Сила и слабость экономики раскольников
3 мин чтения
Данила Расков. Фото: сообщество Центра Исследований Экономической Культуры в Facebook

Данила Расков. Фото: сообщество Центра Исследований Экономической Культуры в Facebook

Экономист Данила Расков — о деталях христианского и старообрядческого взгляда на экономику  

Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук СПбГУ, прочел лекцию о взгляде на экономику с точки зрения христианской этики. Расков специализируется на изучении старообрядческих общин, в 2012 году он опубликовал книгу «Экономические институты старообрядчества». Очередная лекция из цикла «Homo religiosus», который представили Российская экономическая школа, Фонд Егора Гайдара и Фонд «Династия», прошла 19 июня в культурном центре «ЗИЛ». «Русская планета» писала о первой лекции этого цикла «Экономика библейских мудрецов».

Расков считает, что в христианской этике заложено несколько предпосылок для успешного рационального освоения мира. В частности, христианство, как и другие монотеистические религии, стимулирует способность человека мыслить абстрактно, что необходимо для развития науки. Кроме того, в нем заложена концепция индивидуального спасения: по сравнению с любыми политеистическими религиями речь идет о гораздо большей личной ответственности. И, наконец, возвышение человека над «тварным миром» и его возможность со-творить вместе с Богом, преобразовывать материю.

 Жительницы старообрядческого села Кумская долина в церкви. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Жительницы старообрядческого села Кумская долина в церкви. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Что касается взаимосвязи христианства и экономики, то на протяжении всей истории можно заметить так называемый «монастырский эффект»: аскеза и трудолюбие порождают богатство, когда люди много трудятся и не тратят заработанное, а сберегают. С другой стороны, если человек решает уйти от мира, общество само стремится вручить свое богатство в его ведение. Поэтому в свое время францисканцы за один век стали самым богатым орденом, замечает Расков. Макс Вебер, добавил эксперт, писал, что экономика и религия в целом схожи в своём рациональном, методическом начале, что позволяет религиозному человеку, становясь к станку, рассматривать и свою работу как религиозное действие.

Миру старообрядцев, продолжает Расков, были присущи несколько характерных черт, в частности, что вытекает из их определения, приверженность к обрядам. Староверы часто сравнивают себя с иудеями, говорит Расков: «Однажды мы со студентами услышали в поморской старообрядческой общине: "Мы — русские евреи. Мы тоже по книгам живем, заглядываем к них, интерпретируем, и какая интерпретация возобладала, по той и живем"».

Другая черта — эсхатологизм, ожидание конца света. Причем оно могло выливаться как в самосожжение, самоуморение, так и в желание как можно больше трудиться и создавать. И третье — желание выработать такую практику, которая в наибольшей степени соответствовала бы правильному житию. Причем правила должны регламентировать всё, ведь Антихрист может оказаться везде, замечает Расков. Например, для старовера важен вопрос: можно ли пользоваться телефоном? «Есть старообрядцы, считающие, что телефон нельзя держать дома. Дом — это священное пространство, поэтому мобильные телефоны вешаются на специальные крючки у входа. Или телевизор — я знал семью, где у старшего поколения телевизор был табу, но если он стоит в шкафу, то можно. Можно иногда его включить, например, чтобы показать детям мультики», — рассказывает Расков.

 Валяльщик валенок старообрядческой деревни Луговая. Фото: Фред Гринберг / РИА Новости

Валяльщик валенок старообрядческой деревни Луговая. Фото: Фред Гринберг / РИА Новости

Многие из тех, кто изучал старообрядцев, замечали, что их села более зажиточные, в частности, там больше скота. Им свойственны бережливость и трудолюбие, взаимопомощь, доверие между членами общины, аскетизм и сознание своей избранности. У старообрядцев всегда хорошо были развиты ремесла, в том числе, они неплохо умели подделывать купюры и паспорта: во времена гонений вести торговлю можно было только по поддельным документам.

Хотя считалось, что между куплей и продажей вторгается грех, торговля и предпринимательство в общинах поощрялись, а духовная элита становилась во главе торговых дел. Гонения способствовали сплочению и усилению общины, но они перемежались с либеральными периодами. Бывало, что старообрядцев даже награждали государственными грамотами и медалями, потому что только купцы-старообрядцы могли отремонтировать разбитую дорогу на пути следования государя.

