит сайт African Spotlight, компания уже получила зарубежный заказ на 50 AHRLAC, каждый из которых стоит $10 млн. Топ-менеджер не стал называть страну, проявившую интерес к самолету.

Построенный в ЮАР самолет очень простой и рациональный, отмечает главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника», эксперт по военной авиации Иван Кудишин. «Нижняя поверхность его фюзеляжа представляет собой отделяемую панель, в которой можно разместить все что хотите. Для разведки можно поставить оптико-электронную начинку, если хотите сделать из него "ганшип" — найдется место для бомбового отсека, подвижной пушки, неуправляемых ракет», — описывает эксперт достоинства южноафриканского штурмовика.

Как говорит Кудишин, Farawa 2 и AHRLAC редкие, но не первые достижения африканского авиастроения: «В 1950-е годы немецкий авиаконструктор Курт Танк, в частности сделавший военный истребитель "Фокке-Вульф" FW-190, предлагал услуги ряду стран. Он отметился в Аргентине, а затем и в Египте. Там под руководством этого "белого сахиба" был создан первый в стране реактивный самолет "Хэлуан". 

В ЮАР давно существует конструкторская школа воздушной военной техники, напоминает эксперт. «Там есть интереснейшая разработка — ударный вертолет "Руиволк", признанный одним из лучших вертолетов в мире, хотя пока существует в количестве всего 14 штук. Он только недавно получил боевое крещение в составе миротворческих войск ООН, разнеся в пух и прах каких-то местных партизан», — поделился он в беседе с «Русской планетой».

Вместе с тем авиастроение в Африке хоть как-то развито только в Египте и ЮАР, подчеркивает Кудишин. «Страны вроде Алжира, Мали и Конго гоняют свои самолеты для техобслуживания на фирму-изготовитель. Они не доверяют своим рабочим даже гайки крутить», — резюмирует эксперт.

Несмотря на крайне низкий уровень развития авиастроительной области, африканские умельцы не оставляют попытки самостоятельно собрать собственную модель самолета и вертолета. Зачастую собранные из старых деталей машины даже не отрываются от земли, но существуют и успешные проекты.

В 2007 году из отслуживших машин, мотоциклов и даже частей разбившегося в местных краях «Боинга-747» собрал вертолет нигерийский студент Мубарак Мохаммед Абдуллахи. «Когда я рассказал друзьям о своем проекте, они посмеялись надо мной и сказали, что только белые люди могут строить такие вещи», — цитировало «Би-би-си» изобретателя. Его вертолет смог подняться в воздух, хотя не смог преодолеть потолок в два метра.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Смартфон против браконьера Далее в рубрике Смартфон против браконьераСтарые телефоны, оборудованные солнечными батареями, позволят предотвратить незаконную вырубку тропических лесов Читайте в рубрике Культ дяди ФедораАлександр Грин больше не главная вятская гордость. На пьедестал лучшего из земляков взошел Федор Шаляпин. Как происходило рождение исторического мифа Культ дяди Федора
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
19 августа 2014, 20:48
Боже мой, как все запущено....
19 августа 2014, 12:12
Президент ЮАР шаманист и насильник, в Нигерии идет гражданская война между мусльманами и христианми, и тут самолет, откуда он мог появится в этих джунглях
19 августа 2014, 12:25
Забываете, что многие африканцы получали образование в СССР и потом, в России. Вот оттуда у них там и вся цивилизация пошла.
19 августа 2014, 15:39
Если бы они еще это помнили,а то смотрят все все равно в рот америке.
19 августа 2014, 20:48
Америка снабжает их дешевым барахлом и примитивной ГМО-продукцией - вот они и ведутся.
19 августа 2014, 11:13
На какие деньги Нигерия строит самолеты,на зарплаты уволенных тысяч врачей???
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!