По состоянию на 1 июня 10:35
Заболевших414 878
За последние сутки9 035
Выздоровело175 877
Умерло4 855
В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

«Гибрид “Конкорда”, рельсотрона и аэрохоккея»

Из Москвы до Питера за полчаса: калифорнийский изобретатель-миллиардер Элон Маск представил принципиально новый вид транспорта

Елена Коваленко
13 августа, 2013 18:41
4 мин

Эскиз Hyperloop. Изображение: Tesla Motors / AP

Калифорнийский изобретатель, руководитель компаний SpaceX, Tesla и Solar City (а по словам режиссера Джона Фавро – еще и прототип Тони Старка в экранизациях комикса о Железном человеке) Элон Маск анонсировал в своем блоге проект высокоскоростного общественного транспорта будущего. Концепт Hyperloop (дословно «Гиперпетля») представляет собой замкнутый в петлю над землей тоннель с пониженным давлением, внутри которого со скоростью до 1200 км/ч перемещаются пассажирские кабины.
В среду инженер выложил pdf-файл с описанием альфа-версии Hyperloop на официальных сайтах Tesla и SpaceX;  о подробностях проекта он рассказал во время телефонной пресс-конференции для американских СМИ.
Система наземного высокоскоростного транспорта должна соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес (около 600 км, такое же расстояние разделяет Москву и Санкт-Петербург). Питающиеся от солнечных батарей ударопрочные капсулы будут преодолевать путь между двумя крупнейшими мегаполисами Калифорнии за полчаса. Для сравнения, полет на самолете по этому же маршруту занимает 1 час 15 минут, поездка на автомобиле – пять с половиной часов, а высокоскоростной поезд между двумя городами, запуск которого запланирован правительством штата, будет находится в пути 2 часа 40 минут.
Ориентировочная стоимость пассажирского варианта Hyperloop, который Маск описал как «гибрид Конкорда, рельсотрона и аэрохоккея», составит $6 млрд; вариант, предусматривающий также транспортировку автомобилей, оценивается в $10 млрд.
«Вы просто заезжаете, и капсула отправляется», – рассказал он в интервью Bloomberg Businessweek.
Каждая алюминиевая капсула, мчащаяся внутри стальной полой трубы параллельно, будет вмещать 28 пассажиров. Трубы будут установлены на колоннах с интервалами 45 или 90 метров. Такая опорная система позволит провести Hyperloop по частным землям с минимальным ущербом для собственников.
Эскиз Hyperloop. Изображение: Tesla Motors / AP
Эскиз Hyperloop. Изображение: Tesla Motors / AP
Для набора и сброса в Hyperloop будет использоваться магнитный линейный двигатель, напоминающий рельсовый ускоритель. Сначала преобразователь электрической энергии в кинетическую разгоняет капсулу, а при подъезде к пункту назначения останавливает, накапливая преобразованную из кинетической электрическую энергию (очевидно, по принципу рекуперативного торможения (KERS)). Проект также предусматривает аварийную систему остановки.
Даже в час пик капсулы будут отходить каждые тридцать секунд.
«Безопасное расстояние между капсулами составляет примерно 5 миль, так что всего будет около 70 капсул между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, отходящих каждые 30 секунд. Это как прокатиться на «Космической горе» в Диснейленде», –  сказал Маск, отметив, что перегрузка в кабинах практически не будет ощущаться.
Строительство всего комплекса займет от 7 до 10 лет. В соответствии с планом, Hyperloop будет перевозить около 7 миллионов пассажиров ежегодно.
Маск называет Hyperloop принципиально новым видом транспорта – пятым после самолетов, поездов, автомобилей и кораблей. Изобретатель заинтересовался проблемами общественного транспорта после того, как разочаровался в $68-миллиардном проекте высокоскоростной железной дороги California High Speed Rail, которая должна связать Сан-Диего и Сакраменто в 2039 году, и строительство которой лоббирует губернатор Калифорнии Джерри Браун.
«Когда калифорнийский «высокоскоростной» поезд одобрили, я был порядком разочарован, как и многие другие, насколько я знаю. Как так вышло, что родина Силиконовой Долины и Лаборатории Реактивного Движения, где делаются невероятные вещи, вроде индексирования всего мирового знания и приземления роверов на Марс, строит скоростной поезд, который одновременно является самым дорогим за милю пути и самым медленным на свете?»,  – написал миллиардер в своем блоге.
По словам Маска, Hyperloop спроектирован для маршрутов не более 1,5 тысяч километров. На таких расстояниях Hyperloop имеет большое преимущество перед самолетами, требующими времени на взлет и посадку.
«Он имеет смысл для Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, Нью-Йорка и Вашингтона, Нью-Йорка и Бостона. На расстояниях больше 1000 миль стоимость трубы становится непомерно высокой, да и никто не захочет труб во все стороны. Вам не понравится жить в Стране Труб», –
пошутил изобретатель.
Между тем, реализация проекта остается под вопросом: неясно, одобрит ли правительство штата идею Маска, и возьмутся ли частные компании за ее воплощение. Сам инженер отказался строить Hyperloop, сославшись на крайнюю занятость в своих компаниях SpaceX и Tesla. По его словам, создание только прототипа займет 3 или 4 года, причем часть этого времени неизбежно уйдет на адаптацию руководителя к новому проекту – и то при условии, что за разработку возьмется «правильный» менеджер, пишет The Verge.
«Если бы это было моим главным приоритетом, я бы справился, наверное, за год или два», – сказал Маск.
Тем не менее, во время пресс-конференции в понедельник он не исключил, что сам спроектирует прототип, а также заявил, что готов вложить в проект свои личные деньги.
Не все разделяют оптимизм Маска. Американский физик Джим Пауэлл, один из создателей маглева (поезд на магнитной подушке, движимый силой электромагнитного поля – РП) и основатель компании Maglev 2000, уверен, что система будет крайне уязвимой и незастрахованной от терактов и несчастных случаев, передает Reuters.
«Наибольшая проблема – идея низкого давления в трубе с точки зрения террориста. Все, что нужно сделать едущему по хайвею террористу, это съехать на обочину, бросить взрывчатку – и все в трубе умрут», –
сказал физик, ознакомившись с презентацией Hyperloop.
По его мнению, Маск также пренебрег некоторыми необходимыми расходами. Так, с системой постоянного мониторинга давления внутри транспортной трубы стоимость проекта удвоится и приблизится к $12 млрд.
Маск является создателем системы PayPal. Его компания Tesla Motors создала наиболее эффективные на данный момент электромобили и сеть зарядных станций, разбросанных по всей Северной Америке. Другая компания Маска – SpaceX – построила единственный в мире транспортный космический корабль Dragon, способный возвращаться на землю; SpaceX также активно сотрудничает с NASA и запускает ракеты-носители Falcon.
Рацпредложения и пожелания к проекту Hyperloop Маск просит присылать на адреса hyperloop@teslamotors.com   или hyperloop@spacex.com.
темы
4 мин