Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Единый крымский

«Русская планета» проверила, как работает «единый билет» из Москвы до Крыма, включающий в себя проезд на поезде, автобусе и пароме
Юлия Кошеляева
15 мая, 2014 06:03
7 мин
Пассажиров «Единого билета» встречают в порту Керчи. Фото: Юлия Кошеляева / «Русская Планета»
С 1 мая стартовали перевозки пассажиров в Крым в обход территории Украины по «единому билету», который дает право на проезд на железнодорожном, автомобильном и морском транспорте. Пассажиры, выбравшие такой способ перемещения, сначала добираются на поезде до Краснодара или Анапы, потом на автобусе до порта «Кавказ», далее паромом до Керчи, после чего снова автобусом до одного из населенных пунктов Крыма. Как сообщает РЖД, все виды транспорта состыкованы по времени и идут без дополнительных остановок.
Корреспондент «Русской планеты» на майские праздники решил проверить, насколько хорошо работает новая транспортная схема, попытавшись добраться по единому билету из Москвы до поселка Форос и обратно.
Путешествие в Крым начинается с очереди в железнодорожную кассу: к сожалению, купить единый билет через интернет невозможно, как и нельзя оплатить каждую из частей дороги по отдельности. На просьбу оформить проездной кассирша смущается, зовет начальство и долго пытается разобраться в непривычной многоступенчатой системе. Очень быстро вокруг нее собирается группа коллег, и после долгих совещаний совместными усилиями они добиваются успеха. Я получаю две квитанции: обычный железнодорожный билет до Краснодара и проездной «автобус-паром-автобус» до Ялты.
Цена билета на поезд стандартная, стоимость остального транспорта рассчитывается исходя из дальности расстояния и не превышает 830 рублей (стоимость проезда до самой дальней точки — Севастополя).
Двадцать часов в поезде, и в 5:45 утра я выхожу на платформу в Краснодаре. Парень в спортивном костюме цветов российского флага и с табличкой «Единый билет» в руках собирает вокруг себя пассажиров в Крым. Людей вокруг него совсем немного, маршрут еще не слишком популярен. Наконец, немногочисленная толпа отправляется в сторону автовокзала, по дороге подбирая пассажиров, прибывших более ранним поездом: их всего несколько человек, и отдельный автобус ради них отправлять не стали.
«Мне очень надо, а билета нет, — причитает немолодая женщина с множеством баулов, дергая парня с табличкой за рукав. — Купить не успела, возьми меня, хлопец, с вами. Я и стоя могу». Парень важно ухмыляется и обещает помочь.
На автовокзале нас поджидает микроавтобус, на лобовое стекло приклеен файл с напечатанной на принтере символикой «Единого билета». Водитель, пробуждаясь ото сна, рассказывает, что пока этим маршрутом ездит очень мало людей. В то же время, по его словам, он рад возможности «подхалтурить» на госзаказе: для некрупного частного перевозчика это возможность стабильного заработка до начала туристического сезона.
Микроавтобус стартует, не заполненный и наполовину, так что женщине с баулами удается за небольшую плату уговорить водителя взять ее с собой. Дорога пустая, на одной из главных улиц ее преграждает военная техника. По мнению водителя, ее перебрасывают на новое место в рамках подготовки к параду в честь Дня Победы. Три часа в пути, и мы оказываемся в порту «Кавказ». Для сравнения, поездка на рейсовом автобусе заняла бы около пяти часов, а по цене была бы сопоставима стоимостью всего билета Краснодар-Ялта.
Социальные сети и блоги обещали многокилометровые очереди на паром, но с утра его ожидает не более десятка машин. Маршрутка объезжает их по полосе, выделенной специально для общественного транспорта, и первой оказывается около здания Морского вокзала. Водитель долго созванивается с кем-то по телефону, мешая в ругани российский и польский мат. Через 10 минут из ворот таможенного поста порта выходит заспанный человек в штатском и велит охраннику пропустить нас внутрь.
Грузовые платформы в керченском морском порту. Фото Юлия Кошеляева / «Русская Планета»
Грузовые платформы в Керченском морском порту. Фото Юлия Кошеляева / «Русская Планета»
«Еще не все смены в курсе этой системы с единым билетом», — поясняет водитель. Пассажиры покидают автобус, выгружают вещи и, минуя бездействующий пропускной пункт таможни, заходят на паром.
Через Керченский пролив до недавнего времени ходило всего три парома, отправляясь из порта «Кавказ» и из Керченского морского порта каждый час. «Этого уже сейчас недостаточно, чтобы перевезти всех желающих. А что же летом будет? — жалуются автомобилисты. — При этом паром может по полчаса стоять в порту, не запуская пассажиров». По сообщению Минтранса, 10 мая заработал дополнительный паром, спешно переоборудованный для перевозки автомобилей.
До керченского порта паром доходит за 20–30 минут в зависимости от погоды. Крымский берег встречает нас российскими флагами. На причале ежится от ветра человек с табличкой «Пассажирские перевозки. Единый билет». Мои спутники подходят к нему, и тут выясняется, что всем им — в разные города. Водитель обещает отвезти всех «согласно купленным билетам». Маршрут определяется коллективно.
Керчь пестрит билбордами, призывающими на референдум 16 марта. Видны следы сорванных плакатов желто-голубых цветов. На многих домах висят российские флаги. При этом некоторые сотрудники ДПС все еще в украинской форме, особенно это заметно вдали от крупных городов. Во всех магазинах цены и в рублях, и гривнах. Иногда попадаются исключения, но тогда на кассе обязательно висит действующий курс обмена. Он меняется каждую неделю и составляет около 3,1 рубля за гривну. Курс этот скорее рекомендательный, некоторые владельцы ресторанов задирают его до 3,8 рубля за гривну.
«Я уже и русский паспорт получил, — делится с нами водитель микроавтобуса. — Как только прошел референдум, так сразу и квартиру перерегистрировал, и машину. Но украинский паспорт не выкидываю, буду к родственникам ездить». Подобной политики относительно удостоверений придерживаются многие жители Крыма. На его территории все еще действует роуминг, но ввиду его скорой отмены SIM-карты старого образца в магазины больше не завозят. Как не завозят и шоколадки фирмы «Рошен», но уже по другой причине. Однако и то, и другое еще можно отыскать на прилавках. Непривычно низки акцизы на алкоголь и сигареты, а вино-водочные магазины еще не перестроились на российский режим и работают круглосуточно.
Маршрутка быстро летит по пустой трассе, иногда высаживая пассажиров на нужных остановках. Промелькнули Феодосия и Симферополь, остались позади указатели на Гурзуф и Массандру. По билету я должна выйти на следующей остановке, в Ялте. Но помимо меня в микроавтобусе остался еще один пассажир, ему в Севастополь, а поскольку это по дороге, водитель соглашается провезти меня лишние сорок километров до поселка Форос.
Дорога, хотя и уступает по удобству железнодорожному сообщению через Украину, все же значительно упрощает путь до Крыма за счет четко состыкованных по времени составляющих маршрута и минимального количества остановок. Это становится особенно очевидно при попытке проделать обратный маршрут регулярными рейсовыми автобусами. Путь занимает в два раза больше времени, не в последнюю очередь из-за очереди на паромную переправу: большому автобусу требуется значительно больше места на пароме, чем маршрутке.
темы
7 мин