Новости – В мире












В мире
50 оттенков красного

Фото: Василий Федосенко / Reuters
Как Майдан и события на востоке Украины рассорили шведских левых
9 июля, 2014 05:35
12 мин
«Русская планета» продолжает рассказывать, как в разных странах мира местные политические силы реагируют на конфликт между Россией и Украиной. Как и в Германии, в Швеции есть пророссийские организации, в основном на левом политическом фланге.
Шведские радикальные правые с отношением к Украине давно определились. Местных левых по-настоящему шокировала публикация фотографий известного неонациста Микаэля Скилта (Michael Skilt). 20 мая швед разместил в своем твиттере снимок, на котором он держит в руках снайперскую винтовку Драгунова, и пояснил, что записался добровольцем в батальон «Азов». Это подразделение входит в Национальную гвардию Украины. Оно, в частности, сражалось за Мариуполь с силами самопровозглашенной ДНР. 18 июня неонацист писал, что в случившейся в этот день перестрелке погибли пять «вооруженных комбатантов», еще 17 были ранены и 25 взяты в плен. Вместе со Скилтом в рядах «Азова» воюют еще два гражданина Швеции.

Микаэль Скилт. Источник: MikaelSkillt
Микаэль Скилт. Источник: MikaelSkillt
Скилту 37 лет, до событий на Украине он состоял в праворадикальной «Партии шведов» (Svenskarnas Partiet). В марте неонацисты из этой организации напали на участников феминисткой демонстрации. Тогда трое активистов левых движений получили ножевые ранения, а лидер антифашисткой околофутбольной группы Ultras Malmö Шован Шаттак (Showan Shattak) оказался в коме.
Внимание левых к возросшему в нацистской среде интересу к открытому насилию вполне объяснимо. Тем более их волнуют праворадикальные боевики, получающие реальный боевой опыт. В то же время среди самих левых нет единой позиции, как воспринимать происходящее на Украине.
Еще в 1860-е годы создатели Первого Интернационала (Интернационал сам возник из движения солидарности с восставшей в 1863 году Польшей) провозгласили, что международное рабочее движение не признает государственных границ. Российские народники, например Сергей Степняк-Кравчинский, принимали участие в повстанческих движениях на Балканах, а поляк (подданный Российской империи) Ярослав Домбровский был одним из самых известных защитников Парижской коммуны.
Относительно небольшая Швеция в вопросах международной солидарности старалась не отставать. Так, шведский анархист-террорист Антон Нильсон, организатор и исполнитель взрыва на корабле «Амальтеа» в 1908 году (на корабле жили штрейкбрехеры, нанятые во время забастовки докеров в городе Мальме), принимал участие в Гражданской войне в России, был летчиком. Из Советского Союза он уже вернулся убежденным троцкистом и всю свою долгую жизнь возглавлял разные коммунистические партии.

Антон Нильсон, исполнитель взрыва на корабле «Амальтеа». Источник: Sven Rosborn / wikimedia.org
Антон Нильсон, исполнитель взрыва на корабле «Амальтеа». Источник: Sven Rosborn / wikimedia.org
Современная Швеция мало похожа на то «почти социалистическое» государство (социалистическим его называли многие социал-демократические и даже коммунистические партии), которое существовало в 1970-80-е годы. Однако как парламентские, так и субкультурные левые здесь по-прежнему многочисленны и сильны.
Парламентская Левая партия (Vänsterpartiet) обозначила свою позицию по Украине, отказавшись в лице своего представителя Микаэля Густавссона (Mikael Gustafsson) голосовать в Европарламенте за резолюцию, осуждающую российскую оккупацию Крыма и интервенцию в Восточную Украину. Эту резолюцию Европарламент обсуждал в начале мая. Официальный отказ парламентских левых осудить действия российского руководства приобрел еще больший вес в связи тем, что на 25 мая были назначены выборы в этот орган.
Левая партия известна своей антиамериканской и антиизраильской позицией, ее члены — активные участники гуманитарной инициативы Ship to Gaza (Корабль в Газу). Активисты партии никак не объясняют, почему считают Палестину оккупированной территорией, а Крым — нет.
Можно предположить, что Левая партия по сложившейся традиции поддерживает национально-освободительные движения в Третьем мире, а в путинской России члены этой организации видят наследницу Советского Союза. Так или иначе, но со шведской и общеевропейской парламентских трибун левые клеймят позором «киевскую хунту» и весьма осторожны в критике действий Кремля.
Парламентские левые — далеко не все левые. Есть большое количество групп и организаций красного фланга, которые стоят в оппозиции к парламенту и Левую партию своими товарищами не считают.
Современное шведское леворадикальное движение имеет корни в движении солидарности с Вьетнамом, насчитывавшем в 1960-е и 1970-е годы десятки тысяч сторонников. Антиимпериализм и сейчас для большинства шведских леваков — неотъемлемая часть собственной идентичности. Но в случае с Украиной нет единого мнения по вопросу, кто в этом конфликте империалист.

