В мире
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
В мире

Cookie перестанут следить за пользователями

Но рекламные агентства уже используют новые методы слежки в сети

Елена Коваленко
20 июня, 2013 17:47
3 мин

Баннер Firefox в офисе компании Mozilla в Лондоне. Фото: Rob Hawkes

Центр интернета и общества в Стэнфордском университете объявил о запуске программы Cookie Clearinghouse («Центр обмена информацией о куки»), цель которой защитить пользователя от слежки в сети, сообщается в пресс-релизе исследовательского центра. Проект поддержали разработчики популярных веб-браузеров Firefox и Opera.
Куки (Cookie) — небольшой фрагмент кода, сохраняемый интернет-сайтами на компьютере посетителя (в рабочих данных веб-браузера) для последующей его идентификации. Самый простой пример применения куки — это галочка «запомнить меня», которую можно установить при авторизации в различных сервисах. Именно благодаря куки пользователю не придется некоторое время после этого вводить пароль. Однако у куки есть и менее полезные для конечного пользователя применения — с их помощью можно отслеживать активность человека в интернете, составлять профиль его интересов, и так далее. Множество компаний собирает такие данные и предоставляет рекламным агентствам возможность «таргетирования» рекламы — показа конкретных сообщений только подходящим пользователям. Таким образом, огромный массив информации о вас, которую вы прямо никому не предоставляли, является объектом купли-продажи на рынке рекламы.
В 2011 году некоммерческий фонд Mozilla включил в разрабатываемый им браузер Firefox поддержку HTTP-заголовка Do Not Track («Не следить»), впервые предложенного еще в 2009 году. Эту команду веб-браузер должен был, по указанию пользователя, посылать веб-сайтам, прося их отключить слежку. Позже этот функционал был добавлен и в другие браузеры. Однако сам стандарт по сей день не зафиксирован. Орган, отвечающий за стандартизацию в Сети — W3C (World Wide Web Consortium — «Консорциум Всемирной паутины») — в данный момент, с опозданием в 18 месяцев, завершает принятие стандарта, однако, судя по всему, он окажется нежизнеспособным. Поэтому Стэнфорд и Mozilla предложили альтернативу.
Стэнфордский проект Cookie Clearinghouse состоит в создании общедоступной базы данных распространителей куки и моделей поведения вебсайтов. Идея заключается в том, чтобы браузер мог гибко реагировать на куки, присылаемые третьей стороной — а именно так, чаще всего, осуществляется несанкционированная слежка за пользователем. Ранее компания Apple в своем браузере Safari ввела функцию полного запрета на такие сторонние куки. Аналогичное решение до недавних пор рассматривали и в Mozilla, однако в итоге отказались от него из-за многочисленных ложных срабатываний.
По идее, Cookie Clearinghouse позволит победить таргетированную рекламу и слежку за пользователем без особого вмешательства последнего. Естественно, это вызывает беспокойство у участников рекламного рынка. Washington Post приводит слова президента Interactive Advertising Bureau (организации, поставляющей изданию рекламу) Рэндалла Ротенберга: «В этой производственной цепочке на кону стоят миллиарды долларов и десятки тысяч рабочих мест». По мнению бизнесмена, перемены, которые несет Cookie Clearinghouse, могут повредить интернет-коммерции, в особенности малому бизнесу.
Эксперты Forbes уже предсказывают смерть технологии веб-куки. Впрочем, дело тут не столько в новых методах фильтрации и защиты от слежки — как раз наоборот. Все большую популярность у рекламных агентств набирает технология Fingerprinting — «снятие цифрового отпечатка». Куки — не единственная информация, которую веб-сервер может получить от вашего браузера. Набор плагинов, разрешение экрана, часовой пояс, шрифты и множество других мелких, и, на первый взгляд, незначительных деталей позволяют идентифицировать пользователя почти так же точно, как отпечаток пальца. Кроме того, все эти данные, в отличие от куки, нельзя просто стереть, а достаточно умный алгоритм не только отследит изменения, скажем, в наборе плагинов и их версиях, но даже научится благодаря этому точнее вас обнаруживать. Оценить масштаб информации, передаваемой вашим браузером можно, например, благодаря специальному сервису фонда Electronic Frontier Foundation.
Стартап TapAd активно продает технологию снятия цифрового отпечатка. Рекламное агентство AdStack — одно из немногих, кто на сегодняшний день признается в применении технологии. Все-таки ее этическая сторона остается под вопросом. В базе данных AdSack — профили десятков миллионов пользователей. Основная услуга компании — рассылка электронных писем, содержание которых формируется в момент открытия. Таким образом рекламодатель может уже не только на веб-сайте, но и в письме показать получателю объявление, соответствующее его профилю и, скажем, времени дня или недавней активности пользователя. Скажем, утром вы получили рекламную рассылку, но не открыли ее. Позже вы поискали в интернете ресторан. Теперь, открыв сообщение, вы обнаружите специальное предложение от сети кафе. Эван Райзер, основавший AdSack в 2011 году, не испытывает угрызений совести, занимаясь несанкционированным сбором персональных данных пользователей. «Моя философия состоит в том, что если ты можешь сделать рекламу более релевантной, она становится в меньшей степени спамом, а в большей — контентном», — пояснил он Forbes.
Между тем, несанкционированный сбор информации о пользователях может нести вполне ощутимые последствия и в реальном мире. В США продавцы, оформляя покупку по кредитной карте, часто спрашивают почтовый индекс покупателя. Казалось бы, совершенно бесполезная информация — с тем же индексом живут десятки тысяч людей. Но только вы расплатились кредиткой, сообщив тем самым магазину свое имя. Почтовый индекс и имя позволяют найти точный адрес в многочисленных базах данных и начать засорять ваш почтовый ящик рекламными предложениями.
В России эта уловка не так популярна — чаще вас попросят указать полный почтовый адрес и даже прямо спросят разрешение на рекламную рассылку, скажем, при оформлении дисконтной карты. Однако и у нас исключения начали появляться. Например, с конца 2012 года российская сеть закусочных Burger King проводит рекламную акцию, собирая «анонимные» отзывы о своей работе. Однако при заполнении опросника пользователям предлагается указать уникальный номер кассового чека и почтовый индекс. Если вы расплатились кредитной картой, теоретически, компания имеет все необходимые данные для того, чтобы установить имя и адрес автора каждого отзыва. Вопрос в том, как она этим воспользуется.
темы
3 мин