В 1832 году 18 % текстильных фабрик в России принадлежало староверам, говорит Расков. Но после 70 года этот показатель снижается. Спад благополучия старообрядцев связан с неразвитостью у них рыночных отношений и с тем, что старообрядческая этика имеет амбивалентный характер: одни и те же черты в разные исторические периоды способствуют процветанию либо отставанию. Например, трудолюбие старообрядцев было позитивным фактором до появления машинного производства: по логике старообрядцев, не стоит заменять ручной труд станками, ведь люди и так хорошо работают. Бережливость способствовала самофинансированию, экономической независимости в условиях отсутствия рынков капитала, но когда появилась возможность брать кредиты в банках под низкий процент, привычка жить «на свои» ограничивала рост богатства. Доверие староверов друг к другу позволяло давать беспроцентные кредиты, но оборачивалось недоверием к рыночным механизмам вне общины, а это тормозило экономическое развитие. Сильные связи в общине делали ее замкнутой внутри самой себя, резюмирует Расков.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Великий либертарианский заговор Далее в рубрике Великий либертарианский заговорWikiLeaks обнародовал секретный международный договор о полной дерегуляции мирового рынка услуг — мир станет еще неолиберальнее Читайте в рубрике «Общество» Чёртов ров товарища Сталина78 лет назад по личному приказу Иосифа Виссарионовича была организована массовая внесудебная расправа Чёртов ров товарища Сталина
Комментарии
16 июля 2014, 18:43
Тупее статьи не читал. Противопоставляют христиан и старообрядцев,будто староверы не христиане. До никоновской реформы.проводимой в угоду царизма, все русские были староверы. Срароверы не курят и не пьют, среди них нет наркоманов . Именно благодаря русским старообрядческим общинам в мире очень уважают русских. Зато т.н. православные христиане - сплошь алкаши и грешники.
11 июля 2014, 14:25
Сколько видел старообрядцев, никто на жизнь не жаловался. Все в заботе, работе. Многие в бизнесе. Тем не менее, довольно закрытое общество.
17 июля 2014, 13:35
общество, тем более родовое, должно быть закрыто от вируса вражеского.. славяне сделали ошибку приняв христианство(антихриство) как лыковы открылись цивилизации не набрав силы рода.
07 июля 2014, 22:52
Старобрядцы и поморы это жалкое подобие евреев, которые несмотря на все запреты и антисемитизм, выбивались в люди и становились самыми коммерчески успешными купцами и латифундистами от Варшавы до Самары
ait
27 июня 2014, 19:07
на Снобе недавно выходил большой материал по теме. достаточно глупо тереть все комментарии со ссылками, какой-то бункер тут у вас.
27 июня 2014, 20:25
.
28 июня 2014, 16:32
и уведомлений о комментариях не приходит вообще никаких. зачем так жить? : )
29 июня 2014, 21:39
попробуйте обратиться к администратору
26 июня 2014, 20:34
Статья и слабая и неряшливая одновременно. Как можно «порассуждать» об экономике старообрядцев, не напомнив читателю, что крестьяне-староверы были обложены двойной податью, по сравнению с никонианами?
Во многом именно по этой причине они уходили осваивать Сибирь, стремились стать купцами и горнозаводчиками. Горнорудная промышленность Урала и Алтая стремительно поднималась именно благодаря старообрядцам… Что, разве здесь отсутствует «экономический момент» в общегосударственном контексте?
Единый поток старообрядческий почти сразу после Раскола разбился на множество больших рек, малых рек и ручейков. Здесь и «уклоны» различные, и общины староверческие… Есть откровенно архаичные небольшие группы, одиноких и затерянных в тайге людей, сохранивших, тем не менее, искру истинной Веры.
Судьба русского Старобрядчества – это, прежде всего, подвиг истинной Веры, а не «экономическое чудо».
Вместе с тем, несомненным феноменом является то, что крупнейшие московские купцы-«милионщики» и меценаты были именно старообрядцы. Например, Рябушинские.
И потом, откуда этот наветик о, якобы особых способностях староверов в подделке документов и фальшивомонетчества? Подобное надо подкреплять источниками.
17 июля 2014, 13:17
да действительно люди старой веры были трудолюбивы, с целью и основой будущего а посему были раскулачены голытьбой во славу царя и отечества..
24 июня 2014, 12:52
Про особую роль религии в экономике давным давно исчерпывающе написал Галковский в эссе"О пользе контекста". Дешёвые кредиты от врагов России для финансирования революции, вот и весь секрет Морозовых, Гучковых итп.
23 июня 2014, 13:40
И все же, на мой взгляд, излишняя религизация общества и политики существенно тормозит процесс развития цивилизации. Один из наиболее налядных примеров данного утверждения - колоссальный промышленный, научный и экономический взлет эпохи научного коммунизма и атеизма в Советском Союзе.
17 июля 2014, 12:54
гектор видимо не знает истинного значения слова ци- вили-зация в переводе.. . Это технократический путь ведущий к вырождению человечества и гибели природы. Гонка к богатству, чтобы преобладать над другими, и еще не за счет своего труда.. поясню - проценты, прибыли , капиталы -- т.е. - взращивание своим трудом присосок на теле общества.. ПРОСТО ЗАДУМАЙТЕСЬ хоть раз над своими путями и целями в жизни., без эгоистических яконий.
05 июля 2014, 09:05
процесс развития цивилизации в том плане в каком вы его представляете, приводит к вырождению навыков индивидуального выживания. Знание для них - это энное количество бит, записанных на флешку, но вот собрать компьютер чтоб флешку прочитать знаний уже не хватит
как известно, старообрядцы в своих общинах не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг и новых обрядов. Сейчас они не признают телевизоры, телефоны и прочие следствия прогресса.

Мне всегда жалко детей в таких семьях, оно надо молодежи, вот в чем вопрос?
17 июля 2014, 12:42
а вот молодежи как раз то и надо.. и теперь подумайте почему.., исходя из уровня своего духовного развития.
22 июня 2014, 12:28
С такими "экспертами", как предыдущие комментаторы, и спорить не о чем - настолько вопиюще их невежество))) Автор же позволила себе конфессиональную пристрастность - что не делает чести ни ей, ни изданию. Но это к слову.

Вообще же и в книжке своей, и в лекции Расков многое путает. И действительно неоправданно выставляет хозяйственную деятельность на одно из первых мест в мотивации старообрядцев - тогда как хозяйственная деятельность долго (до выхода на сцену внуков, а кое-где правнуков основателей некоторых купеческих династий) была на 3 месте. (На первом месте - аскетика, то есть жизнь молитвенная, на втором - благотворительность и прочие виды помощи ближним). Вопреки язычникам, воображающим себя "толкователями Евангелия" Господь учил "и это делать, и о другом не забывать" ("знатоки" пусть попробуют найти Евангелие, главу и стих по синодальному изданию - глядишь, Евангелие перечитают и не будут в Интернете самоуверенную чушь писатьулыбка)
17 июля 2014, 12:32
Похоже данный эксперт сам не научился размышлять и обращаться к фактам.. что вы все уцепились за евангелия, токования сами то как мыслите..? язычники никогда не были токователями библии..- они поклонялись природе чтили своих предков и жили по совести -- вот и вся их библия..конечно автор много путает на то он и экономист. староверы - это не старообрядцы а с христианами вообще разные подходы к жизни , следовательно и к ведению хозяйства тоже. Они трудились не для торговли а для достатка семьи и для общины своей родовой. для чего применяли ручной труд и не пользовались недрами земли считая что она живая нефть ей также необходима как нам печенка..
21 июня 2014, 08:25
Все эти "общинники" похожи , пока живы здоровы - валят валенки и полбу едят, а как зуб заболит - все бросают и в город к стоматологу едут. Болтовня сплошная..
точно как экзотика годится, как исследования среза общества и проекция на прошлое никуда не подходит, и не всунуть эту теорию никуда, так смех один
21 июня 2014, 06:17
Полнейшая чушь. Евангелие предписывает ни о чём не заботиться, не думать о завтрашнем дне, всё имущество продать и деньги раздать нищим, а жить на подаяние. Не противиться "злому" - т.е. преступнику, и не осуждать его, но всё, что захочет - отдать, и не как-нибудь, а с "любовью". Самые почётные у бога люди - мытари, грешники и проститутки. Если преступник покается - радости на небесах больше, чем о 100 праведниках. Так зачем быть праведником? Как-то беспонтово... О работе, о долге, о творчестве - нет ни слова. Да и какой долг, перед кем? Всех родных и близких надо возненавидеть, мужей и детей бросить - как Мария Клеопова и Иоанна, "жена Хузаня", забрать деньги из дому и пуститься в бродяжничество... А у ап.Павла читаем, что лучше и не жениться вовсе, и детей не заводить: от них бывают "скорби"!
Разумеется, со временем Церковь многое перетолковала, ибо с такими "заповедями" долго не проживёшь. Тем более, что сам "господь", оказывается, "любит пить вино", а вокруг него вертятся совершенно голые мальчики... В общем, старообрядцы, конечно, жили по старым, языческим идеалам и обычаям - по совести и здравому смыслу, и потому были успешны. А к концу 19 века не смогли конкурировать с еврейской мафией, которая уже подмяла под себя экономику России. Вот и весь сказ.
17 июля 2014, 13:10
Ну вот..., женщина и то мыслит трезво.., ну и добавлю: в отличие от страрообрядцев староверы не могли разрабатывать недра дабы губить природу и жили по потребностям, с заботой и во славу рода своего.. следовательно не могли быть горнодобытчиками и фабрикантами, чего не скажешь о старообрядцах, которые частично приняли христианство.. отсюда дальнейшие выводы.
06 июля 2014, 10:59
согласен полностью !
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!