Майкл Густавссон. Источник: vansterpartiet.se
Майкл Густавссон. Источник: vansterpartiet.se
Наиболее активную пророссийскую позицию занимают карликовые «классические» Коммунистическая партия и Шведская коммунистическая партия. Впрочем, в силу ничтожного количества членов их активность сводится к написанию прокламаций и заявлений.
Более многочисленная и активная троцкистская Социалистическая партия (Socialistiska Partiet) недавно объявила о начале сбора средств для украинской «Боротьбы». Эта организация активно поддерживает антикиевские силы, в том числе с оружием в руках.
«Боротьба» имеет репутацию сталинистской организации, и неизвестно, как бы отреагировал Троцкий на действия своих шведских последователей. Сами троцкисты так объясняют свое решение: «"Боротьба" сегодня не позволяет заставить себя замолчать, но она нуждается в международной поддержке, чтобы построить организацию, которая зажжет свет человеческого достоинства в сине-коричневой тьме, опустившейся на Украину».
Самая радикальная левая организация Швеции — «Революционный фронт» (Revolutionära fronten). За последние несколько месяцев нескольких участников этой группы приговорили к длительным срокам лишения свободы, в том числе за нанесение ножевых ранений националистам. Сами ревфронтовцы называют себя революционными социалистами и автономистами. 21 мая «Революционный фронт» в Стокгольме участвовал в манифестации «против распространения фашизма в Европе».

Манифестация «Революционного фронта» в Стокгольме против распространения фашизма в Европе, 21 мая 2014 года. Источник: страница «Революционного фронта» в Facebook
Манифестация «Революционного фронта» в Стокгольме против распространения фашизма в Европе, 21 мая 2014 года. Источник: страница «Революционного фронта» в Facebook
Один из активистов организации, выступая на митинге, охарактеризовал происходящее на Украине следующим образом: «Все демократические и социалистические устремления умерли, когда геополитика начала играть главную роль и Украина стала полем битвы между двумя сверхдержавами. В конце концов рабочий класс, представители которого борются, умирают, подвергаются преследованиям, вынуждены выбирать одну из сторон, между чумой и холерой».
Участник «Революционного фронта» в своем выступлении назвал обе основные стороны украинского конфликта фашистскими. Выход же, по его мнению, в объединении трудящихся в борьбе за свои классовые интересы. «Их чертова машина убийства будет уничтожена, когда мы организуем себя как класс и избавимся от этих чертовых паразитов». Эту позицию считают близкой большое число анархистов и леворадикалов в самой Украине. Информации о том, что кто-то из шведских революционеров отправился отстаивать на практике идеи объединения трудящихся и борьбы за интересы рабочего класса, пока нет.
25 мая генеральный секретарь профсоюза SAC (Sverige arbetarnas centralorganisation — Центральная организация рабочих Швеции) Лив Маренд выступила с докладом о ситуации на Украине. SAC — анархо-синдикалистский профсоюз с более чем столетней историей. Шведские анархо-синдикалисты официально взаимодействуют с украинской АСТ (Автономный союз трудящихся).

Лив Маренд. Источник: Snezana Vucetic Bohm / arbetaren.se
Лив Маренд. Источник: Snezana Vucetic Bohm / arbetaren.se
Лив Маренд сама была в Киеве, когда начались события на Майдане. По ее мнению, люди на Украине вышли на улицы протестовать против коррупции и произвола властей, но со временем националисты поставили протестное движение под свой контроль. Генеральный секретарь SAC рассматривал украинские события в контексте общеевропейской тенденции усиления ультраправых партий и движений.
Генеральный секретарь профсоюза SAC считает, что рост популярности «Правого сектора» на Украине, «Золотой зари» в Греции или «Национального фронта» во Франции — схожие явления. Но каких-либо практических советов, что конкретно нужно делать, Лив Маренд не дает.
В конце доклада она посоветовала собравшимся самим съездить на Украину и обещала помочь желающим это сделать. Слушатели, большинство которых молодежь неформального вида с дредами и «тоннелями» в ушах, на предложение отреагировали вяло.
Несмотря на то, что оценки событиям на Украине активисты разных левых организаций в Швеции дают противоположные, все они приходят почти к одинаковому результату. Резолюции и заявления, как и манифестации или презентации, проводимые в Стокгольме или Мальме едва ли могут помочь украинским трудящимся, к солидарности с которыми участники этих мероприятий призывают. На какие-то конкретные шаги отважилась пока только маленькая группка неонацистов, загнанных у себя на родине в Скандинавии в глубокое маргинальное подполье.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости