В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Щедрая Россия

Россия простила очередной крупный госдолг — Кубе списали $ 29 млрд

Елена Коваленко
10 декабря, 2013 14:22
2 мин

Фото: Javier Galeano / AP

Россия достигла соглашения с Кубой об урегулировании задолженности, согласно которому 90 % долга времен СССР, который составляет $ 32 млрд, будет списано. Об этом во вторник сообщило агентство Reuters со ссылкой на российских и европейских дипломатов. Таким образом, сумма списания составит $ 29 млрд. Остальная сумма в $ 3,2 млрд должна быть выплачена равными траншами в течение 10 лет.
Разговоры о реструктуризации долга велись около двадцати лет, но в феврале 2013 года стало известно о намерениях России простить кубинцам часть задолженности. В начале 2013 года полностью простила Кубе долги и Монголия. Япония согласилась простить Кубе 80 % задолженности, около $ 1,3 млрд.
Начиная с 2000 года Россия простила более $ 110 млрд долгов различным странам. Последний долг, который наша страна решила реструктурировать, составлял $ 500 млн и принадлежал Киргизии. Соглашение было достигнуто в мае 2013 года.
В 2000 году Россия списала $ 9,5 млрд Вьетнаму, в 2001-м — $ 3,8 млрд Эфиопии (в 2005 году списали оставшиеся $ 1,1 млрд), в 2003 году мы простили Монголии $ 11 млрд, а в 2010-м — еще $ 180 млн этой стране.
В 2003 году Россия и Лаос заключили соглашение о списании 70 % долга в $ 1,3 млрд. — $ 960 млн. В 20052007 годах были списаны долги Сирии, Алжиру и Афганистану на $ 10, $ 4,7 и $ 11,1 млрд соответственно.
В 2000 году Вьетнаму было списано 86 % долга из $ 11 млрд — $ 9,5 млрд. В августе 2012 года Россия согласилась списать КНДР 90 % долга (около $ 10 млрд).
Списывая долги другим странам, Россия сама остается должником по внешним займам. Общий госдолг России, включая обязательства бывшего СССР, по информации Минфина, на 1 ноября 2013 года составляет $ 55,8 млрд.
Экономисты сходятся во мнении, что подобная политика государства по прощению долгов может быть объяснена тем, что добиться выплат от развивающихся стран все равно практически невозможно.
«С Кубой никак не удавалось добиться соглашения. Это одна из стран такого же типа, как Вьетнам, Монголия и Афганистан. Реально получить эти долги все равно невозможно», — объясняет главный научный сотрудник института экономики РАН Борис Хейфец. Однако он уточняет, что далеко не все наши должники бедные страны, не способные расплатиться. В некоторых случаях мы вынуждены были списывать долги по другим причинам.
«Помимо прочего есть и политический фактор. Долги Ираку мы списали под давлением США, хотя Ираку было чем расплатиться с нами. То же самое и с Ливией. Она нас обвинила в том, что мы подключились к эмбарго, поэтому она и прекратила выплату долга. С Алжиром мы, например, договорились, что спишем их долг, но они в ответ должны купить у нас вооружение. Списание этого долга стимулировало развитие российского экспорта. Но там возникли проблемы, когда мы умудрились поставить некачественное вооружение, и они в итоге отказались от поставок», — рассказывает Хейфец «Русской планете».
Списание долгов развивающимся странам — распространенная практика в мире. В середине нулевых министры финансов стран «Большой восьмерки» заключили соглашение о полном списании около $ 40 млрд долгов 18 беднейшим странам мира: Бенину, Боливии, Буркина-Фасо, Гайане, Гане, Гондурасу, Замбии, Мавритании, Мадагаскару, Мали, Мозамбику, Нигеру, Никарагуа, Руанде, Сенегалу, Танзании, Уганде и Эфиопии. Россия занимает первое место по списанию долгов странам Африки, говорил глава МИД РФ Сергей Лавров в мае этого года на приеме для глав дипломатических представительств африканских государств в Москве.
«Мы же себя позиционируем как мощную экономическую державу. После саммита "Большой восьмерки" в 2006 году мы стали уже закладывать бюджеты на помощь и развитие других стран по односторонним и двусторонним программам. Мы действительно являемся мощной державой. Мы разворовываем на саммитах АТЭС, Олимпиадах и других мероприятиях на порядок больше. Другое дело, что помощь эта неэффективная. Ее бы перенаправить в Центральную Азию, ту же Киргизию, а не в Африку», — заключает Борис Хейфец.
 
темы
2 мин